Notice: Undefined variable: stop in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 222
Викторина по произведениям А.С. Пушкина "Капитанская дочка", "Дубровский", "Пиковая дама" для учащихся 8-х классов
Notice: Undefined variable: revisit in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 548

   ТОП 20 статей сайта

 • Сочинения по литературе
 • Филология - рефераты
 • Преподавание литературы
 • Преподавание русского языка


Notice: Undefined variable: fullref in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 568
 НАЙТИ НА САЙТЕ:


   Рекомендуем посетить






























































Преподавание литературы

Викторина по произведениям А.С. Пушкина "Капитанская дочка", "Дубровский", "Пиковая дама" для учащихся 8-х классов


Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596

Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Добавлено: 2012.08.26
Просмотров: 1440

Герасимова Наталия Ивановна, учитель русского языка и литературы

Викторина по литературе проводится по типу телевизионной игры “Умницы и умники”. Она способствует формированию у учащихся внимательного отношения к детали в художественном произведении, к её роли и идейно-образной структуре. Викторину можно провести на обобщающем занятии по творчеству А.С. Пушкина, можно в форме диагностического контроля перед непосредственным изучением произведений А.С. Пушкина.

Правила игры: викторина состоит из трёх этапов, в ходе которых из 9 участников в финал выйдут трое. Финальное состязание определит победителя.

За каждый правильный ответ участнику игры даётся визитка. В случае если участник затруднится дать ответ или даст неверный ответ, ведущий обращается к зрителям. Для зрителей, набравших большее количество визиток, можно организовать, по желанию учителя, дополнительный этап.

Перед участниками стоит задача определить дорожку, по которой они начнут состязание. Право выбора первому предоставляется участнику, лучше других справившемуся с заданием.

У первой группы самый короткий путь к победе, участник игры должен ответить лишь на два вопроса, но участник, выбравший короткий путь не имеет права на ошибку.

Участника второй группы ожидают три вопроса, для него допустима одна неточность в ответе.

Участникам третьей группы задаётся четыре вопроса, но они могут ошибиться дважды.

Состязание судит жюри.

Вопросы и задания составлены по книге: А.С. Пушкин. Сочинения в трёх томах. Том третий. Проза. Москва “художественная литература”, 1987.

Первый этап.

Вопросы для розыгрыша группы учащихся.

1. Вспомните название произведения А.С. Пушкина, после выхода которого другой прославленный поэт сделал надпись на своём портрете: “Победителю-ученику от побеждённого учителя: в тот высокоторжественный день, в который он окончил свою поэму… 1820 марта 26, великая пятница”. (“Руслан и Людмила”, В.А. Жуковский).

2. Назовите художественные произведения Пушкина, в основу которых легли реальные исторические события. (“Капитанская дочка”, “Полтава”, “Арап Петра Великого”).

3. Вспомните фамилию вымышленного автора нескольких повестей писателя, назовите их. (Иван Петрович Белкин: “Выстрел”, “Метель”, “Гробовщик”, “Станционный смотритель”, “Барышня-крестьянка”).

Третья группа.

Вопросы и задания.

- Согласно описанию, Вы человек “наружности замечательной: лет сорока от роду, росту среднего, худощав и широкоплеч”. Лицо Ваше “имело выражение довольно приятное, но плутовское”. Вы себя узнали? Представьтесь. (Вожатый, Е. Пугачёв, “Капитанская дочка”; гл. II, с. 240).

1. - Уважаемый атаман, о чём извещали Вы жителей Белогорской крепости в воззвании, писанном полуграмотным казаком? (О намерении идти на крепость, приглашал казаков и солдат в свою “шайку”, командиров “увещевал не сопротивляться”, угрожая казнью в противном случае; гл. VI, с.265).

2. - Вспомните, уважаемый, как нелестно отвечал Вам комендант на Ваш вопрос: “Как ты смел противиться мне, своему государю?” (“Ты мне не государь, ты вор и самозванец!”; гл. VII, с. 272).

3. - Почему Вы отпустили Петра Гринёва в Оренбург, хотя он не был добр с Вами? (Он поразил меня своей искренностью; гл.VIII, c 279).

4. - Напомните нам сказку старой калмычки. С какой целью Вы рассказали её спутнику? (Гл. XI, с. 289).

Вторая группа.

- Согласно авторскому замечанию, Вы женщина немолодая, но “прехрабрая дама”. О таких говорят, “неробкого десятка”. Вы узнали себя? (Василиса Егоровна).

1. - Потрудитесь вспомнить, за каким занятием застал Вас Петр Андреевич Гринёв во время приезда в крепость? (Разматывала нитки , которые держал “кривой старичок в офицерском мундире”; гл. III, с 244).

2. - Как Вы определили приданое дочери? (“Частый гребень, да веник, да алтын денег, с чем в баню сходить”; гл.III, с 247).

3. - Каким образом Иван Кузьмич выпроводил Вас с Машей к попадье? (Он сказал, “будто бы отец Герасим получил из Оренбурга какие-то чудные известия, которые содержит в великой тайне”; гл. VI, с. 262).

Первая группа.

- Вы персона лет сорока, обладательница “приятного голоса, но властного”. Лицо Ваше “полное и румяное, выражало важность и спокойствие, а голубые глаза и лёгкая улыбка имели прелесть неизъяснимую”. Назовите себя. (Императрица Екатерина; гл. XIV, с. 315).

1. – Ваше превосходительство, напомните нам, какой породы Ваша любимая собачка? (Белая собачка английской породы; гл.XIV, с. 315).

2. – В беседе с Марьей Ивановной вы сказали: “Я рада, что смогла сдержать своё слово и исполнить вашу просьбу”. Объясните, пожалуйста, в чём заключалась просьба девицы Мироновой, и как Вы её исполнили? (Гл. XIV, с 316).

Второй этап.

Задание для розыгрыша дорожек.

Назовите известные Вам русские города, связанные с жизнью и творчеством А.С. Пушкина.

Третья группа.

- Вы молодой человек, воспитывающийся в Кадетском корпусе, служили корнетом в гвардии, волей судьбы вынуждены вернуться в имение отца, где Вас ждали преобразования. Назовите себя. (Владимир Дубровский).

1. – Уважаемый Владимир Андреевич, сколько Вам лет? (19 лет; на 8 году отправлен в Петербург, 12 лет не был на родине; гл. III, с 137, 139).

2. – Назовите отличительные черты атамана Дубровского. (“Славился умом, отважностью и каким-то великодушием”; гл.VII, с.150).

3. - Каковы были Ваши тайные намерения на посещение дома Троекуровых? (Месть – цель приезда дом Троекуровых; любовь к Маше Троекуровой;, гл.XII, с 169; “Первый мой кровавый подвиг должен был свершиться над ним, но любовь к Маше изменила цель приезда”.

4. – Что увидел охваченный глубоким горем молодой Дубровский, приближаясь к дому после похорон отца? (“Навстречу Дубровскому попался поп со своим причётом. Мысль о несчастливом предзнаменовании пришла ему в голову. Приближаясь, увидел он множество народа; крестьяне и дворовые люди толпились на барском дворе. Издали услышал Владимир необыкновенный шум и говор. Суд приехал”; гл. V, с. 144).

Вторая группа.

- Вы старинный русский барин, владелец дома, всегда “полного гостями”, человек малообразованный, избалованный своим окружением, большой волокита за девушками. “Его богатства, знатный род и связи давали ему большой вес в губернии. Губернские чиновники трепетали при его имени”. Однако Вы не занимали никакой общественной должности. (Кирилла Петрович Троекуров; гл. I, с.125).

1. - Зачем Вам, любезный Кирилла Петрович, огромное количество собак (более 500 гончих и борзых)? (Кирилла Петрович гордился сим прекрасным заведением и никогда не упускал случая похвастаться оным перед своими гостями, из коих каждый осматривал его по крайней мере в двадцатый раз”; гл.I, с. 127).

2. - Каковы были благородные увеселения русского барина Троекурова? (Новичка вталкивали в комнату, где привязывали проголодавшегося медведя, который был безопасен только в одном углу комнаты; гл. VIII, с. 153).

3. - Чем Вы, уважаемый Кирилла Петрович, наводили “страх на губернию”? (Троекуров не раз совершал “набеги”, разорял дотла владения и “осаждал самого помещика в его усадьбе. Такие подвиги были ему не в диковинку”; гл.I, с.129).

Первая группа.

- Вы являетесь предметом внимания и интереса в своём кругу. Воспитывались Вы в аристократических предрассудках, редко появляетесь на обедах среди гостей, читаете сочинения французских писателей XVIII века. У Вас нет подруг, Вы привыкли к одиночеству и уединению. Кто Вы, милая барышня? (Мария Кирилловна Троекурова; гл. VIII, с. 151).

1. - Вам интересны музыкальные уроки господина Дефоржа. На каком музыкальном инструменте Вы себе аккомпанируете? (На фортепьяно; гл. XI, с. 166).

2. - Вспомните своё объяснение с отцом. Ваша душа разрывается от горя. Вы умоляете Кириллу Петровича не отдавать Вас замуж за нелюбимого. “Папенька, вам без меня будет грустно, ещё грустнее, когда…”. Продолжите фразу. (“…когда подумаете, что я несчастлива, папенька”; гл. XVI, с. 178).

Третий этап.

Задание для розыгрыша дорожек.

- Придумайте название газете, которая бы выходила в губернском городе, и напишите заметку о розыске молодого разбойника Владимира Дубровского.

Третья группа.

- Молодой человек, Вы инженер, небогаты. По замечанию автора, Вы “имели сильные страсти и огненное воображение, но твёрдость спасла Вас от обыкновенных заблуждений молодости”. Вас занимали карты, но Вы никогда не играли. Представьтесь. (Германн, “Пиковая дама”, гл. I, с. 189).

1. - Так почему же, уважаемый Германн, Вы любили карты, но “отроду не брали карты в руки”? (“Я не в состоянии жертвовать необходимым в надежде приобрести излишнее”; гл. I, с 189).

2. - Германн, Вы писали письма Лизавете Ивановне вдохновлённые страстью и на языке “вам свойственном”. Какой же язык Вам был родственный? (Немецкий. Я сын обрусевшего немца; гл. II, с. 196).

3. - Знаете ли Вы, с кем сравнивал Вас Томский?. Назовите. (“У него профиль Наполеона, а душа Мефистофеля”; гл. IV, с. 203).

4. - Какие три злодейства на Вашей совести? (Первое – Лизавета Ивановна, второе – старая княгиня, третье – я сам).

Вторая группа.

- По характеристике автора, Вы “ пренесчастное создание”, молодая девушка, вынужденная терпеть капризы избалованной княгини, её холодный эгоизм. Вы были “домашней мученицей”. Вы…? (Лизавета Ивановна, воспитанница старой княгини; гл. II, с. 194).

1. - Что заставило Вас откликнуться на любовь Германна? (“Она была самолюбива, живо чувствовала своё положение и глядела кругом себя, - с нетерпением ожидая избавителя”; гл.II, с. 195).

2. - Укажите, любезная Лизавета Ивановна, в чём причины Вашей трагедии? (Я была расчётлива).

3. - Как Вы думаете, успел ли полюбить Вас Германн? (Думаю, да. Об этом свидетельствует поцелуй; гл.IV, с. 205).

Первая группа.

- Вам, уважаемый князь, около пятидесяти, но “наружность ваша была приятна, замечательна”, некогда Вы блистали в свете и были любезны с женщинами. Вы богаты, но холосты и вынуждены скучать в деревне. Информация исчерпывающая, чтобы угадать имя Вашего персонажа. (Князь Верейский. “Дубровский”; гл. XIII, с. 171).

1. - вы долгое время жили за границей. Какой отпечаток это наложило на Ваш быт? (Мне нравились английские сады, дом построен “во вкусе английских замков. Перед домом расстилался густо-зелёный луг, на коем паслись швейцарские коровы… пространный парк окружал дом со всех сторон”; гл.XIII, с. 1730.

2. - Известно, что в имении Троекурова много примечательного, чем гордился хозяин. Но что же более всего поразило Вас? (Меня поразила красота Марьи Кирилловны; гл. XIII, с. 172).

Финал.

Вопросы и задания для розыгрыша дорожек.

1. - Назовите произведения Пушкина, где одну из главных героинь зовут Мария. (“Капитанская дочка”, “Метель”, “Дубровский”).

2. - Какую русскую народную песню Пушкин дважды использует в своих произведениях? (“Не шуми, мати, зелёная дубровушка…”: “Дубровский”, “Капитанская дочка”).

3. - Назовите общее название произведений Пушкина, Лермонтова, Толстого. (“Кавказский пленник”).

Третья группа.

- Вы сержант Семёновского полка, воспитывались дома под надзором дядьки, поэтому знали “русскую грамоту и могли судить (очень здраво) о свойствах борзого кобеля”. Служить же Вас отправили в яицкие степи. Представьтесь. (Пётр Андреевич Гринёв).

1. - Вы заявили: “Итак, все мои блестящие надежды рушились!” Что же Вы имели в виду? (Мысль о службе сливалась во мне с мыслями о свободе, об удовольствиях петербургской жизни. Я воображал себя офицером гвардии, что, по мнению моему, была верхом благополучия человеческого”; гл. I, с. 230-232).

2. - Над чем и почему, уважаемый сударь, Вы благодушно шутите и посмеиваетесь, вспоминая детские годы и жизнь в Белогорской крепости. (Воспитание заключалось в знании “свойств борзого кобеля”, кое-как читать по-французски и драться на шпагах; в крепости круг общения был заключён в семье коменданта Миронова, но Гринёв большего и не хотел).

3. - Что привлекло Вас в Пугачёве? (Я видел в нём не злодея и разбойника, а человека. Размах, поэтичность, великодушие, широта натуры поражало Гринёва).

4. - Пугачёв предложил Вам присягнуть на верность ему. Напомните, что Вы ответили ему. (“Я природный дворянин; я присягал государыне императрице и тебе служить не могу”; гл. VIII, с. 279).

Вторая группа.

- Вы “молодой офицер невысокого роста с лицом смуглым и отменно некрасивым, но чрезвычайно живым”. Представьтесь. (Швабрин Алексей Иванович).

1. - Почему Вы, молодой человек, офицер, вынуждены проводить дни своей молодости в далёкой крепости? (За смертоубийство; гл. III, с. 244).

2. - Почему Марья Ивановна решила, что Вы зачинщик ссоры с Гринёвым? “…он такой насмешник”; гл.IV, с. 254).

3. - Пётр Гринёв называл Вас злодеем, но в Вашем характере есть одно светлое “пятнышко”. Какое? (При допросе Швабриным не было произнесено имя Марьи Ивановны; гл. IV, с. 312).

Первая группа.

- Вам около восемнадцати лет, девушка на выданье, Вы круглолица, румяна, очень скромна, робка. Кто Вы? (Мария Ивановна Миронова).

1. - Почему Пугачёв освободил вас? (Вероятно, потому что честь и доблесть для него превыше всего, он вставал на защиту слабого).

2. – Почему императрица была к Вам милосердна? (“…я в долгу перед дочерью капитана Миронова”; гл.XIV, с. 317-318).

Подводятся итоги, объявляется победитель викторины, вручается визитка “лучший знаток творчества Пушкина”.

Цитаты в качестве ответов взяты из книги: А.С. Пушкин. Сочинения в трёх томах. Т. 3. Проза. Москва “Художественная литература”. 1987.


Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599

Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21