Преподавание русского языка Чудодейственная сила глагола. 6-й классNotice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2016.01.19 Просмотров: 508 Сторублёва Людмила Викторовна, учитель русского языка и литературы Цель: показать учащимся чудодейственную силу глагола. Задачи:
Ход урока Урок, ребята, я хочу начать со слов А. Н. Толстого: “Глагол является основой языка. Найти верный глагол для фразы – значит, дать движение фразе”. Сегодня на уроке мы отправимся в путешествие по стране Глаголии. Оно у нас будет состоять из трех маршрутов. I маршрут “Слово не воробей – вылетит, не поймаешь” - Как вы понимаете смысл этой пословицы? Как вы думаете, о каких глаголах пойдет речь? Глаголы речи играют большую роль в текстах с прямой речью и диалогом. - Прочитайте отрывок из сказки “Василиса Прекрасная” Затрещали деревья, захрустели листья едет Баба-Яга. Василиса встретила ее. - Все ли сделано? спрашивает Яга. - Изволь посмотреть сама, бабушка,молвила Василиса. Баба-Яга все осмотрела, подосадовала, что не за что рассердиться, и сказала: - Ну, хорошо! Потом крикнула: - Верные мои слуги, сердечные други, смелите мою пшеницу! - Выпишите глаголы речи и потом прочитайте их. - Какие глаголы речи подчеркивают характер героев сказки? (Молвила – ласковая, добрая, почтительная) (Крикнула – скорее всего злая, сварливая) Задание: Вам даны глаголы речи. Распределите данные глаголы на три группы, составьте с ними словосочетания. I ряд – глаголы со значением речи. II ряд – глаголы со значением чувств, ощущением говорящего. III ряд – глаголы, обозначающие мимику, жесты и движения говорящего. Говорить, улыбнуться, рассказать, передразнивать, пояснить, обрадоваться, размахивать, удивиться, хромать. Вывод: Какую роль выполняют глаголы? (Могут охарактеризовать человека, прочувствовать, указать на жесты, мимику) II маршрут “Как аукнется, так и откликнется” - О чем пословица, о каких глаголах, как вы думаете, пойдет речь? (На фоне музыки) Перед вами текст В. Бианки. - Послушайте, как звучит “Лесной оркестр”; выпишите глаголы, которые передают звуки леса. Лесной оркестр
- Какие глаголы вы выписали? - Это действительно оркестр, и действие происходит в мае. - Какие звуки издают кузнечики? (скрипят); волк? (воет); лиса? (лает); филин? (ухает); пчелы? (жужжат). - А теперь прочитайте текст “Лесной разговор” Г. Скребицкого. Лесной разговор
- Какие глаголы, по-вашему, точнее и выразительнее передают звуки леса? (Переговариваются, шумят, шепчутся, заволнуются, загудят, заохают, застонут) - От чего зависит выразительность этого текста? Вывод: Какую роль играют глаголы звучания? (Все глаголы звучания могут выполнять в тексте роль метафор, олицетворения) РАЗМИНКА III маршрут “Не спеши языком, торопись делом” - О чем эта пословица? - О каких глаголах пойдет речь? (Глаголы движения) - Перед вами на карточках записаны глаголы. (Идти, ехать, мчаться, шагать, тащиться, брести, скакать, гнаться, лететь, нестись) - Что общего в значении данных глаголов? - Чем они различаются? Задание: Выпишите глаголы, которые обозначают: I вариант – быстрое движение. II вариант – медленное движение. - Вы каждый день ходите по улице и видите. Как движется транспорт. Какими глаголами можно описать движение машин? - Как ходят взрослые? Дети? Старые люди? - Приведите примеры глаголов. Прочитайте отрывок. Найдите в нем глаголы движения и выпишите их.
(Гонял, убегал, уходил, купался). - А какое движение происходит в природе? С помощью каких глаголов автор передает это движение?
(Дотаивал, ожила, заблестела, отлетел, плыли, искрился, посверкивал, трепетал, бился) - Как называется выразительное средство? (Олицетворение) Творческое задание: - Вставьте в текст глаголы движения, а затем сравним с авторским вариантом. Какие глаголы более точно передают движение ветра, ручейка?
- Проверим, сравнивая с текстом автора. Вывод: - При помощи глаголов движения, что мы можем создать? (Образ). Какую роль выполняют глаголы движения? (Глаголы передают последовательность событий, движений, темп происходящего, создают образ) - Какой образ вы можете представить в этом отрывке? С кем или чем его можно сравнить? (С мальчишкой-озорником) - Итак: С какими глаголами мы сегодня познакомились на уроке русского языка? (Глаголы движения, речи, звучания) Какую роль выполняют:
Глаголы имеют особое значение в тексте. С их помощью авторы создают атмосферу, метафоры, олицетворения. Вывод урока: Вот как много интересного, удивительного и чудесного мы сегодня узнали о глаголе. Урок хочется закончить словами Константина Григорьевича Паустовского: С русским языком можно творить чудеса. Нет ничего такого в нашей жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом. Звучание музыки, радугу красок, игру света, шум и тень садов, неясность сна, тяжелое громыхание грозы, детский шепот и шорох морского гравия. Нет таких звуков, образов и мыслей – сложных и простых, для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения. Домашнее задание: Написать сочинение-миниатюру на тему “Ручей проснулся”; 5–6 предложений. Рефлексия: Ребята, если вам понравился этот урок, если вы для себя узнали что-то новое, интересное, если у вас поднялось хорошее настроение после этого урока, то поднимите красный кружок. Если настроение осталось на прежнем уровне, если для вас не было ничего необычного, нового на этом уроке – поднимите желтый кружок. Ну, а, если кто остался равнодушным на уроке – поднимите зеленый кружок. Спасибо всем за работу на уроке. Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |