Преподавание русского языка Урок–рефлексия как форма организации активной деятельности учащихсяNotice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 1072 Цветкова Ольга Валентиновна, учитель русского языка и литературы В Законе об образовании говорится о необходимости воспитания личности, способной к самоанализу, самосовершенствованию, самореализации. Воспитать такую личность можно только выстраивая учебные отношения как субъект-субъектные, а не субъект-объектные (т.е. ученик должен стать активным субъектом учебной деятельности, а не быть пассивным объектом воздействия со стороны учителя.) Исходя из этого, можно утверждать, что цель традиционного обучения (подготовить ученика к выполнению определённых функций в жизни общества, снабдив его необходимой для этого суммой знаний, умений, навыков) не вполне соответствует потребностям сегодняшнего дня. Сегодня, чтобы быть успешным, ребёнок, кроме определённой суммы знаний, умений, навыков, должен овладеть умением самостоятельно планировать, анализировать, контролировать свою деятельность, самостоятельно ставить перед собой новые учебные задачи и решать их. А учитель должен соответствующим образом организовать учебную деятельность, создать условия для превращения ребёнка в субъекта, заинтересованного в самоизменении и способного к нему. Организация активной деятельности учащихся способствует развитию, повышает эффективность обучения, позволяет решить ряд проблем, возникших в обучении в последнее время: значительное увеличение объёма знаний, повышение теоретического уровня и требований к качеству их усвоения. Важнейшими компонентами структуры учебной деятельности являются действия самоконтроля и самооценки (не только за результатом, но и за способом действий). Без этих двух ведущих учебных действий учащийся не сможет определить дефицит своих способностей (границу знания и незнания), а без этого он не сможет поставить перед собой учебную задачу, а, значит, и решить её. Сформировать у учеников средства контроля и оценки помогают особые уроки, один из которых предлагается вашему вниманию. Его тип – урок-рефлексия. Подобные уроки решают целый ряд образовательных задач: позволяют обобщить знания на разных этапах изучения материала, осуществить контроль уровня владения понятиями и способами, создать условия для формирования действий самооценки, планирования собственной деятельности. Общим итогом такой деятельности является повышение уровня владения учебным материалом и развитие важнейших учебных действий (самоконтроль, самооценка, рефлексия). Урок является одним из заключительных в системе уроков о словосочетании; это повторение, обобщение и рефлексия перед уроком контроля. ЦЕЛИ УРОКА:
ХОД УРОКА У учащихся было домашнее задание – на отдельном листе составить опорный конспект “Что я знаю о словосочетании?” 1 ЭТАП УРОКА. Заполнение рефлексивной таблицы. Опираясь на домашнее задание, учащимся предлагается заполнить рефлексивную таблицу. Её содержание – это ответ на вопрос: “Что мы должны знать о словосочетании и уметь, чтобы быть успешными при работе с этой синтаксической единицей?” (Форма работы – фронтальная).
2 ЭТАП Самооценка Учащимся предлагается по пятибалльной шкале оценить свои знания и умения по каждому пункту. (Оценка выставляется напротив соответствующего пункта в таблице; форма работы - индивидуальная) 3 ЭТАП Работа с тестовыми заданиями Задания раздаются в распечатанном виде каждому учащемуся, выполняются индивидуально, комментируются и обсуждаются фронтально. Тест №1. Если словосочетанием называется соединение двух (и более слов) на основе подчинительной связи, то какие из приведённых единиц ими являются?
Тест №2. Определите тип сочетания слов:
Тест №3 Определите модель словосочетания (главное слово + зависимое)
Тест №4 Определите тип смысловых отношений между словами
Тест №5. Определите тип синтаксической связи
На самостоятельное выполнение тестовых заданий отводится 10 минут. Ответы:№1. 1В; №2. 1Г, 2Б, 3А, 4В, 5Д; №3. 1Д, 2Г, 3А, 4З, 5Б, 6В, 7Ж, 8Е; №4. 1Б, 2Г, 3В, 4А; №5 1Б, 2В, 3А, 4Б, 5А, 6В 4 ЭТАП Коллективная проверка и обсуждение заданий. На этом этапе важно проверить не только правильность ответов, но и ещё раз остановиться на способах решения. Затем учащимся предлагается соотнести содержание предложенных заданий с таблицей, заполненной в начале урока. Для этого они должны ответить на вопрос: “Каждый тест контролирует один из навыков, обозначенных в таблице в таблице. Какой?” 5 ЭТАП Самооценка. Учащимся предлагается вернуться к первичной самооценке и оценить свои знания ещё раз, учитывая результаты самостоятельной работы. Они должны отметить в таблице знаком ! те моменты, которые требуют доработки: где были допущены ошибки, или возникли трудности. (Форма работы – индивидуальная). 6 ЭТАП Составление плана синтаксического разбора словосочетания * *Задание этого этапа может быть предложено в качестве домашней работы (см. ниже). В течение пяти минут в парах учащиеся должны составить план синтаксического разбора словосочетания. Итогом их работы должно стать примерно следующее: План:
Домашнее задание: Индивидуальное повторение (по результатам рефлексии) Упражнение 72, 73 – выполнить синтаксический разбор словосочетаний по предложенному плану или составить план синтаксического разбора и характеристики словосочетания и выполнить разбор 3 словосочетаний в качестве образца Раздаточный материал, необходимый для урока: 1. Таблица (на каждого учащегося) 2. Тестовые задания на каждого учащегося Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |