Преподавание литературы "Зимний вечер" в творчестве А.С. Пушкина, музыке и живописиNotice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 1270 Родионова Наталья Леонидовна, учитель музыки Презентации к урокуЗагрузить презентацию (20,12 МБ) Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию. Цели по содержанию урока: Образовательная:
Развивающая:
Воспитывающая:
Методы:
Приемы:
Наглядные средства обучения: мультимедийная презентация, видеомагнитофон, телевизор, музыкальный центр. ТСО: компьютер, мультимедийная аппаратура, видеомагнитофон, телевизор, музыкальный центр, фонограммы: Романс “Зимний вечер” М.Яковлев, видеофрагмент фильма “А.С.Пушкин”, презентация “Зимний вечер в творчестве А.С.Пушкина, Музыке и живописи”. Ход урока Музыкальное приветствие. Слайд 2. Учитель читает стихотворение А.С.Пушкина:
У: Кто автор этих строк? Д: А.С.Пушкин. У: Чему они посвящены? Д: Селу Михайловское. Слайд 3. У: Чем дорого поэту это место? Д: А.С.Пушкин много раз приезжал в село Михайловское, в имение своих родителей. Его вдохновляли простая русская природа, небольшое озеро, река, особенная тишина и прозрачный воздух. В течение двух лет поэт находился там в ссылке. У: Вы правы, именно эта красота вдохновляла поэта на создание своих гениальных произведений. Слайд 4. У: Какие произведения были созданы в селе Михайловском? Д: Поэма “Руслан и Людмила”, “Сказка о царе Салтане”, главы романа “Евгений Онегин” и многие стихотворения. У: Сейчас мы совершим экскурсию в родное имение семьи Пушкиных. (Видеозапись фрагмента д/ф “А.С.Пушкин”.) У: Я думаю, вы сами убедились, насколько красива природа Псковской губернии села Михайловское. С чем можно сравнить эти дивные места? Д: С музыкой, с песней. У:А я бы сказала строчкой из вам знакомой песни : “Всюду музыка звучит”. (Дети исполняют песню “Всюду музыка звучит”.) Слайд 5. У: Вслед за осенью, которую так любил поэт, наступала зима. Господский дом заметало чуть не по самые окошки снегом. В доме наглухо забивали окна, запирали комнаты, оставив только две: одну для А.С.Пушкина, а другую...?
У: О ком эти строки? Д: О няне А.С.Пушкина – Арине Родионовне Яковлевой. У: Что вы знаете об Арине Родионовне? Д: Арина Родионовна была верным другом в тяжелую пору ссылки поэта в селе Михайловском. С ней он вел бесконечные беседы, расспрашивал о старине, читал ей только что написанные стихи, слушал ее рассказы, сказки, песни. У: Знаете ли вы стихи об Арине Родионовне? Д:
У: Зимой темнело рано. Арина Родионовна брала веретено или спицы и шла в комнату Александра Сергеевича. Свеча потрескивала на столе, смутные тени метались по стенам. Поэту казалось, что на всем белом свете только он да няня. Давайте и мы сейчас представим такой зимний вечер. А поможет нам в этом музыка П.И.Чайковского. Слайд 6. У: Как называется цикл пьес П.И.Чайковского, состоящий из 12 номеров, посвященных каждому месяцу года? Д: “Времена года”. У: Сейчас прозвучит пьеса “У камелька”, а посвящена она январю. (Звучит пьеса “У камелька” из цикла “Времена года” П.И.Чайковский.) У: Какой вечер нарисовала музыка? Д: Добрый, уютный, теплый, домашний, мечтательный, будто кто-то ведет задушевную беседу. У: Как звучала мелодия? Д: Мелодия звучала задушевно и напевно как русская народная песня. И здесь не обошлось без стихов А.С.Пушкина. Эпиграфом к этой пьесе были выбраны такие строки А.Пушкина:
У: Созвучны ли эти строки с музыкой пьесы? Что их объединило? Д: Мечтательность, задушевность. У: Да, будто мелодия и стихи сотканы из мирной неги зимнего вечера. У камелька уютно, спокойно, можно дремать и слушать нянины сказки. Знаете ли вы, сколько сказок А.С.Пушкин написал с уст Арины Родионовны? Д: Семь. У: Сейчас я проверю, как вы их знаете: Слайд 7.
(Поэма “Руслан и Людмила”.)
(Сказка о мертвой царевне и семи богатырях.) Слайд 8.
(“Сказка о попе и работнике его Балде”.)
(“Сказка о рыбаке и рыбке”.) Слайд 8.
(“Сказка о золотом петушке”.)
(“Сказка о царе Салтане”.) Слайд 9. У: Молодцы, хорошо знаете сказки. А сейчас, давайте споем нашу любимую песню “Сказки гуляют по свету”. Слайд 10. У: В доме тепло и уютно, а что же происходит за окном?
У: Какой вечер предстал перед нами? Д: Холодный, метельный. У: Поэт словно смотрит в темное окно за которым ничего не видно, и прислушивается, что делается там, в открытом снежном поле. Что делает вьюга? Какие глаголы использует поэт? Д: Она “кроет небо”, “крутит вихри”, “воет”, “плачет”, “шумит соломой”, “стучит в окно”. У: Ударения в словах падают на какие звуки? Д: о, а, у, е, и. У: Что они изображают? Д: Завывание вьюги. У: Первая часть посвящена бури. А вторая? Д: Обращена к няне. У: Няня тоже призадумалась, приуныла и Александр Сергеевич старается ее развеселить, стряхнуть с ее души грустную тягость зимнего вечера. Найдите эти строки. Д:
У: Однако, не в натуре Пушкина подчиняться грусти. Ему нужен живой голос няни. Вместе легче пережить печаль. Что просит он у няни? Д:
У: Русские народные песни не раз слышал он от няни, и вновь просит ее спеть их, потому что в них он видит истинную поэзию народного творчества. Есть ли повтор строк? Д: Опять картина бури. У: Это не случайно. Пусть воет вьюга, нагоняет тоску, мы не поддадимся ей и дружеской беседой поддержим свою бодрость. Музыкально ли это стихотворение? Слайд 12. У: Если бы вы были бы композиторами, какую музыку написали на эти стихи? Д: Взволнованную, тревожную, кружащуюся…Темп – умеренный, лад – минорный, ритм – спокойный. У: На эти стихи было написано несколько романсов и русская народная песня. Слайд 13. У: Посмотрите на нотную запись. Народная или композиторская это мелодия? Д: Народная. У: Как определили? Д: Распевы, повтор мелодии – реприза, двуголосие. У: Да вы правы, это русская народная песня “Зимний вечер”. Послушайте, как она звучит. (Учитель поет песню.) У: Как прозвучала песня? Д: Плавно, напевно, мелодия взлетает вверх словно ветер. У: Какой ритм изображает метель? Д: Чередование четверти и восьмой. У: Благодаря этому создается ощущение танца. Какого? Д: Вальса. (Разучивание по нотной записи.) Слайд 14. У: Это стихотворение оказалось таким музыкальным, что на него было написано несколько романсов. И один из них – другом Пушкина Михаилом Яковлевым, с которым он учился в лицее. Послушайте его. (Звучит романс “Зимний вечер” М.Яковлева в исполнении И.Козловского.) У: Сравните романс с русской народной песней. Д: В романсе мелодия более монотонная, нет больших скачков, ритм более ровный. У: Кто исполнил романс? Д: Певец-солист и фортепиано. У: Чем жанр романса отличается от песни? Д: Ярче раскрыты чувства. Каждая строчка романса была спета по-разному. У: Вы правы, в романсе происходит более тесная связь между литературным текстом и мелодией. Мелодия романса с одной стороны передает монотонность завывающей вьюги, а с другой – ласковую нежность поэта к своей няне. Музыка стиха и поэтичность музыки… Можно ли разделить эти понятия? Д: нет У: Для А.С.Пушкина они не разделимы. Он не учился специально музыке, но слушая ее, он ее слышал. Не только композиторы и поэты в своих произведениях восхищались красотой зимнего вечера. Вглядитесь в эти художественные работы. Что их роднит? Слайд 15. Д: Зимний пейзаж. У: Какая из представленных картин, рисунков созвучна музыке, звучащей на уроке? (Дети показывают картины и обосновывают свои ответы.) У: Какая общая тема объединила музыку, поэзию, живопись сегодняшнего урока? Д: Зимний вечер. У: Чьи стихи звучали на уроке? Какие музыкальные произведения появились благодаря поэзии А.С.Пушкина? Д: (Ответы детей.) У: Почти ко всем известным произведениям А.С.Пушкина – поэмам, сказкам, романам, стихам обращались композиторы. Только романсов было создано около 200. По произведениям А.С.Пушкина были созданы оперы, балеты, оратории. Ребята, когда вы будите читать книги А.Пушкина вспомните, что у многих его произведений есть еще и вторая жизнь – в музыке.
Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |