Преподавание литературы Интегрированный урок литературы и музыки в 5-м классеNotice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 1728 Когудницкая Маргарита Павловна, учитель музыки; Никонова Виктория Николаевна, учитель русского языка и литературы Цель: сформировать наиболее полное представление о Кикиморе через слово, музыкальную речь и изобразительное искусство. Задачи:
Оборудование: иллюстрации с изображением Кикиморы, музыкальный “цветик – семицветик”, аншлаги “симфоническая миниатюра”, “партитура”, учебники литературы (авторы – сост. М.А. Снежневская, О.М. Хренова) и музыки 5 класса (авторы – Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская), рабочие тетради, изображения Кикиморы, запись симфонической миниатюры Лядова. План урока: 1. Организационный момент. 2. Основная часть урока:
3. Итоги урока. Ход урока Организационный момент. Звучит фрагмент музыкального произведения А.К. Лядова “Про старину”. Учитель музыки: Только что прозвучал фрагмент музыкального произведения А.К. Лядова “Про старину”. Как вы думаете, судя по мелодии, чуму будет посвящен наш урок? . Сообщение темы и цели урока. Учитель литературы: На одном из предыдущих уроков литературы мы с вами говорили о мифологии древних славян. Давайте вспомним некоторые подробности: – Что такое миф?
– Каких богов древних славян вы знаете?
– Какие мифологические существа продолжают жить в фольклоре до сих пор?
Сегодня на уроке мы поговорим об одном из интереснейших образов славянской мифологии – Кикиморе. – Кто такая Кикимора? – Как она выглядит? Чем занимается? Прочитаем ее характеристику в учебнике литературы на странице 108 и в учебнике музыки на странице 19. Вот как дается описание Кикиморы в справочной литературе: “Кикимора (“шишимора, мара”) в русских поверьях малютка – невидимка женского пола, живущая в доме за печкой и занимающаяся прядением и тканьем”. Запись в тетрадь: Кикимора от слов “кика” (головной убор с рогами) и “Мара” (воплощение зла) – мифологическое существо женского пола, желающее людям зла. Давайте познакомимся с народным представлением Кикиморы, прочитаем сказание русского народа. Дайте определение сказания.
Чтение сказания на странице 19 учебника музыки. Какие слова показались вам непонятными?
Какие мифологические герои встречаются в сказании?
Кто такой Кот Баюн?
Как описывается Кикимора? Какие звуки издает? Чем она занимается? Определите выразительные средства. Запись в тетрадь основных эпитетов. На сколько частей можно разделить сказание?
Докажите, что это произведение устного народного творчества? Учитель музыки: Это народное сказание стало основой для создания симфонической миниатюры А.К. Лядова “Кикимора”. Сообщение ученика о композиторе: А.К. Лядов (1855–1914) родился и жил в городе Санкт – Петербург. С малолетства будущий композитор обучался игре на скрипке и фортепиано, увлекался чтением. Часто проводил время в театре, где работал музыкантом его отец. Став взрослым, А.К. Лядов работал педагогом в консерватории и писал музыку. Ценность творчества Лядова определяется в первую очередь его глубокой и многообразной связью с русской песней и поэзией. Это вокальная музыка – обработки народных песен, детские песни на народные стихи (прибаутки, шутливые сказочки, припевки, колыбельные, забавные обращения к дождю и морозу, песни о птицах и животных). Музыка их необычайно поэтична, искренна, полна душевного тепла. Всего Лядов обработал 150 русских народных песен. Так же любовь композитора к народному творчеству, глубокое понимание его своеобразия и духа отразилось в создании так называемых симфонических миниатюр “Баба Яга”, “Волшебное озеро”, “Кикимора”. Учитель музыки: Запись определения симфонической миниатюры – небольшое программное сочинение для симфонического оркестра. Давайте поиграем в композитора. С чего бы вы начали сочинение музыки на основе данного сказа?
На какие образы вы обратили бы внимание в сочинении?
Из сколько частей должно состоять ваше музыкальное произведение?
Партитура. Как она будет выглядеть? Для четкого ответа пользуйтесь таблицей – музыкальным “цветиком – семицветиком” и таблицей “Симфонический оркестр”. Опишите звучание первой части.
Показ варианта Лядова.
Разучивание колыбельной – вариант Лядова.
Показ учителем темы на фортепиано. Обратимся ко второй части. Как она будет звучать?
Какую работу выполняет Кикимора?
Какие инструменты помогут передать голос Кикиморы?
Прослушание миниатюры. Какие из приемов музыкального развития – контраст, повтор, вариативность – помогли создать произведение?
Какой музыкальный язык и форма сочинения помогли композитору изобразить эти сказочные события?
Как композитор завершает свое сочинение? Почему? Как это показано в музыке?
Учитель литературы. Почему Кикимора держит зло на весь род человеческий?
Итоги урока: Какой из образов сказа запомнился вам больше других? Почему? Какую роль сыграла музыка Лядова в понимании сказа?
Заканчивается урок исполнением песни “Про сказку” музыка В. Шаинского, слова Ю. Энтина. Дома ученикам предлагается изобразить Кикимору при помощи красок, подобрать строки из сказа. Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |