Notice: Undefined variable: stop in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 222
Подготовка к ЕГЭ по русскому языку (на материале романа М.Булгакова "Мастер и Маргарита")
Notice: Undefined variable: revisit in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 548

   ТОП 20 статей сайта

 • Сочинения по литературе
 • Филология - рефераты
 • Преподавание литературы
 • Преподавание русского языка


Notice: Undefined variable: fullref in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 568
 НАЙТИ НА САЙТЕ:


   Рекомендуем посетить






























































Преподавание русского языка

Подготовка к ЕГЭ по русскому языку (на материале романа М.Булгакова "Мастер и Маргарита")


Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596

Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Добавлено: 2016.02.14
Просмотров: 990

Иконникова Ольга Анатольевна, учитель русского языка и литературы

Презентации к уроку

Загрузить презентацию (36,31 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Работая впервые в 11 классе, я столкнулась с проблемой, что приходится работать в условиях ограниченности во времени: необходимо изучить большой объём материала по литературе, а также повторить, обобщить и систематизировать знания учащихся по русскому языку для подготовки их к сдаче экзамена в форме ЕГЭ.

Размышляя над тем, как бы облегчить этот трудоёмкий процесс, я решила объединить два предмета (русский язык и литературу) с целью привлечения внимания учащихся к художественному произведению и его прочтению и подготовкой к ЕГЭ по русскому языку. Для этой цели как нельзя лучше подходит урок-семинар – одна из давно известных форм организации учебной деятельности. На уроке-семинаре выявляется не только степень усвоения учащимися теоретического материала, сколько сформированность общеучебных умений и навыков, определённых программой при изучении указанного материала, причём ученик должен практически применить знания и умения не только в известных ему, привычных, но и в новых ситуациях.

Результативность таких занятий зависит от тщательно продуманной подготовки как со стороны учителя, направляющего деятельность класса, так и со стороны учеников. Проведение семинара состоит из трёх этапов: подготовительного, основного, заключительного.

Роль учителя во время подготовительного периода заключается в том, чтобы организовать детей в рабочие группы, указать список дополнительной литературы (если она необходима), помочь её разыскать, составить план выступления, откорректировать его, проконтролировать ход работы и готовность к уроку.
Роль учителя во время проведения занятия заключается в том, чтобы сформулировать цели и задачи предстоящего занятия, осуществлять переход от одного выступления к другому, комментировать сообщения (если это необходимо), подстраховать группы от возможных неудач, предложив свою систему заданий и упражнений, если подготовленных детьми недостаточно для отработки умения применять свою теорию на практике.
На завершающем этапе в заключительном слове учитель подводит итоги занятия, позволив высказаться каждому желающему, оценивает работу групп.

Приведу пример подготовки и проведения семинарского занятия (интегрированного) по подготовке к ЕГЭ по русскому языку в 11 классе после изучения романа М.Булгакова «Мастер и Маргарита».

Подготовительный этап

1. Задача учителя, планирующего интегрированный урок, – научить ребят мыслить абстрактными категориями, сопоставлять обобщённые выводы с конкретными явлениями, вырабатывать собственную оценку явлений. С этой целью ребята проделывают на уроке следующие мыслительные операции: проводят аналогии, обобщают, систематизируют учебный материал, выдвигают гипотезы, распространяют выводы, полученные из наблюдений. Всё это способствует развитию творческого мышления.

2. За неделю до урока ученики узнают о сроке его проведения, теме, программе, получают задания по группам и список дополнительной литературы.

3. Учитель назначает ответственных (обычно из числа хорошо успевающих учащихся), которые формируют себе рабочие группы (по 4-5 человек). При этом важно проконтролировать, чтобы группы были примерно равны по силам и чтобы в них вошли все члены классного коллектива.

Предполагаемые результаты:

Формирование языковой компетенции, расширение представлений учащихся о языковых особенностях романа “Мастер и Маргарита”, закрепление навыков комплексного анализа текста, формирование коммуникативной компетенции, формирование правильной и эффективной речи, обучение умению решать тесты в формате заданий ЕГЭ по русскому языку, развитие интереса к самостоятельному составлению тестов по русскому языку на материале литературных произведений, воспитание вдумчивого, внимательного читателя. Предварительная подготовка к уроку: каждому ученику были названы главы из романа “Мастер и Маргарита”, который в данное время изучался на уроках литературы (в классе 21 человек, таким образом, был охвачен почти весь роман), и дано задание по группам (Приложение 1):

  • выписать слова, интересные с точки зрения орфографии и орфоэпии;
  • выписать слова, интересные с точки зрения лексики;
  • проанализировать синтаксис романа;
  • проанализировать художественно-изобразительные средства.
  • на основе собранного материла составить тесты по русскому языку в формате заданий ЕГЭ. На уроке произойдёт обмен тестами между группами.

Основной этап

Цели урока:

  • обобщение знаний, умений, навыков учащихся по основным разделам русского языка, исследование языкового материала романа М.Булгакова “Мастер и Маргарита”, интегрирование материала русского языка и литературы, создание условий для переноса лингвистических знаний в новые учебные ситуации, подготовка к ЕГЭ по русскому языку;
  • развитие ключевых компетенций учащихся: анализа, синтеза, классификации, обобщения, систематизации материала, применение лингвистических знаний при работе с языковым материалом, развитие умения самостоятельно воспроизводить полученные знания и работать с тестовыми материалами.

Форма урока: интегрированный урок-семинар с использованием средств современных информационных технологий.

Оборудование:

  • текст романа,
  • раздаточный материал (тесты, высказывания великих людей),
  • тестовая работа, созданная учащимися, презентация учителя,
  • видеофрагмент или музыкальный фрагмент из художественного фильма “Мастер и Маргарита”,
  • компьютер, DVD-плеер,
  • телевизор, экран.

ХОД УРОКА

I. Вступительное слово учителя. Постановка задачи урока (Слайд 1)

– 12 лет были отданы М.Булгаковым работе над “Мастером и Маргаритой”. Шесть редакций текста насчитывают ныне литературоведы... И это обязывает пристальней вглядеться в “закатный роман”, в его героев, вдуматься в его содержание. (Слайд 2). Вслед за Н.В. Гоголем автор “Мастера и Маргариты” мог бы повторить: “Они (произведения) писаны долго, в обдумывании многих из них прошли годы, а потому не угодно ли читателям моим тоже подумать о них на досуге и всмотреться пристальней”. (Слайд 3 ). На уроках литературы мы с вами пристально всматривались в форму, композицию, содержание романа, искали символы, которые помогли бы нам увидеть в поступках героев то, что до нас никто не заметил, услышать то, что никто ещё не услышал, мы сочувствовали героям, обвиняли и оправдывали их... Нам стало казаться, что булгаковский текст живёт, дышит, наполненный какими-то тайнами. Цель урока: исследовать языковые особенности текста романа, рассмотреть роман через “лингвистический микроскоп”. Наша задача – использовать текст романа для подготовки к ЕГЭ по русскому языку.
Вы провели огромную предварительную работу, проанализировав каждую главу романа, можно сказать, “пропустили текст романа через лингвистическое сито”. Составлена 21 тестовая работа, выписано и объяснено грамматически и семантически более 50 слов.

II. Работа в группах

Каждой группе были предложены свои задания. (Слайд 4). Обсудите, что у вас получилось, какие наблюдения вы провели и к каким выводам вы пришли. (На работу 5 минут). Выступления от групп. (Учитель использует презентацию)

1) Из текста романа вы выбрали интересные с точки зрения орфоэпии и орфографии слова. Прочитайте предложенные вами слова и расставьте правильное ударение. Объясните.

На экране (Слайд 5):

  • ЕГИПТЯНИН
  • АФИНЯНИН
  • РИМЛЯНИН
  • РЕГЕНТ
  • МЕССИЯ
  • КУЛИНАРИЯ
  • ПСИХИАТРИЯ
  • СИММЕТРИЯ
  • БЮРОКРАТИЯ

Учащиеся объясняют правила постановки ударения в данных словах.

Основные виды орфограмм, которые встретились в этом тексте:

– безударная гласная в корне слова;
– чередующиеся гласные;
– непроизносимые согласные;
– приставки на З/С;… работаем над значением незнакомых слов: регент, мессия…

Сложносокращённые слова: интересной была работа по разгадке некоторых таких слов – МАССОЛИТ? (массовая литература?)… Говорящие фамилии – у них у всех были прототипы (Слайд 6).

2) Лексико-семантическое поле романа М.Булгакова “Мастер и Маргарита”. Сообщение учащихся

Н: Обнаружили, что в главах, посвящённых Иешуа (Ершалаимских главах), много заимствованных слов: игемон, легион, легионер, прокуратор, кесарь – что придаёт большую достоверность повествованию. Автор мало использует библейскую лексику, тем самым проводя параллель между Иешуа и Иисусом.
При изображении города в целом автор использует слова, содержащие в себе значения “необычность”, “монументальность”, “значительность размеров”, “древность”, которые в последующих описаниях реализуются с помощью гипербол, эпитетов, таких как “огромный, многообразный, разный, разнообразный”.
В состав лексико-семантического поля входят следующие смысловые группы: “архитектура будущего”, “науки” (гуманитарные и технические), “средства передвижения”, “новые виды энергии”, “стихии”, “новые способы общения между людьми”, “быт”, “образование”, “общественное устройство”.
Точный подбор слов помогает читателю определить тему и основную мысль текста. В тексте преобладает стилистически нейтральная лексика и слова, вышедшие из активного употребления (“флибустьер”, “галстух”), за исключением эпизодов, где представлена диалогическая речь с экспрессивной окраской (“сволочь”, “вранье” и т.д.), что создаёт впечатление особой простоты, прозрачности, говорит о тонком языковом чутье автора. Связь высокого и низкого стилей создают комический эффект. (Слайд 7).

3) Анализ текста с точки зрения синтаксиса.

В Ершалаимских главах преобладают монологи. Используются сложные синтаксические конструкции, риторические вопросы – философские рассуждения. В московских главах – преобладают диалоги, безличные предложения, простые. Многие предложения из романа стали фразеологизмами, крылатыми выражениями, например, всем известные “рукописи не горят”, “осетрина второй свежести”. (Слайд 8)

4) Художественные средства выразительности – разнообразны: тропы и фигуры (гротеск, антитеза…). Афоризмы. (Слайд 9, 10). Булгаков использует приём зеркальной синонимии как приём раскрытия идеи произведения и внутреннего мира героев.

Вывод: роман многогранен, интересен с т. зр. лексики, сложен с т. зр. синтаксиса, разнообразен использованием художественных средств. Притягивает к себе язык романа – это образец высокохудожественной речи.

III. Проверка домашнего задания. (Слайд 11)

Вам было дано задание самим составить тесты в формате ЕГЭ, используя текст романа. И это отрадно: человек, который сам составляет тесты, не боится их решать. Все задачи должны быть составлены грамотно, с учётом критериев ЕГЭ. Обменяйтесь группы тестами, составленными вашими одноклассниками. Это будет ваше домашнее задание: выполнить тест и оценить его качество.

IV. Предлагаю вашему вниманию отрывок из текста, прослушайте его внимательно.

Воланд осадил своего коня на каменистой безрадостной плоской вершине, и тогда всадники двинулись шагом, слушая, как кони их подковами давят кремни и камни. Луна заливала площадку зелено и ярко, и Маргарита скоро разглядела в пустынной местности кресло и в нём фигуру сидящего человека. Возможно, что этот сидящий был глух или слишком погружён в размышления. Он не слыхал, как содрогалась каменистая земля под тяжестью коней, и всадники, не тревожа его, приблизились к нему.
– Что было дальше? (Ответы учащихся)
– Посмотрите, пожалуйста, этот фрагмент из фильма “Мастер и Маргарита” (Слайд 12).
– Всё ли в этом фрагменте соответствует тексту романа?
С этим отрывком нам и предстоит сейчас с вами поработать.

V. Самостоятельная работа. Анализ текста

Каждому из вас предлагается лист с этим текстом (Приложение 2). Прочитайте его внимательно ещё раз, подумайте, о чём в нём говорится.

1) Воланд осадил своего коня на каменистой безрадостной плоской вершине, и тогда всадники двинулись шагом, слушая, как кони их подковами давят кремни и камни. 2) Луна заливала площадку зелено и ярко, и Маргарита скоро разглядела в пустынной местности кресло и в нём белую фигуру сидящего человека. 3) Возможно, что этот сидящий был глух или слишком погружён в размышление. 4) Он не слыхал, как содрогалась каменистая земля под тяжестью коней, и всадники, не тревожа его, приблизились к нему.
5) Луна хорошо помогала Маргарите, светила лучше, чем самый лучший электрический фонарь, и Маргарита видела, что сидящий, глаза которого казались слепыми, коротко потирает свои руки и эти самые незрячие глаза вперяет в диск луны. 6) Теперь уж Маргарита видела, что рядом с тяжёлым каменным креслом, на котором блестят от луны какие-то искры, лежит тёмная, громадная остроухая собака и так же, как её хозяин, беспокойно глядит на луну.
7) У ног сидящего валяются черепки разбитого кувшина и простирается невысыхающая чёрно-красная лужа.
8) Всадники остановили своих коней.
9) – Ваш роман прочитали, – заговорил Воланд, поворачиваясь к Мастеру,– и сказали только одно, что он, к сожалению, не окончен. 10) Так вот, мне хотелось показать вам вашего героя. 11) Около двух тысяч лет сидит он на этой площадке и спит, но когда приходит полная луна, как видите, его терзает бессонница. 12) Она мучает не только его, но и его верного сторожа, собаку. 13) Если верно, что трусость – самый тяжкий порок, то, пожалуй, собака в нём не виновата. 14) Единственно, чего боялся храбрый пес, это грозы. 15) Ну что ж, тот, кто любит, должен разделить участь того, кого он любит.

VI. Подготовка к сочинению в формате части С ЕГЭ. Коллективная устная работа

(Следует учесть, что к этому уроку учащиеся уже были знакомы со структурой сочинения по требованиям к части С, каждый элемент плана был тщательно проработан, учащиеся не раз писали классные и домашние сочинения в формате части С ЕГЭ)

1. В каком предложении содержится основная мысль данного текста? (“Ну что ж, тот, кто любит, должен разделять участь того, кто любит”.)
2. Какие проблемы поднимает автор в данном тексте? (Проблемы долга, совести, нравственного выбора, ответственности человека за свои поступки).
3. Почему автор обратился к этим проблемам? Актуальны ли эти проблемы в наше время? Какая из этих проблем является основной в контексте всего произведения?
4. Как автор относится к этим проблемам? Определите авторскую позицию.
5. Вы согласны с автором?
6. Вашему вниманию я предлагаю высказывания великих людей, выберите из данных высказываний те, которые могли бы стать аргументами в вашем сочинении. (Слайд 13. Приложение 2).

  • Старайся исполнить свой долг, и ты тотчас узнаешь, чего ты стоишь. (И.Кант)
  • Закон, живущий в нас, называется совестью. Совесть есть, собственно, применение наших поступков к этому закону. (М.Ганди)
  • Плохо, если у человека нет чего-нибудь такого, за что он готов умереть. (Сенека)
  • Именно из благотворения не по склонности, а из чувства долга и начинается моральная и вне сравнения высшая ценность характера. (Гален)
  • Наши характеры образуют наши нравы. (Плутарх)
  • Сострадание есть горе о чужом несчастье. (Конфуций)
  • Умение прощать – свойство сильных. Слабые никогда не прощают. (В.Сухомлинский)
  • Если хочешь жить для себя, живи для других. (И.Кант)

VII. Домашнее задание

Сочинение-рассуждение в формате ЕГЭ части С, решение тестов, составленных вашими одноклассниками.

– Итак, от вас требуется:

1) выявить и сформулировать основную проблему текста;
2) прокомментировать сформулированную проблему;
3) сформулировать позицию автора по выделенной проблеме;
4) сформулировать и аргументировать свою позицию по выделенной проблеме (не менее 3 аргументов);
5) не забыть “открыть” и “закрыть” своё сочинение при помощи вступления и заключения.

VIII. Заключительный этап

Обобщение материала урока учащимися. Подведение итогов урока учителем.


Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599

Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21