Преподавание литературы
Урок по теме: "Путешествие по Мещерской стороне". 5-й класс
Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Добавлено: 2012.08.26
Просмотров: 2885
Михайлова Лариса Владимировна, учитель русского языка и литературы Тип урока: изучение нового материала. Цели: - Дать представление о художественном мире писателя К.Г. Паустовского, познакомить с термином - метафора;
- Закрепить знания о жанре литературный очерк, о тропах: эпитеты, сравнения, олицетворение;
- Прививать чувство любви к родному краю и ответственности за него.
Межпредметные связи: география, русский язык, ботаника, рисование. Оборудование: - портрет К. Паустовского (Приложение 1),
- иллюстрация к произведениям К. Паустовского (Приложение 2),
- карточки с названием очерка (Приложение 3),
- таблица (Приложение5),
- рисунки учащихся (домашняя работа (д/р)),
- карта – схема путешествия (д/р),
- толковые словари С.И.Ожегова,
- пословицы и поговорки (Приложение 6).
Форма работы: групповая - I группа – “Мшары”;
- II группа – “Лесные реки и каналы”;
- III группа – “Леса”;
- IV группа – “Луга”.
Предварительная подготовка учащихся к уроку: I группа – знакомство с очерком “Мшары” и подготовка иллюстрации к нему, чтение наизусть отрывка текста; II группа – знакомство с очерком “Лесные реки и каналы” и подготовка иллюстрации к нему, биографическая справка о К. Паустовском, чтение наизусть отрывка текста; III группа – знакомство с очерком “Леса” и подготовка иллюстрации и карты – схемы путешествия, чтение наизусть отрывка текста; IV группа – знакомство с очерком “Луга”, подготовка иллюстрации к нему, чтение наизусть отрывка текста. Ход урока Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | I. Организаци-онный момент | - Тема сегодняшнего урока “Путешествие в Мещерскую сторону” (по Мещерской стороне). Вы вспомните о К.Паустовском, о его литературных очерках, мы с вами будем зачитывать полюбившиеся строки текста, запишем термины и примеры и все вместе увидим и убедимся, что Мещерский край действительно удивительное место. | Запись числа, темы урока. Эпиграф не записывают: …каждая моя книга – это поездка. Или, вернее, каждая поездка – это книга…(К. Паустовский) | II. Проверка домашнего задания | - Давайте себе напомним о К. Паустовском. Что вы помните о нем? Послушаем информацию группы. Обратите внимание на эпиграф. - Спасибо II группе. На доске записаны произведения К.Паустовского. Это не все, но самые распространенные: “Кара-Бугаз”, “Черное море”, “Беспокойная юность”, “Далекие годы”, “Сказки для детей”. - Ребята, вы любите путешествовать? Мы отправляемся с вами в неведомый незнакомый край вслед за К.Паустовским – в Мещерский край. Что нам еще необходимо для путешествия? - Слово предоставляется III группе. | Дети отвечают. Информация II группы (Приложение 4) Запись, работа с эпиграфом. Карта (план-схема). - На карте изображен путь, обозначены основные пункты. Мещерская сторона - это место между Рязанью и Владимиром. Мы не пройдем мимо Мшаров, побываем на лесных реках и каналах, зайдем в леса, прогуляемся по лугам. Возьмите с собой воображение и в путь! | III. Осмысление содержания и последовательности применения практических действий | - Дома вы прочитали группами каждый свой очерк. Докажите, что это литературный очерк. - Чем отличается литературный очерк от новеллы? - I группа, проведите нас через Мшары (самое запоминающееся). II, III, IV группы (то же ). Беседа: - Что можно услышать в Мещерском крае?
- Что увидеть?
- Какие там запахи?
- Какие краски?
Это богатый край, естественные природные запахи, краски радуют, притягивают нас, и мы начинаем жить жизнью Мещеры. Каждое место хорошо по-своему (Обратить внимание на рисунки учащихся). | Дети приводят примеры (1 реальные события; 2 сам был; 3 автор спрашивает и сам отвечает…) Краткий пересказ (на столах карточки с названием очерков (Приложение3)). После пересказа – рисунок на доску. Дети в своих литературных очерках, выискивают интересные места, зачитывают или просто говорят. | IV. Самостоятельное выполнение задания (с помощью учителя) | - Ребята, отчеты, протоколы, заявления, статистические данные, газетные заметки тоже о реальных людях и событиях, но литературные очерки читать приятнее. - В чем отличие? (В поэтичности, образности, лиричности текстов). - Найдите в тексте эпитеты, сравнения, олицетворения. Самое сложное - найти метафоры. Это новое для вас слово. Найдите в словаре термин. Найдите метафоры в указанных абзацах очерков (групповая работа): I гр. – “Прошел второй час…” II гр. – первый абзац; III гр. – “В просветах между сосна-ми…” IV гр. – второй абзац. Вечер, костер. Все вместе, отдыхают. Какие строки из текстов (литературных очерков) вам показались самыми лиричными, красивыми. Давайте послушаем друг друга. | Это достигается с помощью эпитетов, метафор, олицетворения, сравнений. Устная работа с текстами. Работа со словарем: Метафора – переносное значение слова, скрытое сравнение, сближение явлений по зависимости их значений. Ребята ищут вместе с учителем, записывают: Серая стена – туча; Яркая изумрудная пыль – споры кукушкиного льна; Голубой хрусталь – Венера; Живой серебряный блеск – плоский лещ на крючке. Дети наизусть читают отрывки из литературных очерков (конкурс). | V. Обобщение и системати-зация | Вывод: За что же любит мещерский край К. Паустовский? - “Мещера стала моей второй Родиной”, - писал Паустовский. Ничто так не обогатило меня, как этот скромный и тихий край. Там впервые я понял, что образность и волшебность русского языка неуловимым образом связаны с природой, с бормотаньем родников, криком журавлиных стай, с угасающими закатами, отдаленной песней девушек в лугах и тянущим издалека дымком от костра. | Ответы детей. | VI. Подведение итогов урока, оценивание | - Подошел к концу наш урок, но, думаю, путешествие в мир литературы и природы будет продолжаться всю жизнь. К следующему уроку подберите материал для литературных очерков. Мы попробуем сами написать его (событие, местечко, где вы сами были, впечатления) - Рефлексия урока. - Спасибо за урок. | Самооценка урока. | Литература 1. Собр. соч., т.1-6, М., 1957-58; Собр. соч., т. 1-8, М., 1967-70; 2. Рассказы, очерки и публицистика. Статьи и выступления по вопросам литературы и искусства, М., 1972; 3. Наедине с осенью, 2 изд., М., 1972; Родина, М., 1972. 4. Львов С., Константин Паустовский. Критико-биографический очерк, М., 1956; 5. Левицкий Л., Константин Паустовский. Очерк творчества, М., 1963; 6. Алексанян Е., Константин Паустовский - новеллист, М., 1969; 7. Ильн В., Поэзия странствий. Литературный портрет К.Паустовского, М., 1967; 8. Левицкий Л.А. Воспоминания о Константине Паустовском, М., 1975. 9. Литература. 5 класс: Учебная хрестоматия для школ и классов с углубленным изучением литературы, гимназий и лицеев: В 2ч.Ч.2/ Авт.-сост. М.Б. Ладыгин, Н.А. Нефедова, Т.Г. Тренина.- 4-е изд., стереотип - М.: Дрофа,2005.-272с.
Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599
Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21
|