Преподавание русского языка Разработка урока русского языка "Правописание суффиксов имен существительных и прилагательных" с использованием опорных схем-конспектов Ю.С. МеженкоNotice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 1249 Чуфарова Татьяна Ивановна, преподаватель русского языка и литературы
Оборудование: магнитофон, аудиокассета, ОСК, карточки для индивидуальных заданий, учебник, памятки всех видов разбора. Ход урокаI. Организационный моментМинутка эмоциональной разгрузки (звучит спокойная классическая музыка (“Вальс цветов”)). Учитель: Представьте, что наступает весна, солнышко пригревает, растаял снег, растут цветы… С этим весенним настроением мы и начинаем урок. II. Зарядка для умаа) Устная (по вопросам). – Какие разделы русского языка вы знаете? (Фонетика – “фонема” звук; лексика – значение слова; фразеология – устойчивые сочетания слов; морфемика и словообразование – состав слова и словообразование; морфология – части речи; синтаксис – с/с, предложения, текст; пунктуация – знаки препинания.) – Что они изучают? Без какого раздела нельзя обойтись почти в каждом выше перечисленном? (Орфография.) – С чем это связано? (Мы изучаем произношение и написание, значение слова и написание, состав слова, словообразование ин…) Вывод: никак не обойтись без ОРФОГРАФИИ – системы правил на разные темы. б) например:
– Какая общая мысль объединяет эти высказывания?
Вывод: практически в каждом разделе мы обращаемся к орфографии. в) мгновенная проверка знаний на орфограмму “Правописание приставок – пре-при”. (заготовка на листочках, подписать, указать справа тему). III. Сообщение темы и целей занятия. Запись темы в тетрадиIV. Подача теоретического материала преподавателем по ОСКа) о – ё после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях существительных и прилагательных.
б) Суффиксы -щик- (-чик-), -ек-, -ик-
Суффикс -ек- пишется в том случае, если при изменении слова гласная е выпадает. В противном случае пишем суффикс -нк-. в) -нн- в суффиксах прилагательных пишется:
в) -нн- и -н- в суффиксах прилагательных (блок левый и правый). г) Степени сравнения качественных прилагательных.
V. Первичное воспроизведение теоретического материала по ОСКVI. Чтение правил по учебнику(а – с.87; б – с. 99, 101; в – с. 112-113). Соотнесение их с опорными схемами – конспектами VII. Первичное закрепление и частичное воспроизведение ОСК.VIII. Практическая работа по группам.1) На доске записано предложение: Моще (н, нн) ая дорого прорезала по дли (н, нн) е деревню и вильнув вправо ушла по деревя(н,нн)о– му мосту через (не) широкую, но быструю речку. (В. Богомолов). Задание для 1 группы: выполнить синтаксический разбор предложения, расставить знаки препинания. Задание для 2 группы: Объяснить пропущенные орфограммы, подобрать по 3 примера на каждую. 2) После проверки заданий повторяем еще раз правописание -н- и -нн- в суффиксах прилагательных по учебнику (с. 112-113) и ОСК. 3) Дополнительная информация. – в кратких прилагательных пишется столько же н, сколько и в полных: воспитанная девушка – девушка воспитанна. – необходимо запомнить: масляный (для масла, на масле, из масла): масляная лампа, масляный насос, масляное пятно, масляная краска; но масленый (запачканный, пропитанный, смазанный маслом): масленые руки, масляная каша, масленые глаза, масленая неделя. -н- и -нн- в им. существительных определяется теми же правилами, что и в полных прилагательных: осинник (корень оканчивается на -н-, суффикс начинается с -н-), нефтяник (суффикс -ян-). С -н- или -нн- пишутся существительные, образованные от соответствующих основ: конопляник, песчаник, гостиница, дружинник, именинник, малинник, конница, лиственница. Необходимо запомнить: приданое, бесприданница, воспитанник, избранник, священник, ставленник, утопленник, вареник, мороженое, мученик, труженик, ученик. IX. Отработка умений и навыков1). Упр. 194 – с комментированием. 2). Цифровой диктант. а) Отметьте номера существительных, в которых пишется -н-: 1) берестян...ик, 2) великомучен...ик, 3) вишен...ик, 4) воспитан...ик, 5) задолжен...ость, 6) злоумышлен...ик, 7) избран...ик, 8) измен...ик, 9)коноплян...ик, 10) копчен...ости, 11) листвен...ица, 12) осин...ик, 13) мадонн...а, 14) мошен...ичество, 15) маслен...ица, 16) наклон...ость, 17) одновремен...ость, 18) подлин...ик, 19) ольшан...ик, 20) племян...ик. Ответы: 1, 2, 9, 10, 15, 19. б) Отметьте случаи написания -нн- в прилагательных: 1) безветрен...ый день, 2) бульон...ый кубик, 3) ворон...ой конь, 4) глинян...ый горшок, 5) грачин...ое гнездо, 6) диван...ая подушка, 7) искусствен...ый шелк, 8) картин...ая галерея, 9) лекарствен...ое растение, 10) овчин...ый полушубок, 11) почтен...ый старик, 12) свин...ые ножки, 13) смешан...ый соус, 14) солян...ая кислота, 15) струн...ый квартет, 16) таможен...ый досмотр, 17) телефон...ый разговор, 18) тыквен...ая каша, 19) экзаменацион...ая работа, 20) бедствен...ый. Ответы: 1, 2, 6-11, 13, 15-20. 3). Карточки для индивидуальной работы. – Образуйте от приведенных существительных прилагательные с суффиксами:
X. Подведение итогов, обобщениеXI. Дифференцированное домашнее заданиеВыучить ОСК и правила на с. 87, 99, 101, 112-113 учебника. Работа по вариантам: слабым – упр. 199, сильным – составить словарный диктант по теме “Правописание суффиксов -чик- (-щик-), -отж-, -от-, -ость-, -ин-, -изн- в существительных” (50 слов). Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |