Преподавание литературы Поэтический мир Николая РубцоваNotice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2016.02.01 Просмотров: 621 Руденко Римма Васильевна, учитель русского языка Цели урока:
Оборудование: Портреты Николая Рубцова, сборники его стихотворений, фотографии музея и памятника Рубцова, компакт диск с записями стихотворений в авторском исполнении и песен на стихи Рубцова. Методические приемы: лекция, аналитическая беседа, выразительное чтение стихотворений наизусть, анализ поэтического текста. Тип урока: изучение нового материала. Ход урока 1. Организационный момент. 2. Изучение нового материала. Слово учителя.
Эти проникновенные строки принадлежат перу Николая Рубцова. Мне кажется, что даже в том случае, если бы Рубцов написал только одно это стихотворение, он стал бы известен и любим. Но ведь есть еще “Звезда полей”, “Тихая моя Родина”, “В горнице” и много других стихотворений, которые считаются шедеврами поэзии 60-х годов. Сегодня у нас первый урок, посвященный творчеству Николая Рубцова, на котором мы познакомимся с лирикой Николая Рубцова, попытаемся проникнуться настроениями, размышлениями поэта. Тема урока – “Поэтический мир Николая Рубцова”. Наша цель: выделить этапы творческого пути поэта, получить представление о поэтическом мире Рубцова с помощью анализа его стихотворений. Второй, заключительный урок посвящен теме родины в лирике Рубцова. Жизнь Рубцова в литературе продолжалась очень недолго, всего 5-6 лет. За это время он успел выпустить только четыре небольших сборника стихотворений. Критика отмечала его талант, подлинный, органичный, а многие считали его одним из лучших, если не лучшим лириком 60-х годов. Сообщения учащихся. 1) “Биографические сведения о Николае Рубцове” Николай Михайлович Рубцов родился 5 января 1936 года в поселке Емецк, к северу от Архангельска. К началу войны его семья обосновывается в Вологде. О родителях поэт знал очень немного: “Мать умерла рано. Отец ушел на фронт”. С 1942 года начинается детдомовское сиротское детство в отдаленном селе Никольское. Оно навсегда останется его малой родиной, сюда он будет часто возвращаться из своих скитаний. В 1950 году после окончания семилетней школы Рубцов поступает в Лесотехнический техникум, но, едва получив паспорт, отправляется в странствия. Более двух лет он работал кочегаром на рыболовецком судне. В начале 1955 года приехал в Ленинград и стал рабочим Кировского завода. Отсюда он был призван в армию и прослужил на флоте 4 года. При газете Северного флота было литературное объединение, членом которого он стал, и к этим годам относятся первые публикации его стихов. После демобилизации Рубцов возвращается на Кировский завод, работает кочегаром, слесарем, шлихтовщиком. Одновременно участвует в работе литературного объединения при заводской газете. В 1962 году, после окончания вечерней школы, поступает в Литературный институт в Москве. Широкому читателю его имя стало известно после опубликованной в 1964 году в журнале “Октябрь” подборки из нескольких его стихотворений. В этом же году Рубцов переводится на заочное отделение, и с этого времени начинается его неустроенная, полная лишений скитальческая жизнь. Он ездит по стране, возвращается в родное село, где иногда подолгу живет один, отрезанный от мира бездорожьем… Учитель: Николай Рубцов писал о своем творчестве: “Особенно люблю темы родины и скитаний, жизни и смерти, любви и удали. Думаю, что стихи сильны и долговечны тогда, когда они идут через личное, через частное, но при этом нужна масштабность, жизненная характерность настроений, переживаний, размышлений…” 2) “Наследие Николая Рубцова” Жизнь поэта трагически оборвалась в расцвете его творчества. Задолго до смерти Николай Рубцов написал знаменитое стихотворение:
Конечно, многие поэты угадывали свою судьбу. Но Рубцов не только совершенно точно предсказал день своей гибели, он предсказал и то, что будет после его смерти. Стихи Рубцова живут уже вдвое больше своего создателя, и им предстоит еще долгая жизнь. Созданы центры по изучению наследия поэта. Наиболее крупным из них является Рубцовский центр в Вологде. К 60-летию со дня рождения в селе Никольское создан музей Рубцова в помещении того самого детского дома, где воспитывался поэт в тяжелые послевоенные годы. Время подтвердило оценку Н.Рубцова как одного из самых значительных поэтов 60-х – 70-х годов. Его книги многократно переиздавались и переиздаются, к его имени и творчеству не ослабевает читательское внимание. 3. Лекция учителя об особенностях лирики Рубцова и составление учащимися краткого конспекта. План лекции (запись на доске)
Первым сборником Николая Рубцова была самодельная книга “Волны и скалы”(1953-1962), представленная автором на конкурс при поступлении в Литературный институт. Стихотворения, помещенные в сборнике, порой наивны, но всегда искренни и достоверны, максимально биографичны. В это время Рубцов только ищет свой стиль. В последующих книгах поэтические образы станут более органичными и традиционными. Рубцов становится более требовательным к своим произведениям. С особой тщательностью подходит он к выбору стихотворений для сборника “Звезда полей”(1967). Далее появился сборник “Душа хранит” (1969) – это книга о состоянии души лирического героя, молодости, любви. В 1970 году выходит книга стихов “Сосен шум”. Последний, подготовленный Рубцовым поэтический сборник “Зеленые цветы” был издан уже после гибели поэта в 1971 году. Стихотворения Рубцова необычны. С одной стороны простые, лишенные замысловатых образов, а с другой – необычайно сложные, исполненные глубокого смысла. Событие или явление становится предметом поэзии у Рубцова лишь когда выявляется его вневременная суть. В поэзии Рубцова чрезвычайно мало цвета. Вспомните стихотворения Сергея Есенина, в которых можно выделить большое количество цветовых образов, обилие звуков, запахов.
При восприятии стихов Есенина задействованы слух, зрение, обоняние, вкус. Стихи Рубцова мы воспринимаем так называемым шестым чувством. У Рубцова мы видим чаще всего не цвет, а свет. Некоторые исследователи называют творчество Рубцова “поэзией света”. Согласны ли вы с таким мнением? Давайте послушаем и попытаемся проанализировать стихотворение “В горнице” .
- Какова цветовая гамма стихотворения? - Есть ли в этом стихотворении звуковые образы? - Какие эмоции вызвало в вас данное стихотворение? Художественный мир Николая Рубцова связан с родным ему северным селом. Это - "тихая родина", царство красоты и первозданной гармонии. Способность соединять светлое и трагическое проявилась в цветовых решениях поэта: в соединении белого и черного цветов в стихотворении "Ночь на родине", в прозрачной просветленности таких его лучших стихотворений, как "В горнице", "У размытой дороги". Тайна поэтического мастерства поэта лежит в умении совмещать звуковое, визуальное и эмоциональное решения. Творческая манера Рубцова формировалась, с одной стороны, под воздействием таких поэтов, как Ф. Тютчев, Н. Некрасов, А. Фет, С. Есенин, Д. Кедрин. С другой стороны, основные образы в его стихах (мать, отец, дом, дорога, река, небо, солнце) совпадают с народной поэзией, восходят к мифологическим архетипам, что позволяет говорить о некой "вневременности" его поэзии. На современную поэзию влияет не столько поэтика Н. М. Рубцова, сколько модель его мироощущения и миропонимания, в том числе и исторического пути России. Вопросы: 1. Перечислите названия сборников стихотворений Рубцова. 2. Назовите отличительные черты его лирики. 3. Что повлияло на формирование творческой манеры Рубцова? 4. Анализ стихотворения “Старик”.
Вопросы (запись на доске): - Какие чувства вызвало в вас чтение данного стихотворения? - Дайте характеристику основного образа. Покажите отношение окружающего мира к старику, и старика – к миру. - Каковы лексические особенности стихотворения? - Определите идейно-тематическое содержание стихотворения. Вывод: Стихотворение вызывает чувство спокойствия, умиротворенности. Просветленный образ старика-странника противостоит несовершенному, злому миру (“Кружились птицы и кричали во мраке тучи грозовой”). Старик не боится “черных туч”, не отягощен мирскими заботами. Единственная его ценность – душа, светлая, “как луч”. Вспомните Евангелие: “Будьте как дети, и войдете в царствие небесное”, “живите, как птицы, не заботьтесь о завтрашнем дне”. Именно эти библейские истины претворяет в жизнь герой рубцовского стихотворения. Все материальное – тленно, копить необходимо только богатство души. Так и сам Рубцов, не озабоченный улучшением материально-бытовых условий жизни, оставил нам бесценное наследство, опыт души – свое творчество. Учитель: В стихотворении “До конца”, созвучном предыдущему, поэт практически подводит итог своей жизни и творчества, определяет смысл земного существования человека.
5. Прослушивание стихотворений и песен на стихи Рубцова (в том числе в авторском исполнении ) 6. Подведение итогов урока. Выставление оценок. 7. Информация о домашнем задании. (Запись на доске) Прочитать стихи Н.Рубцова “Тихая моя родина”, “Звезда полей”, “Ночь на родине”, “Привет, Россия...”, ответить на вопрос: Каковы основные темы и идеи этих стихотворений? Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |