Преподавание литературы
"Что за чудо эти сказки!"
Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Добавлено: 2012.08.26
Просмотров: 1635
Кожарова Ольга Ивановна, учитель русского языка и литературы Презентации к уроку Загрузить презентацию (9,74 МБ) Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию. Детям нужны сказки! Р. Быков Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма. А.С. Пушкин Цели и задачи: - Углубить устоявшееся представление о сказке, проверить знания детей о сказках, особенностях их построения, сказочных персонажах.
- Средствами ИКТ развивать образное мышление, творческое воображение, воздействовать на эмоции и чувства детей.
- Учить их логически мыслить, выделять главное.
- Развивать речь учеников.
Ход урока: - Сообщение темы и цели урока. Вступительное слово учителя.
- Проверка домашнего задания.
- Повторение изученного. Конкурс на знание сказок, их эпизодов, героев.
- Итог урока.
- Домашнее задание.
Ход мероприятия I. Вступительное слово учителя. Мы с вами прошли половину пути, первую часть нашего учебника. Что же мы узнали, чему научились, какие уроки волшебства усвоили. Это мы сейчас и узнаем. Эпиграфом к нашему уроку я взяла слова Р.Быкова «Детям нужны сказки». Вот сейчас мы и докажем, что сказки нам нужны и мы их любим. II. Проверка домашнего задания. Тест (слайд № 3 или задания напечатаны для каждого ученика. На работу отводится 5-7 минут.) 1. Четвёртое – лишнее. А) трагедия, комедия, драма, новелла. Б) метафора, зачин, эпитет, гипербола. В) рассказ, повесть, стихотворение, сказка. Г) лирика, эпос драма, поэма. Д) философские, сатирические, о животных, дидактические. 2. Что такое метафора? А) Скрытое сравнение, в котором отсутствует сравнительный оборот. Б) Сравнение людей, предметов и явлений по их внешнему сходству, по присущим им качествам и сходным чувствам. В) Художественное преувеличение. 3. Найти соответствия. А. Высмеивает недостатки людей и пороки общества. Б. Ставит важные вопросы жизни и смерти, чести и бесчестия, добра и зла, любви и ненависти. В. Преподаёт читателям назидательные уроки и житейские наставления. | | 1 – философская сказка, 2 – сатирическая сказка, 3 –дидактическая (воспитательная) сказка | 4. Найти соответствия. А. Эпизод произведения, в котором конфликт достигает критической точки и требует немедленного разрешения. Б. Эпизод произведения, в котором основной художественный конфликт. В. Эпизод произведения, в котором происходит разрешение основного художественного конфликта. | | 1. Завязка. 2. Развязка. 3. Кульминация. | III. Повторение изученного. 1. Узнай сказку по ёе началу. (Вручается медаль «Лучшему знатоку зачина сказки») -
Жил-был царь Берендей. У него было три сына, младшего звали Иваном. (Р.н.с. «Иван-царевич и серый волк») -
Это было в середине зимы. Падали снежинки, точно пух с неба. И сидела королева у окна. Когда она шила, уколола иглою палец, и упало три капельки крови на снег. («Белоснежка» Нем. н.с.) -
За горами, за лесами За широкими морями Против неба – на земле Жил старик в одном селе. (Конёк-горбунок П.П. Ершов) -
Слушай, мой милый мальчик, слушай и запоминай, внимай, разумей, потому что это случилось, потому что это было ещё в ту далёкую пору, когда ручные животные были животными дикими. (Р. Киплинг «Кошка, гулявшая сама по себе») -
Царь с царицею простился, В путь-дорогу снарядился, И царица у окна Села ждать его одна. (А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях.») -
Десятая неделя после Пасхи – купальские дни. Солнце самый пуп земли печёт, и зацветает дивная Полынь-трава. В озеро, на самое зелёное дно, глядит огненное солнце. (А. Толстой «Иван-да-Марья.») 2. По словесному портрету узнать героя сказки, название произведения и его автора.(Вручается медаль «Лучшему знатоку героя сказки») Представьте, что мы находимся с вами в сказочной портретной галерее. Но портреты не нарисованы красками, а описаны словесно. Узнайте героев! -
Это была красивая, но гордая и надменная женщина. Она терпеть не могла, если кто-нибудь превосходил её красотой. (Мачеха, «Белоснежка» Нем.н.с.) -
Бедно одетая, с маленькими красными глазками, острым, сморщенным от старости личиком, с длинным-предлинным носом, который опускался до подбородка. (Старая колдунья. В. Гауф «Карлик нос») -
…девица там живёт Ездит в красном полушубке, В золотой, ребята, шлюпке, И серебряным веслом Самолично правит в нем.(Царь-девица П. Ершов «Конёк-горбунок») -
Глазки маленькие, как у свиньи. Огромный нос, свешивающийся до подбородка. Шеи и вовсе как будто не было, голова глубоко вошла в плечи, спина и грудь были широкие, а фигура походила на мешок. (Якоб «Карлик нос» В. Гауф) -
Героиня…бела, как снег, румяна, как кровь, и такая черноволосая, как черное дерево. («Белоснежка»Нем.н.с.) 3. Узнать сказку по отрывку. Кто из героев это говорит и в какой сказке. (Вручается медаль «Лучшему знатоку героев сказок») -
Ветер, ветер, ты могуч, Ты гоняешь стаи туч, Ты волнуешь сине море, Всюду веешь на просторе… (А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне..») -
Ой вы, кони буры-сивы, Ой вы, кони златогривы… (П. Ершов «Конёк-горбунок») -
Ты из дикого леса, дикая тварь, что тебе надобно здесь? (Р. Киплинг «Кошка, которая гуляла сама по себе.») -
Где ты, месяц золотой? Ходит месяц над водой, – В глыбко озеро взглянул, В темных водах утонул… (А. Толстой «Иван-да-Марья») -
Под тем камнем – дверь железная… (Р.н.с. «Бой на Калиновом мосту») Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Далеко в сказку зашли участники сказочной викторины, устали, проголодались. Объявляется обеденный перерыв! 4. Узнайте, кто и кого так угощает, кто придумал этот сказочный обед? (Вручается медаль «Участнику сказочного обеда») -
Усадили в уголок, Подносили пирожок, Рюмку полну наливали, На подносе подавали... (Семь богатырей царевну А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне..») -
Ничего лучше этого супа он ещё не ел. От него так хорошо пахло зеленью и кореньями! Он был одновременно и сладкий, и кисловатый, и к тому же очень крепкий. (Колдунья Якоба В. Гауф «Карлик- нос») -
Яблоко было на вид красивое ,белое с красными крапинками, и всякий, кто его бы увидел, захотел бы его съесть. (Мачеха для Белоснежки.) -
Она получала не гусиную пищу, а печенье, конфеты и всякие лакомства.(Якоб гусыню Мими «Карлик-нос») -
Наварила манной каши, размазала её по тарелке. (Лиса журавля Р.н.с. «Лиса и журавль») -
Испекла каравай рыхлый, мягкий. Изукрасила его узорами мудрёными. По бокам города с дворцами… (Василиса Премудрая пекла для царя Р.н.с. «Царевна-лягушка») -
Ужинали дикой овцой, зажаренной на раскалённых каменьях, приправленную диким перцем и диким чесноком…(Женщина мужчину Р. Киплинг «Кошка, которая гуляла сама по себе.») Вот мы и побывали на сказочном обеде, и, как полагается в сказке, у нас «по усам текло, а в рот не попало», но никто не скажет, что ушёл с пира несолоно хлебавши! Ведь мы ещё больше подружились со сказкой. Давайте пойдём дальше. Чем дальше в сказку, тем больше сказочных чудес. Вот, например, сказочная почта. 5. Кто из сказочников и кого из героев поселил в таком доме? (Вручается медаль «Лучшему сказочному почтальону») -
В светлой горнице кругом Лавки, крытые ковром. Под святыми стол дубовый, Печь с лежанкой изразцовой. (Терем семи богатырей из сказки А.С. Пушкина) -
Сыскала для жилища уютную пещеру. Посыпала пол чистым песочком и развела в глубине пещеры костёр. Повесила у входа в пещеру шкуру дикой лошади. (Пещера женщины из сказки Р. Киплинг «Кошка, которая гуляла сама по себе.») -
Вдруг она увидела маленькую избушку. Всё в ней было таким красивым и чистым, но очень маленьким. На столе семь маленьких тарелок, ложек и вилок. У стены в ряд стояло семь маленьких кроваток. (Дом семи гномов Нем.н.с. «Белоснежка») -
Потаенный замок находился в самой середине леса. Он был так скрыт в лесной чащобе и дорогу к нему найти было так трудно, что если бы не клубок волшебных ниток, то король бы и сам не нашёл бы его. (Дом детей короля «Шесть лебедей» Нем.н.с.) -
Все бока его изрыты. Частоколы в ребра вбиты. На хвосте сыр-бор шумит. На спине село стоит. Мужики на губе пашут. Между глаз мальчишки пляшут… (Село на спине рыбы-кита П. Ершов «Конек-горбунок») 6. Расскажите о своём любимом сказочном герое, употребив для его описания как можно больше эпитетов. (Вручается медаль «Лучшему сказочному художнику») 7. Аукцион.Кто узнает героя по предмету ему принадлежащему, тот получит этот предмет в подарок. (Зеркальце, перо жар-птицы, кошка, гномик, лошадка , яблоко) 8. А теперь выясним, кто из нас лучший сказочник! (Чтение сочинённых сказок, завершающихся пословицами или поговорками) (Вручается медаль «Лучшему сказочнику») IV. Итог урока. Что вы нового, интересного узнали сегодня на занятии? О чем бы вы еще хотели узнать? Наше путешествие в страну сказок сегодня закончилось, но мы не прощаемся с любимыми героями, мы говорим им - до свидания! V. Домашнее задание. Напишите письмо любимому сказочному герою и расскажите ему о сегодняшнем уроке.
Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599
Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21
|