Преподавание русского языка Гласные о, е после шипящих в суффиксах существительных. Урок русского языка в 6-м классеNotice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 1833 Волкова Ольга Евгеньевна, учитель русского языка и литературы Тип урока: урок объяснения нового материала Форма урока: работа в научно-исследовательской лаборатории с элементами театрализации Цели:
Основные этапы:
На уроке формировались следующие компетенции:
Ход урока 1. Приветствие. Доброе утро, друзья! Сегодня вы, как и я, стали полноправными участниками конкурса “Учитель года”. Конечно, нас многое разделяет: вы учитесь в школе № 121, а я работаю в гимназии; вы еще только шестиклассники, а я буду в этом году выпускать одиннадцатый класс. Но все же давайте подумаем, что нас может объединить, сделать ближе друг к другу. (Я надеюсь, что вы, как и я, любите русский язык. Мы живем в одном удивительном городе – Снежинске. А еще мы земляки, южноуральцы.) 2. Эмоциональный момент (Звучит музыка, учитель читает стихотворение с пропущенным словом “колдовали”).
признавалась известная уральская поэтесса Людмила Татьяничева. Вы обратили внимание, что в 3-й строке пропущено слово? Сейчас вы должны будете его угадать. А я вам помогу: это слово – глагол в форме прошедшего времени, во множественном числе, однокоренное к слову “колдовство”. (Не забывайте о рифме-созвучии.) Ответ – колдовали. 3. Игра “Ассоциации” А теперь давайте поиграем в ассоциации. Назовите слова, которые возникают в вашем воображении, когда вы слышите слово “колдовали”. Итак, колдовали… (А мне кажется, слово “колдовство” связано со словом “сказка”.)
Учитель читает запись на слайде: “Сказ – народно-поэтическое повествование, ведущееся от лица рассказчика”. Рассказывали его обычно старые, многоопытные люди, сочетая в них правду (быль) и вымысел (фантастику). - Ребята, вы узнали самого известного уральского сказителя? А хотите сегодня попасть в один из сказов? (Павел Петрович Бажов) 4. Элементы ролевой игры (театрализация) - Посмотрите на этот сундучок. Сейчас я его открою, и … (Учитель достает корону Хозяйки Медной горы и надевает на себя) - Догадайтесь, кто я, героиня какого сказа П.П. Бажова? (“Медной горы Хозяйка”) - Правильно, я – Хозяйка Медной горы, а вы сегодня горных дел мастера, и ваша награда за хорошую работу – уральский камень малахит. (Учитель показывает ребятам медали с малахитом) 5. Слово учителя: Итак, начинаю сказ… Много-много лет назад на пустыре в городе Снежинске разбили участок и решили тут школу поставить: ребятишОк-то в городе много, надо же им всем “азы” грамотности познавать, а места в других школах не хватат. Сказано-сделано. Построили школу, дали ей номер 121. И собрали сюда великое множество умненьких мальчишОк и девчонок. Стали уроки разные вести: математику, чтобы денежки хорошо считали, географию и историю, чтобы все знали о своем крае, его богатствах, и, конечно, русский язык, чтобы мысли свои выражали правильно и писали грамотно. 6. Этап объяснения нового материала 1) Игра “Четвертый лишний” Давайте поиграем в “Четвертый лишний”. Прочитать ряд слов.
- Найдите лишнее слово и объясните. - Посмотрите, в какой части слова пропущены буквы. Вы правы, что в слове свечой буква пропущена в окончании (зачеркнуть лишнее слово). Итак, в трех словах (прочитать эти слова) есть орфограмма, которую мы будем сегодня изучать. - Давайте назовем ее основные приметы и одновременно сформулируем тему нашего урока. – Это гласная или согласная буква? ( Гласная… Одновременно подчеркиваем одной чертой пробел и записывает первое слово темы на доске.) - После каких согласных находится буква-орфограмма? (После шипящих. Делаем запись на доске через пробел.) - В какой части слова пропущена буква? (В суффиксе…) - В словах какой части речи? ( В существительных…) На месте пропуска в теме поставить знак вопроса. - Как вы думаете, какие гласные пропущены в этих словах? (Предположения ребят) Тема: “Гласные о, е после шипящих в суффиксах существительных”2) Работа с учебником - Давайте проверим правильность наших предположений по учебнику (Авторы: М.Т.Баранов и др. Русский язык.- М., Просвещение, 2008г.). Открываем учебник и читаем правило на странице 106. - Так какие же гласные пропущены в этих словах? - Давайте впишем их в тему урока. А теперь прочитаем тему урока целиком. - Мы познакомились с новым правилом. А теперь перечитайте правило и найдите ответ на главный вопрос: от чего зависит выбор гласной после шипящих в суффиксах существительных? 7. Закрепление нового материала. Мы с вами знаем правило и можем вставить пропущенные буквы в слова на доске. 1) Поможет нам не ошибиться образец рассуждения. Возьмите опросный лист (Приложение № 1) и давайте прочитаем вслух запись под цифрой 1. - Пользуясь образцом рассуждения, сделайте выбор гласной в слове “жучок”, “орешек”, “свечой”, “реченька” и т.д. - Давайте еще раз вспомним правило. 2) - А сейчас давайте потренируемся. Работаем по цепочке со словами, записанными на доске. Ваша задача – вставить пропущенные буквы, объяснить выбор и обозначить орфограмму графически.
- Определите значение суффиксов в этих словах? (Уменьшительно-ласкательное значение. Суффикс –онок- помогает назвать детенышей животных.) 8. Работа по развитию речи. 1) Слово учителя: Ребята из 6 “Б” класса гимназии прислали вам свои рисунки. На них изображены животные, которые встречаются в наших лесах. Назовите их, используя уменьшительно-ласкательный суффикс. 2) А теперь выполним задание 3 на опросном листе. Учитель читает задание вслух. Учитель выслушивает 1-2 учеников. 9. Работа в группах. Теперь я вам предлагаю поработать в группах. А один ученик будет выполнять на доске индивидуальное задание. - Ребята c 1-х и3-х парт, повернитесь к сидящим за вами. - Выберем мастеров, которые будут руководить работой артелей. - Выполнять задание № 4 будем на опросном листе. Прочитайте задание и работайте в указанной последовательности. Проверка работы в группах. - Итак, закончили работу в группах. Установка для всех ребят класса: Когда мастера будут отвечать, ребята, вы должны внимательно слушать мастера, найти названное слово в предложении, вставить пропущенную букву и обозначить орфограмму 35. Выводятся на слайде предложения 1-5 с пропущенными в суффиксах буквами. 1) Смотрят дед Кокованя и Даренка на козла: у Серебряного копытца на головке рожки по пяти веточ…к. (“Серебряное копытце”) 2) Видит Степан зеленый веселый роднич…к бежит, а рядом-то хозяйка-малахитница. (“Медной горы хозяйка” - фото на слайде) 3) Взял Данила-мастер водицы, хлеба и отправился в путь цветоч…к каменный искать. (“Каменный цветок”) 4) Вдруг из серединки костерка вынырнула Поскакушка, сарафанчик голубенький, а в руке синенький платоч…к. (“Огневушка-Поскакушка”) 5) Вспыхивал над Синарским озером клоч…к неба. (“Надпись на камне” - фото на слайде) - Оказывается, Павел Петрович Бажов бывал на берегах нашего озера Синара, назвал его “Уральской феей” и рассказал о нем в своем сказе “Надпись на камне”. - Давайте проверим работу. Проверка индивидуального задания. Задание (выполняется письменно на доске)
- Прочитайте, пожалуйста, выписанные пословицы о труде. 1) Не ленись, плуж…к, – будет пирож…к. 2) Погода такая, что добрый хозяин собач…нку со двора не выгонит. - Ребята, проверьте, правильно ли написаны слова с орфограммой 35, точно ли сделано графическое обозначение этой орфограммы. 10. Физкультминутка. - Молодцы, настоящие старатели, по крупицам знания добывали и, конечно, устали. Встаньте, ребята, пожалуйста. Сейчас я буду читать стихотворение, а вы попробуете изобразить названные мною действия.
- Садитесь, ребята. Мы продолжаем работать. 11. Работа над созданием фрагмента исследовательской работы, которая будет связана с изучением орфограммы № 35. 1) Слово учителя. Ребята, вы, конечно, обратили внимание на то, что язык сказов необычный. Он отражает особенности уральского говора. Давайте послушаем, как говорит одна сказительница – бабка Власиха. Слушайте внимательно, потому что вам потом предстоит ответить на вопросы. Посмотрите на экран, прочитайте их про себя. 2) Прослушивание записи уральского говора 3) Беседа. - Учитель читает вопросы, а дети отвечают. - Быстро или медленно старушка говорит? (быстро) - Какой звук произносит после шипящих в суффиксах существительных? [о] - Как произносит окончание глаголов 3-го лица? (выпадают звуки) - Какой звук произносит на месте ударного [э]? [и] 4) А теперь давайте обобщим наши наблюдения. Посмотрите задание № 5 на опросном листе. Учитель читает задание. Один ученик выходит к доске и читает получившийся текст. Таким образом, иногда уральцы допускают ошибки в устной речи. А нам нужно учиться говорить красиво и правильно, в соответствии с нормами литературного языка. Ну, что ж, друзья, я поздравляю вас: вы создали первый раз в своей жизни фрагмент исследовательской работы! 5) Тема работы - Подумайте, как можно назвать наш исследовательский труд? (Ответы ребят) Да, это непросто, вы делаете это впервые. Я предлагаю название “Особенности уральского говора”. Запишем его в опросный лист. Наш урок подходит к концу. Домашнее задание у вас на распечатках. 12. Домашнее задание (распечатка и слайд) 1. Выучить правило (орфограмма 35). 2. Написать сочинение-миниатюру на тему “Любимое место на Урале для отдыха моей семьи” (с использованием слов с орфограммой 35: бережок, лужок, ежонок, бельчонок…) 3. По сказам П.П. Бажова составить кроссворд, введя слова с орфограммой 35 (сундучок, собачонка, стожок…). Это задание выполните по желанию, можно объединиться в группы. 13. Итог урока (рефлексия) - Ребята, что нового вы узнали на сегодняшнем уроке? - Какие моменты урока вам особенно запомнились? Вы сегодня хорошо потрудились, показали свое мастерство. - Кто из вас сколько сегодня малахитов добыл? У кого их больше? (Отметки за урок) 14. Слово учителя: Итак, друзья, мне кажется, мы стали ближе, а объединил нас интерес к русскому языку. Не так ли? Спасибо всем за сотрудничество и сотворчество! До новых встреч! Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |