Преподавание русского языка Урок развития речи. Сочинение "Вот и кончилась зима, а весне — начало" в форме миниатюрыNotice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 1508 Постных Лилия Викторовна, учитель русского языка и литературы Цели:
Оборудование: картины И. Левитана “Март”, “Весна. Большая вода” и видеозапись пьесы П. И. Чайковского “Времена года. Апрель”. Оснащение: раздаточный материал, тексты со стихами и прозой о весенней природе. Ход урока. I. Сегодня у нас урок несколько необычный. Что это значит? Вы сейчас сами поймете, если придумаете к слову "необычный" синонимы. Вопрос к классу: Для этого, конечно, необходимо вспомнить, какие слова называются синонимами? Слово учителя: Итак, урок наш мы попытаемся сделать сказочным, волшебным. Хотели бы вы стать волшебниками? Действительно, здорово быть волшебником! Но для этого нам так необходима (что?). Правильно, волшебная палочка. Волшебной палочкой сегодня у нас будет обычная авторучка. Вы до сих пор и не подозревали, что это самая настоящая волшебная палочка, способная творить чудеса. Но этому нужно учиться. - Скажите, волшебник ли писал сочинение, которое вы сейчас услышите? "Наступает весна. На полях местами лежит снег. В лесах он лежит всюду. Лед на реке стал темным." - Заинтересовало ли вас это сочинение? Нет? А почему? Чтобы разобраться в этом, послушаем, как описывают красавицу весну мастера художественной литературы - писатели и поэты. Чтение отрывков (2-3 человека). Тема сегодняшнего урока: “Вот и кончилась зима, а весне – начало”. Мы с вами будем учиться составлять текст-описание с использованием различных средств художественной выразительности: и эпитетов, и метафор, и олицетворений. А помогут нам в этом картины И. Левитана “Март”, “Весна. Большая вода”, музыкальная пьеса П. И. Чайковского “Времена года. Апрель” и произведения мастеров художественной литературы - писателей и поэтов. II. А сейчас, ребята, постараемся не просто слушать, а вслушаться, чтобы понять музыкальное содержание пьесы композитора и содержание лирического произведения. Звучит пьеса Чайковского и на фоне этой музыки слово учителя.
III. Вопросы к классу.
IV. А сейчас посмотрите, как все, о чем мы говорили с вами только что, изображено на картинах И. Левитана.
Речка (синяя, ярко-голубая, черная). Небо (сияет своей синевой, чистой как воды Байкала). Снег (последний, черный, как ночь в январе). Лес (прозрачный, тени прячутся за деревья). V. Видеозапись (капель).
Итак, ребята, мы с вами прослушали музыкальное произведение П. И Чайковского, стихотворение Ф. И. Тютчева, знакомились с содержанием картин художника И. Левитана, но все это писали мастера. Однако, ребята, волшебниками не рождаются, ими становятся. Давайте и мы вами попробуем написать красивое сочинение. Для этого нужно лишь только очень постараться. - Что же мы будем описывать? Назовите предметы, явления природы, которые мы будем описывать в рамках темы урока. Запишем некоторые из названных слов: погода, деревья, небо, река, солнце, ручьи, капель, состояние природы. - Наверное, каждый из вас успел заметить, как красив приход весны. Вот об этом нам и предстоит рассказать. Мы уже записали несколько слов, но они пока еще не звучащие, нам нужно попробовать оживить их. - Как вы думаете, ребята, в каком стиле нам предстоит написать сочинение? Назовите особенности художественного стиля (использование лексических средств художественной выразительности: метафор, сравнений и т. д.) Используя олицетворение, опишите состояние природы ранней весной. Напомните мне, пожалуйста, значение слова "олицетворение" (вид метафоры, перенесение свойств одушевленных предметов на неодушевленные). - Итак, запишем первое предложение нашего сочинения. Оно может быть, например, таким: "Природа в ожидании пробуждения от зимней спячки". - Сейчас мы создаем свой художественный мир. Как мы захотим, так все и будет. Захотим, чтобы день был веселый, яркий, прозрачный, - он будет таким. Захотим, чтобы снег был последним и лежал, съежившись, на солнце, - и произойдет чудо! Нужно только это написать.(Вы не забыли, что в ваших руках волшебная палочка?) Пока чудо не произошло, но все в ваших силах. - Попробуем подобрать определение к записанным существительным в опорном конспекте № 1, задания 2 (по схеме прилаг. + сущ. Например: "день весенний"), используя свой жизненный опыт, своё воображение, можно использовать раздаточный стихотворный и прозаический материал. - Ребята, если для кого-то это задание непосильно, то вы можете выполнить задание 3 в опорном конспекте, подобрав к данным существительным перечисленные ниже прилагательные. - Все записи оформляйте в самом конспекте. - Живописец рисует красками, а мы вместо красок используем слова. Итак, наша с вами задача - описать весенний день. Перед вами листы - клише. - Запишите предложение-клише: используя заготовки-словосочетания и слова в скобках, заполните пропуски.
VI. Итак, задача нашего сегодняшнего урока - написать сочинение - миниатюру (4-6 предложений). А как вы понимаете значение этого слова? Если сомневаетесь, загляните в подсказку. VII. А теперь (по желанию) прочитаем несколько сочинений целиком. Заслушивание одной - двух работ. Редактирование. "С земли еще не сошел снег, а в душу уже просится весна. Земля холодна, грязь со снегом хлюпает под ногами, но как кругом все весело, ласково, приветливо!" "Воздух ясен и прозрачен. Солнце светит ярко ,и лучи его, играя и улыбаясь, купаются в лужах вместе с воробьями." "Река надувается и темнеет; она уже проснулась и не сегодня - завтра заревет. Деревья голы, но уже живут, дышат." "Все хорошо в это счастливое время года, в особенности если вы любите природу..." Вот какие замечательные сочинения у нас получились! Нелегкое это дело — быть волшебником, но если постараться, то у нас все получится. Понравилось вам держать в руках волшебную палочку? Если захотите, можете дополнить или продолжить сочинение-описание. Оно у нас пока незаконченное, окончание напишите дома. А чтобы потренироваться в волшебстве, послушайте, что говорят разбуженные солнцем ручейки, и расскажите об этом в своем сочинении. Не забудьте проверить орфограммы, вспомните, как оформляется диалог и прямая речь на письме. VIII. Домашнее задание: 1 группа – творческое задание для тех, кто справился с работой: составить свой словарь на весеннюю тему, можно пользоваться строками из стихотворений (или написать этюд в газету). 2 группа - дописать сочинение и подобрать стихотворения поэтов или произведения писателей на весеннюю тему (5-6 предложений записать в тетрадь). 3 группа - пишут дома сочинения, воспользовавшись клише. Подсказки Синонимы - это слова одной и той же части речи, которые обозначают одно и то же, но могут отличаться друг от друга оттенками лексического значения и употреблением в речи. Изобразительно-выразительные средства языка: эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворения (они рисуют, изображают, чтобы мы увидели, представили, вообразили) выражают отношение, чувства; передают мысли и эмоции автора. Олицетворение - вид метафоры, перенесения свойств одушевленных предметов на неодушевленные. Стили речи - художественный, научный, публицистический, официально-деловой, разговорный. Особенности художественного стиля - использование лексических средств художественной выразительности: метафор, сравнений, олицетворений.
Опорный конспект №1 Необычный – 2. Небо – Солнце – Река – Деревья – День – Снег – Лес – Ветер – 3. Задание: Составить словосочетания, соединив слова, подходящие по смыслу: земля воздух солнце лучи река деревья день ясный прозрачный холодный темный голый ласковый веселый приветливый 4. Состояние природы: свет, яркость, прозрачность, тишина, покой, завывание, пробуждение. Клише (фраза, выражение, воспроизводимое по образцу) 1. С земли еще не сошел _______, а в душу уже (проситься, стучаться, заглядывать) весна. Земля (холодна, темна, мерзлая), грязь со снегом хлюпает под ногами, но как кругом всё_________,_________,__________! 2. Воздух ______ и ______. Солнце (светить, сиять, сверкать) _______, и лучи его, играя и улыбаясь, (купаться, переливаться, играть) в лужах вместе (с кем?) ______. 3. Река _______ и _______; она уже проснулась и не сегодня - завтра (зареветь, зашуметь, забурлить, тронуться). 4. Деревья ______, но уже живут, (дышать, качаться, проснуться). 5. Все ______ в это ______ время года, а в особенности если вы (ценить, любить, уважать, восхищаться) природу. Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |