Преподавание русского языка
Тема урока "Лексические средства выразительности речи". 7-й класс
Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Добавлено: 2012.08.26
Просмотров: 1351
Панова Елена Александровна, учитель Этап урока. | время | Ход урока. | 1. Организационный момент. (Подготовить учащихся к работе на уроке, установка внимания.) | 1 мин. | Здравствуйте, ребята! Проверьте, пожалуйста, все ли готовы к уроку. Проверили, вот теперь начнем урок. | 2. Проверка д/з. | 1 мин. | Упр 214, задание № 2, 4. | 3. Подготовка учащихся к работе. (Формирование познавательных навыков.) | 2 мин. | Я сегодня хочу прочитать вам эпиграф к нашему уроку: “ Говорить и писать правильно и говорить и писать хорошо не одно и то же.” Дитмар Эльяшевич Розенталь. – Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить? | 4. Изучение нового материала. (Создать условия для усвоения учащимися новых знаний умений, навыков.) | 8 мин. | Мы можем правильно писать (компьютер сегодня тоже в этом хорошо помогает), но зачастую не умеем хорошо, красиво при этом говорить. Чтобы научиться выразительной речи , нужно постигнуть ее законы и особенности. Мне в руки попали две работы учеников. Сейчас я их вам прочту. Работа первая: “Широкое звездное небо посеребрило звездным светом туманную даль лугов. Прояснилось и смутное очертание холма, словно нависшего над рекой. Устроившись на сене, мы долго смотрели в бездонный зенит, наполненный шевелящимися звездами, и долго еще слушали ночь.” – Ребята, о чем написал ученик ? Назовите тему? Как бы вы озаглавили текст? (О ночной прогулке, о звездах, мерцающих в ночи.) – Как понимаете слово “зенит” ? (наивысшая точка небесной сферы над головой наблюдателя , т.е. смотрели в даль неба) Работа вторая: “Синее небо. На нем горят звезды. Их свет освещает все вокруг. Видны холмы, речка. Потом мы пошли по лугу и увидели стог сена. Мы решили посидеть на нем и посмотреть на небо. Было темно, и звезды было очень хорошо видно.” – О чем написал этот ученик? – Чья работа вам больше понравилась ? – А как бы вы хотели писать свои сочинения: как первый или как второй ученик? – Тогда давайте разбираться в работах и выяснять, почему первая вам понравилась больше ? Ведь написано об одном и том же! – Что же есть такого в первой работе, чего не хватает во второй? Может, орфографические ошибки найдете? (Во второй работе запятая лишняя.) – Чем пользовался в своей работе первый ученик? (Тропами : эпитеты, олицетворения, сравнения.) – Назовите их. (Бездонный зенит, шевелящиеся звезды; небо посеребрило; словно нависшего над рекой.) Если дети не знают, рассказать о тропах и вместе найти примеры в тексте. | 5. Закрепление новых знаний, умений, навыков. | 7 мин. | – Рассмотрите картину А.И.Куинджи “ Березовая роща”. – Что нарисовано на картине? Назовите предметы и их признаки. Выберите к слову береза прилагательные, выражающие настроение картины. (Грустная, пышная, веселая, сияющая и т. д. ) Как называются такие прилагательные? (Эпитеты.) – Почему же березка сияющая, веселая? (Ей весело и радостно.) – Назовите глаголы отражающие настроение героинь картины. (Березка веселится и радуется.) – Что передают такие глаголы? (Олицетворение, мысль единства мира природы и человека.) – С кем бы вы сравнили эти березки? (Молодые стройные девушки, которые водят хоровод.) – Сравнивая с другими предметами, изображаемое оживает. – Как называется такое средство выражения мысли? (Сравнение.) | 6. Обобщение и систематизация знаний , умений, навыков. | 1 мин. | Сегодня мы проникли в законы выразительности речи и открыли для себя три удивительных секрета. Каких? (существуют тропы) | 7. Рефлексия. | 9 мин. | Сейчас я вас попрошу восстановить текст, воспользовавшись данными секретами. Разбейтесь по парам. Прочитайте, допишите. Время работы 5 минут. Сравнить с оригиналом. – У кого получилось похоже? Чтение получившихся текстов. Оценить. Проанализировать. | 8. Подведение итогов урока. (Осмысление значения и смысла деятельности на уроке.) | 2 мин. | – Учиться хорошей речи надо долго и внимательно – прислушиваясь, запоминая, читая и изучая каждое слово. (Д.С. Лихачев) – Мудрым познанием жизни отзовется слово британца, блеснет легкое слово француза, придумает умно-худощавое слово немец; но нет слова, которое было бы так замашисто, бойко, так вырывалось бы из-под самого сердца, как метко сказанное русское слово. (Н.В.Гоголь) – Нет в мире выразительнее языка , чем русский, гордитесь, что вы – носители этого языка. Постигайте его секреты и самосовершенствуйтесь! | 9. Инструктаж о д/з. | 1 мин | Упр 216, задания № 1, 2. | Приложение 1. Приложение 2.
Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599
Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21
|