Notice: Undefined variable: stop in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 222
Урок внеклссного чтения "Данте XX века. В.Т. Шаламов и его «Колымские рассказы»"
Notice: Undefined variable: revisit in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 548

   ТОП 20 статей сайта

 • Сочинения по литературе
 • Филология - рефераты
 • Преподавание литературы
 • Преподавание русского языка


Notice: Undefined variable: fullref in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 568
 НАЙТИ НА САЙТЕ:


   Рекомендуем посетить






























































Преподавание литературы

Урок внеклссного чтения "Данте XX века. В.Т. Шаламов и его «Колымские рассказы»"


Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596

Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Добавлено: 2012.08.26
Просмотров: 1938

Шерстянникова Ирина Ивановна, учитель русского языка и литературы

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

“Колымские рассказы” В.Т. Шаламова изучаем после художественных произведений о Великой Отечественной войне и плене и произведений А.И.Солженицына о советских концлагерях. Рассказы Шаламова способствуют пробуждению душ школьников, учат их быть неравнодушными, гуманными.

Для того чтобы вызвать эмоциональный отклик, более ярко показать личность писателя, рассказать о его нелёгкой судьбе, используем не только биографический и литературный материал, но и мультимедийные средства (презентация, составленная в программе Power Point).

Чёрный цвет, являющийся фоном каждого слайда презентации, заставки с изображением языков пламени помогают передать трагизм 30-50-ых годов 20 века.

Использование в презентации песни “Я помню тот Ванинский порт (Колыма)”, печальных мелодий из “Реквиема” Моцарта, кадров документального фильма о ГУЛАГе усиливают эмоциональное воздействие на души учащихся.

Мультимедийная презентация даёт также возможность провести незримую черту в судьбе В.Шаламова, черту, разделяющую его жизнь до ареста и после него, показать, что безвозвратно ушло из жизни писателя. Таким средством стало использование в презентации изображений родных мест писателя (природы, городских пейзажей Вологды) и просмотр данных кадров под звуки лирической задушевной мелодии. Данная часть презентации является своеобразной психологической паузой перед рассказом о дальнейших страшных событиях в жизни страны и самого писателя.

Не менее важным считаем и то, что презентация делает яркими, выразительными и убедительными и сообщения, подготовленные учащимися.

Мультимедийная презентация позволяет также обобщить, дополнить и представить на экране то, что было наработано учащимися в процессе групповой работы.

При создании презентации были учтены педагогико-эргономические требования. Все фотографии и картинки доступны для восприятия школьников.

Смена слайдов происходит по щелчку мыши, а при просмотре зарисовок родных мест писателя - автоматически.

ТИП УРОКА: урок внеклассного чтения

ЗАДАЧИ УРОКА:

  1. Познакомить учащихся со временем, в котором жил В.Т.Шаламов, с судьбой и творчеством писателя, прошедшего все “круги ада”; помочь выявить идейный смысл его “Колымских рассказов”.
  2. Развивать умения анализировать и обобщать.
  3. Вызвать эмоциональный отклик при знакомстве с судьбой и творчеством писателя; способствовать формированию неравнодушного отношения к проблемам своей страны, критического мышления и гуманистического мировоззрения.

ПЛАН УРОКА

№ п/п Этап урока Приёмы и методы Время (мин.)
1. Мотивационное начало урока.

Прослушивание песни “Я помню тот Ванинский порт”.

Слайд №1

прослушивание песни

психологический аудиальный приём - песня

3 мин.
2. Слово учителя о Колыме, памяти, о репрессированных писателях, жертвах сталинского геноцида

Слайд №2

психологический приём шоковой терапии; слово учителя 2 мин.
3. Работа с фотографиями писателя (Слайд № 3), сравнение их, обмен впечатлениями.

Знакомство с воспоминаниями И. Сиротинской о внешнем облике В. Шаламова.

Определение темы урока (“Данте XX века”) (Слайд №4), объяснение такого названия.

Определение целей урока (Слайд №5)

сопоставительный анализ

аналитическая беседа

создание проблемной ситуации

логический прием -контрастный способ изложения информации

5 мин.
4. Знакомство с фактами биографии писателя.

Сообщение учащихся о жизни В.Шаламова, репрессиях в России, судьбе писателя после ареста.

Слайды №6-27

выразительное чтение стихотворений

реализация индивидуального домашнего задания (доклад-сообщение ученика)

психологический приём (психологическая пауза)

просмотр кадров документального фильма о ГУЛАГе

20 мин.
5. Слово учителя. слово учителя

логический приём – пунктирный способ изложения информации

2 мин.
6. Выявление читательских впечатлений. Обмен мнениями о прочитанных рассказах, о страшной картине жизни в сталинских лагерях. беседа, обмен читательскими мнениями 8 мин.
7. Беседа о прочитанных рассказах акцентное вычитывание

обмен читательскими мнениями

10 мин.
8. Работа в группах

Выступления представителей групп. Свободное обсуждение поставленных проблем.

коллективная форма работы

коллективная мыслительная деятельность

обмен читательскими мнениями

анализ-обсуждение рассказов

15 мин.
9. Подведение итогов урока. Слово учителя.

Работа с тезисами к уроку

беседа с комментариями учителя, рефлексия 10 мин.
10. Домашнее задание: дифференцированное домашнее задание

психологический приём – шоковая терапия – творческое задание

5 мин.

ХОД УРОКА

№ п/п Деятельность учителя Деятельность ученика
1. Звучит песня “Я помню тот Ванинский порт” (“Колыма”).

Слайд №1

Учащиеся слушают песню “Я помню тот Ванинский порт” (“Колыма”)
2. Слайд №2

Учитель обращается к учащимся:

Будь проклята ты, Колыма,
Что прозвана чудной планетой!
Сойдешь поневоле с ума,
Отсюда возврата уж нету … -

такие слова звучат в песне “Я помню тот Ванинский порт”.

Мы множество раз повторяли “Никто не забыт, ничто не забыто” - и предали глубочайшему забвению миллионы наших сограждан. Мы с комом в горле слушали “Бухенвальдский набат”, но не слышали набата Колымы, Печоры, Соловков. А ведь жертвы сталинского геноцида не имеют даже братских могил.

Только в 30-е годы в стране было репрессировано более 1000 литераторов. Сегодня необходимо вернуть людям право на память. Ведь так долго нам внушали, что ни сталинского геноцида, ни хрущевских бульдозеров, зарывающих картины художников-неформалов, ни брежневских “психушек”, в которых томились абсолютно здоровые люди только потому, что не вписывались в рамки системы, не было. Кому-то нужно было, чтобы чувство памяти, право на память атрофировались в наших душах.

Да, можно убить человека, уничтожить всякую возможность вспоминать о нем. Но нельзя убить или заставить замолчать вечно живое Слово, сохранившее для нас, потомков, многочисленные свидетельства современников того кровавого лихолетья.

К свидетельствам одного из современников того сурового времени мы и обращаемся сегодня. Этим современником является писатель, поэт Варлам Тихонович Шаламов.

3. Учитель знакомит учащихся с фотографиями писателя, двумя снимками, один из которых сделан в конце 20-х годов, а другой - в 1960-м, молодой Шаламов и он же после Колымы, писатель и поэт. (Слайд № 3).

Учитель зачитывает воспоминания И.Сиротинской:

"Первое впечатление от Варлама Тихоновича - большой. И чисто физический облик: высокий, широкоплечий, и ощущение ясное незаурядной, крупной личности с первых же слов, с первого взгляда".

Обращается к учащимся:

Перед нами писатель большого таланта с трагической судьбой. Наш сегодняшний урок я предлагаю назвать так: “Данте XX века”. (Слайд №4). Как вы думаете, почему?

Учитель обобщает сказанное одиннадцатиклассниками и определяет проблемный вопрос урока:

Да, Варлам Тихонович Шаламов - это человек, который при жизни прошёл все круги ада.

Знакомясь с его судьбой и творчеством, мы попробуем ответить на следующие вопросы: “Что происходит с человеком в аду сталинских лагерей? Что помогает тому, кто прошёл все круги лагерного ада, подняться и победить в себе растоптанного человека?”

Слайд №5

Учащиеся рассматривают фотографии В.Шаламова, сопоставляют их, отмечают, что на первом "умное", "красивое", "мужественное" лицо, "внимательные глаза", "взгляд выражает надежду на что-то хорошее". На втором - "лицо грустное, усталое", "человек, много переживший".

Учащиеся высказывают свою точку зрения

4. Слайд №6

Заранее подготовленный ученик читает стихотворение В.Шаламова “Я северянин. Я ценю тепло…”

С трагической судьбой писателя знакомят Сальников Олег, Расторгуев Максим и Сирота Александра

Слайды № 7-10

Перед вторым сообщением заранее подготовленный ученик читает стихотворение В.Шаламова. В это время звучит лирическая мелодия, на экране появляются слайды презентации № 11-21 (Родина писателя. Вологда).

Я забыл погоду детства,
Теплый ветер, мягкий снег.
На земле, пожалуй, средства
Возвратить мне детства нет.
И осталось так немного
В бедной памяти моей –
Васильковые дороги
В красном солнце детских дней,
Запах ягоды–кислицы,
Можжевеловых кустов
И душистых, как больница
Подсыхающих цветов.
Это все ношу с собою
И в любой люблю стране.
Этим сердце успокою,
Если горько будет мне. (В. Шаламов)

Слайд 22 (стихотворение “И - пусть на свете не жилец…”)

Слайды 23-27

Учащиеся прослушивают стихотворение В.Шаламова

Сальников Олег рассказывает о судьбе писателя до 1929 года, его жизни в Вологде

Учащиеся слушают стихотворение В.Шаламова, просматривают слайды презентации, на которых изображены виды родных мест писателя (картины природы, городские пейзажи). Эти изображения, просматриваемые в сопровождении лирической мелодии, являются “мостиком”, к рассказу о дальнейших трагических событиях в жизни писателя, помогают учащимся осознать, что закончился первый, счастливый этап в жизни писателя…

Учащиеся прослушивают ещё одно стихотворение В. Шаламова, которое, как и предыдущие слайды, является переходным к рассказу о дальнейшей жизни писателя

Заранее подготовленные учащиеся рассказывают о жизни писателя после ареста. Остальные одиннадцатиклассники прослушивают сообщения, просматривают кадры презентации (фотографии писателя, фрагменты документального фильма о ГУЛАГе, документы о сталинских лагерях)

5. Слово учителя.

Опыт Шаламова зека (почти 20 лет, лучших лет жизни – с 22 до 42 лет он провёл в лагерях и ссылке) один из самых тяжёлых. И работа была нечеловечески трудной – в золотых забоях, и второй срок предельно жестокий – 17 лет. Судьба Шаламова необычайно сурова даже среди зеков. Претерпевшие от ГУЛАГА люди признавали, что Шаламову досталось много больше. “Выдержал ли бы я то, что выдержал тот же Шаламов? Не уверен, не знаю. Потому что ту глубину унижения, лишений, которые ему пришлось на Колыме испытать… конечно, мне не приходилось. Меня не били никогда…А ему перебили барабанные перепонки…” - это слова писателя Олега Васильевича Волкова, 28 лет пробывшего в ГУЛАГЕ.

Страшный опыт не отпускал писателя и позже. В 1953 году ему разрешили вернуться в Центральную Россию, но без права жить в больших городах. На два дня, тайно, Шаламов приехал в Москву, чтобы после шестнадцатилетней разлуки повидаться с женой и дочерью.

Вернувшись в Москву, очень скоро тяжело заболел и до конца своей жизни жил на скромную пенсию (72 рубля) и писал “Колымские рассказы”. А в последние годы жизни одиночество и забытость, жалкий дом престарелых, и в конце концов, как венец всему мытарству – психушка, куда он был насильно перевезён из этого дома, чтобы вскоре умереть от воспаления лёгких.

Кажется, его судьба затем и послана была ему, чтобы вместить в себя самые страшные испытания, которые нёс человеку тоталитарный режим.

Им было написано более трехсот рассказов, объединенных в шесть сборников. Однако при жизни писателя ни один из рассказов не был напечатан. Печатались только его стихи, находясь в лагере, поэт заучивал их наизусть. И только, в 1946 году, когда Шаламову посчастливилось попасть на фельдшерские курсы, он смог записать их.

учащиеся слушают сообщение учителя
6. Учитель обращается к учащимся: "Лагерный опыт не может быть кому-либо полезен, ибо в основе его нежизнь." Однако без шаламовских свидетельств уже не может обойтись ни один историк.

"Колымские рассказы" - памятник миллионам мертвых и десяткам тысяч уцелевших в аду сталинских тюрем и лагерей.

Зрение писателя, его слух, чувства цепко удерживают эпизоды, подробности жизни зека.

Что поразило вас, когда вы читали рассказы? Какие истории, “случайные картинки” не оставили вас равнодушными? Почему?

Учащиеся высказывают своё мнение, говорят о прочитанных рассказах, о страшной картине жизни в сталинских лагерях.
7. Учитель предлагает учащимся ответить на вопрос: “Ни один человек не становится ни лучше, ни сильнее после лагеря. Лагерь – это растление для всех – для начальников и заключенных…” - утверждает В. Шаламов. Согласны ли вы с этой точкой зрения? Свой ответ обоснуйте. Докажите примерами из текста. Учащиеся отвечают на вопросы учителя, подтверждают ответ примерами из текста “Колымских рассказов”
8. Учитель предлагает учащимся поработать в группах

Задание №1:

Что способствует духовной деградации? Свой ответ обоснуйте. Приведите примеры из рассказов В.Шаламова “Ночью”, “Одиночный замер”, “Сентенция”, “Сгущённое молоко” Слайд 29

Задание №2

Какие пути выживания выбирают “слабые” герои “Колымских рассказов”, борясь за себя, стремясь выжить? Приведите примеры из рассказов В.Шаламова “Ночью”, “Заклинатель змей”, “Тифозный карантин”, “На представку”. Как автор относится к таким путям выживания? Принимает? Осуждает? Слайд 30

Задание №3

Чем жив человек? Что помогает человеку выжить? Приведите примеры из рассказов В.Шаламова “Заговор юристов”, “Тифозный карантин”, “Надгробное слово”, “Лучшее слово”, “Последний бой майора Пугачёва”, “Тачка” и другие.

Работа в группах.

Учащиеся работают в группах, обсуждают прочитанные дома рассказы, готовят ответы на вопросы задания

Выступления представителей групп.

9. Подведение итогов урока

Учитель обращается к учащимся с вопросами:

Что помогает тому, кто прошёл все круги лагерного ада, подняться и победить в себе растоптанного человека?

Что принимает и чего принять ни в коем случае не может писатель Варлам Тихонович Шаламов?

Что больше всего привлекло внимание в рассказах Шаламова?

Какие проблемы (вопросы) ставит автор в рассказах?

Какие мысли о времени и о себе вызвали прочитанные рассказы?

Почему нужно знать об этом?

Кто не помнит своего прошлого, обречён пережить его снова.

Слайд 31.

Учитель предлагает учащимся познакомиться с тезисам и выбрать тот, который, по их мнению наиболее точно отражает основную мысль урока:

Какой из тезисов вы выбрали бы в качестве эпиграфа к уроку? Почему?

Учащиеся дают полные, развёрнутые, аргументированные ответы на вопросы учителя

Учащиеся зачитывают наиболее подходящий, по их мнению тезис, объясняют свой выбор

10. Домашнее задание:

Сочинение-рецензия на один из рассказов В.Т. Шаламова.

Сочинение-размышление “Не замирайте, друзья мои, ни перед ложью, ни перед подлостью, учитесь мужеству, будьте порядочными людьми” (А.Галич) (На материале жизни и творчества В.Шаламова)

Конспект статьи учебника

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Крупина Н.Л., Соснина Н.А. Сопричастность времени: Современная литература в старших классах средней школы. М.: Просвещение, 1992, с.79.
  2. Рудик Н.А. Шаламов В.Т.// Русский язык и литература в средних специальных учебных заведениях УССР.1991, №8 с.67.
  3. Хайруллин Р.З. Сохранить живую душу: Материалы для урока о “Колымских рассказах” В.Т.Шаламова // Русская словесность. 1993, №5, с.58.
  4. Шаламов В.Т. Колымские рассказы. М.: Современник, 1991.

ИНТЕРНЕТ-АДРЕСА, МУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ ХРЕСТОМАТИИ

  1. http://autotravel.org.ru
  2. http://www.book site.ru
  3. http://www.cultinfo.ru/shalamov
  4. http://www.kolyma.ru
  5. http://www.perm36.ru
  6. http://www.sakharov-center.ru
  7. Мультимедийная хрестоматия “Отечественная история, литература, искусство”.

ПРИЛОЖЕНИЯ

  1. Презентация
  2. Задания группам

Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599

Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21