Преподавание литературы Интегрированный урок русского языка и литературы на тему "Сравнение как средство выразительности речи"Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 1653 Житникова Надежда Викторовна, учитель русского языка и литературы Всё познаётся в сравнении. Конфуций Сравнение следует использовать в тех Е. А. Бахмутова Цели урока:
Оборудование: таблица “Сравнение”, репродукция к стихотворению Пушкина А.С. “Зимний вечер”, аудиозапись со стихотворениями поэтов XIX века (Антология русской поэзии), учебник Е.И. Никитиной “Русская речь” 9-й класс, М., Дрофа, 2004 г, раздаточный печатный материал, интерактивная доска. Ход урока1. Актуализация опорных знаний, умений и навыков.2. Вступительное слово учителя.– Сегодняшний наш урок несколько необычен, так как на нем мы будем решать задачи русского языка во взаимосвязи с литературой, такой урок называется интегрированный. Начнем с орфографической разминки. По предлагаемому лексическому значению определите слово и запишите его (Ровная, без гор и холмов земная поверхность). Один ученик у доски записывает данное слово. – Какое это слово? – Равнина. – Объясните орфограмму в корне этого слова. Какое явление встретилось вам? (Равнина- чередование а\о в корне – равн-, -ровн-) – Легко ли определить значение данного корня? – Нет. В географии равниной могут называть точку, находящуюся на одном уровне с морем, то есть можно сказать, что в значении “равная”, “одинаковая” в этом значении пишется буква -а-. Но существует также столовая равнина – ровная, гладкая, без гор и больших холмов поверхность. Данное слово выносится для запоминания, так как трудно соотнести выбор гласной в слове с лексическим значением. Употребим слово равнина в словосочетании и запишем их в тетрадь(предлагаются варианты ребят). Продолжим работу над данной орфограммой, записывая диктуемые словосочетания с комментированием: уравнение в тетради, выровняли площадку, выровнять строчки, сравнить варианты, сравнять счета, равнозначный вариант, заровнять яму, все равно, уровень воды. – От чего же зависит выбор гласной в этих корнях? (От лексического значения, равн- в значении “одинаковый”, “равный”, -ровн- в значении “прямой”, “гладкий”). – В каком стиле мы сравнивали, чтобы прийти к верному варианту написания орфограммы? (В научном стиле) – А для какого стиля ещё приемлемо сравнение? (Художественный стиль) – С какой целью создаются художественные тексты? (Воздействовать через образ на читателя) – Обратимся к эпиграфу урока, им стали слова известного философа Конфуция: “Всё познаётся …” – Какие слова пропущены? (В сравнении) Как вы понимаете данное изречение? (Нас окружает мир предметов и явлений, мир красок и звуков, очертаний.) Человек постоянно стремится что-то с чем-то сравнить. – Подберите синонимы к этому слову. Сравнить-рассмотреть одно с другим для установления сходства или различия, сопоставить, соотнести, отличить, уловить. – Сегодня на уроке не раз прозвучало слово-сравнение. – Нетрудно догадаться, какова тема нашего урока, вставьте недостающее слово: “……….. как средство выразительности речи” (Сравнение) 3. Изучение нового материала.– Итак, сегодня мы продолжим знакомство со сравнением как интересным средством выразительности речи. – Какие цели мы можем поставить к теме урока? Что нам необходимо знать, уметь, понимать? (Варианты учащихся сверяются с целями урока, которые появляются позже на интерактивной доске)торые особенности языка пушкинских произведений, употребление поэтом сравнений, выраженных разными спо – Перед вами репродукция картины, подумайте, какие поэтические строки возникают в памяти, кто писал из поэтов об этом времени года и суток? (“Зимний вечер” Пушкина). – Послушайте это стихотворение в исполнении мастера слова (звучит аудиозапись) и приготовьтесь к письму по памяти:
После прослушивания учащиеся воспроизводят его в памяти, записывая в тетрадь, оформляя орфографически и пунктуационно. (Это стихотворение затем появляется на интерактивной доске с пропущенными знаками препинания, ученик расставляет их, комментируя знаки препинания: однородные сказуемые, деепричастные обороты, сравнительные обороты). Обращается внимание на лексическое значение слова мгла и кровля. Эксперт, выбранный из учащихся, проверяет 3-4 работы и оценивает. – Укажите сравнения в этом тексте? (“Как зверь”, “как дитя”, “как путник запоздалый”) – По какому признаку и что сравнивается в поэтическом тексте? Зверь – признак ярости, озлобления, бешенства. Дитя – признак игривости, непредсказуемости, нежности, крикливости. Путник – признак неожиданности, внезапности появления. – Какое бы вы дали определение сравнению? – Сравним ваше определение с научным определением. Работаем с таблицей (на интерактивной доске высвечивается таблица)
4. Закрепление изученного материала.Работа по учебнику. – Найти эти элементы в стихотворении Пушкина (стр. 107 №96, основная мысль выражена в 1-м предложении, сравнение выражено прилагательным в сравнительной степени) – Почему так важно сравнение в художественной ткани? (Сравнения помогают точно, правильно выразить мысль, заставляют читателя сопереживать героям произведения, войти в мир, созданный автором) Рассмотрим схему (включается интерактивная доска) Сравнения относят к средствам художественной изобразительности – это троп. Задание. На столе листочки с главами из “Евгения Онегина” (глава 54, 23, 38). Найдите сравнения, определите способ выражения и признак сравнения. – Какой способ сравнения нам еще не встретился? (сравнения-фразеологизмы) 5. Творческая работа.Дописать по вариантам фразеологические сравнения
Можете предложить свои варианты. – На чём основаны такие фразеологические сравнения? Почему, например, как с гуся вода, а не с курицы? Делаем вывод: итак, в основе сравнения всегда должно лежать сходство, этого забывать нельзя. В противном случае сравнение окажется неудачным, блеклым и сделает речь не выразительной, а даже смешной. – Обратим внимание на второй эпиграф нашего урока, на слова Е.А. Бахмутовой (появляется на интерактивной доске эпиграф). Следовательно, сравнение украшают нашу речь и делают ее выразительной, если используются в речи к месту. – Чтение теоретического материала по учебнику (стр.195) У мастеров слова, русских классиков, мы учимся меткости слова. Отправимся сами в творческую лабораторию и создадим свои сравнения. (На доске высвечивается начало предложений) Продолжите предложения:
(Зачитываются варианты ребят) – Сопоставьте полученные варианты с текстом произведений Пушкина (стр. 107-108 № 98 учебника). Удачны ли ваши сравнения? – Работа с упражнением № 99 устно (обращается внимание учащихся на особенности языка пушкинских произведений, употребление поэтом сравнений, выраженных разными способами, осуществляется межпредметная связь с литературой на примере творчества А.С. Пушкина) Итог урока– Оправданы ли эпиграфы сегодняшнего урока? – Придумайте яркое сравнение для урока по нашей теме, запишите его в тетрадь. Домашнее задание дифференцированно:
Всем учащимся пронаблюдать за употреблением сравнений в научном стиле (в учебниках или объяснении учителей физики, химии, биологии). С какой целью они используются? Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |