Преподавание русского языка Подготовка к ЕГЭ по русскому языку (на материале романа М.Булгакова "Мастер и Маргарита")Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2016.02.14 Просмотров: 990 Иконникова Ольга Анатольевна, учитель русского языка и литературы Презентации к урокуЗагрузить презентацию (36,31 МБ) Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию. Работая впервые в 11 классе, я столкнулась с проблемой, что приходится работать в условиях ограниченности во времени: необходимо изучить большой объём материала по литературе, а также повторить, обобщить и систематизировать знания учащихся по русскому языку для подготовки их к сдаче экзамена в форме ЕГЭ. Размышляя над тем, как бы облегчить этот трудоёмкий процесс, я решила объединить два предмета (русский язык и литературу) с целью привлечения внимания учащихся к художественному произведению и его прочтению и подготовкой к ЕГЭ по русскому языку. Для этой цели как нельзя лучше подходит урок-семинар – одна из давно известных форм организации учебной деятельности. На уроке-семинаре выявляется не только степень усвоения учащимися теоретического материала, сколько сформированность общеучебных умений и навыков, определённых программой при изучении указанного материала, причём ученик должен практически применить знания и умения не только в известных ему, привычных, но и в новых ситуациях. Результативность таких занятий зависит от тщательно продуманной подготовки как со стороны учителя, направляющего деятельность класса, так и со стороны учеников. Проведение семинара состоит из трёх этапов: подготовительного, основного, заключительного. Роль учителя во время подготовительного периода заключается в том, чтобы организовать детей в рабочие группы, указать список дополнительной литературы (если она необходима), помочь её разыскать, составить план выступления, откорректировать его, проконтролировать ход работы и готовность к уроку. Приведу пример подготовки и проведения семинарского занятия (интегрированного) по подготовке к ЕГЭ по русскому языку в 11 классе после изучения романа М.Булгакова «Мастер и Маргарита». Подготовительный этап 1. Задача учителя, планирующего интегрированный урок, – научить ребят мыслить абстрактными категориями, сопоставлять обобщённые выводы с конкретными явлениями, вырабатывать собственную оценку явлений. С этой целью ребята проделывают на уроке следующие мыслительные операции: проводят аналогии, обобщают, систематизируют учебный материал, выдвигают гипотезы, распространяют выводы, полученные из наблюдений. Всё это способствует развитию творческого мышления. 2. За неделю до урока ученики узнают о сроке его проведения, теме, программе, получают задания по группам и список дополнительной литературы. 3. Учитель назначает ответственных (обычно из числа хорошо успевающих учащихся), которые формируют себе рабочие группы (по 4-5 человек). При этом важно проконтролировать, чтобы группы были примерно равны по силам и чтобы в них вошли все члены классного коллектива. Предполагаемые результаты: Формирование языковой компетенции, расширение представлений учащихся о языковых особенностях романа “Мастер и Маргарита”, закрепление навыков комплексного анализа текста, формирование коммуникативной компетенции, формирование правильной и эффективной речи, обучение умению решать тесты в формате заданий ЕГЭ по русскому языку, развитие интереса к самостоятельному составлению тестов по русскому языку на материале литературных произведений, воспитание вдумчивого, внимательного читателя. Предварительная подготовка к уроку: каждому ученику были названы главы из романа “Мастер и Маргарита”, который в данное время изучался на уроках литературы (в классе 21 человек, таким образом, был охвачен почти весь роман), и дано задание по группам (Приложение 1):
Основной этап Цели урока:
Форма урока: интегрированный урок-семинар с использованием средств современных информационных технологий. Оборудование:
ХОД УРОКА I. Вступительное слово учителя. Постановка задачи урока (Слайд 1) – 12 лет были отданы М.Булгаковым работе над “Мастером и Маргаритой”. Шесть редакций текста насчитывают ныне литературоведы... И это обязывает пристальней вглядеться в “закатный роман”, в его героев, вдуматься в его содержание. (Слайд 2). Вслед за Н.В. Гоголем автор “Мастера и Маргариты” мог бы повторить: “Они (произведения) писаны долго, в обдумывании многих из них прошли годы, а потому не угодно ли читателям моим тоже подумать о них на досуге и всмотреться пристальней”. (Слайд 3 ). На уроках литературы мы с вами пристально всматривались в форму, композицию, содержание романа, искали символы, которые помогли бы нам увидеть в поступках героев то, что до нас никто не заметил, услышать то, что никто ещё не услышал, мы сочувствовали героям, обвиняли и оправдывали их... Нам стало казаться, что булгаковский текст живёт, дышит, наполненный какими-то тайнами. Цель урока: исследовать языковые особенности текста романа, рассмотреть роман через “лингвистический микроскоп”. Наша задача – использовать текст романа для подготовки к ЕГЭ по русскому языку. II. Работа в группах Каждой группе были предложены свои задания. (Слайд 4). Обсудите, что у вас получилось, какие наблюдения вы провели и к каким выводам вы пришли. (На работу 5 минут). Выступления от групп. (Учитель использует презентацию) 1) Из текста романа вы выбрали интересные с точки зрения орфоэпии и орфографии слова. Прочитайте предложенные вами слова и расставьте правильное ударение. Объясните. На экране (Слайд 5):
Учащиеся объясняют правила постановки ударения в данных словах. Основные виды орфограмм, которые встретились в этом тексте: – безударная гласная в корне слова; Сложносокращённые слова: интересной была работа по разгадке некоторых таких слов – МАССОЛИТ? (массовая литература?)… Говорящие фамилии – у них у всех были прототипы (Слайд 6). 2) Лексико-семантическое поле романа М.Булгакова “Мастер и Маргарита”. Сообщение учащихся Н: Обнаружили, что в главах, посвящённых Иешуа (Ершалаимских главах), много заимствованных слов: игемон, легион, легионер, прокуратор, кесарь – что придаёт большую достоверность повествованию. Автор мало использует библейскую лексику, тем самым проводя параллель между Иешуа и Иисусом. 3) Анализ текста с точки зрения синтаксиса. В Ершалаимских главах преобладают монологи. Используются сложные синтаксические конструкции, риторические вопросы – философские рассуждения. В московских главах – преобладают диалоги, безличные предложения, простые. Многие предложения из романа стали фразеологизмами, крылатыми выражениями, например, всем известные “рукописи не горят”, “осетрина второй свежести”. (Слайд 8) 4) Художественные средства выразительности – разнообразны: тропы и фигуры (гротеск, антитеза…). Афоризмы. (Слайд 9, 10). Булгаков использует приём зеркальной синонимии как приём раскрытия идеи произведения и внутреннего мира героев. Вывод: роман многогранен, интересен с т. зр. лексики, сложен с т. зр. синтаксиса, разнообразен использованием художественных средств. Притягивает к себе язык романа – это образец высокохудожественной речи. III. Проверка домашнего задания. (Слайд 11) Вам было дано задание самим составить тесты в формате ЕГЭ, используя текст романа. И это отрадно: человек, который сам составляет тесты, не боится их решать. Все задачи должны быть составлены грамотно, с учётом критериев ЕГЭ. Обменяйтесь группы тестами, составленными вашими одноклассниками. Это будет ваше домашнее задание: выполнить тест и оценить его качество. IV. Предлагаю вашему вниманию отрывок из текста, прослушайте его внимательно. Воланд осадил своего коня на каменистой безрадостной плоской вершине, и тогда всадники двинулись шагом, слушая, как кони их подковами давят кремни и камни. Луна заливала площадку зелено и ярко, и Маргарита скоро разглядела в пустынной местности кресло и в нём фигуру сидящего человека. Возможно, что этот сидящий был глух или слишком погружён в размышления. Он не слыхал, как содрогалась каменистая земля под тяжестью коней, и всадники, не тревожа его, приблизились к нему. V. Самостоятельная работа. Анализ текста Каждому из вас предлагается лист с этим текстом (Приложение 2). Прочитайте его внимательно ещё раз, подумайте, о чём в нём говорится. 1) Воланд осадил своего коня на каменистой безрадостной плоской вершине, и тогда всадники двинулись шагом, слушая, как кони их подковами давят кремни и камни. 2) Луна заливала площадку зелено и ярко, и Маргарита скоро разглядела в пустынной местности кресло и в нём белую фигуру сидящего человека. 3) Возможно, что этот сидящий был глух или слишком погружён в размышление. 4) Он не слыхал, как содрогалась каменистая земля под тяжестью коней, и всадники, не тревожа его, приблизились к нему. VI. Подготовка к сочинению в формате части С ЕГЭ. Коллективная устная работа (Следует учесть, что к этому уроку учащиеся уже были знакомы со структурой сочинения по требованиям к части С, каждый элемент плана был тщательно проработан, учащиеся не раз писали классные и домашние сочинения в формате части С ЕГЭ) 1. В каком предложении содержится основная мысль данного текста? (“Ну что ж, тот, кто любит, должен разделять участь того, кто любит”.)
VII. Домашнее задание Сочинение-рассуждение в формате ЕГЭ части С, решение тестов, составленных вашими одноклассниками. – Итак, от вас требуется: 1) выявить и сформулировать основную проблему текста; VIII. Заключительный этап Обобщение материала урока учащимися. Подведение итогов урока учителем. Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |