Преподавание русского языка Урок развития речи в 6-м классе по теме: "Описание снежинок"Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 2568 Фатеева Елена Александровна, учитель русского языка и литературы Цели:
Оборудование: грампластинка “Снежная королева”, грамзапись “Щелкунчик” П.И.Чайковского. Репродукции картин:
Литература:
Приложение:
На доске высказывания о снеге:
ХОД УРОКА I. Слово учителя – Урок, ребята, необычный! Сегодня мы с вами будем знакомиться с элементами описания природы. Готовиться к сочинению – описание природы. II. Постановка задачи – Вы любите зиму? Сейчас мы это проверим. Природа прекрасна во все времена года. Мы так привыкли к ней, что порой забываем про неё. Она прекрасна и очаровательна. Во все времена она вдохновляет поэтов, писателей, композиторов. III. Изучение нового материала – Ребята, как вы считаете, рисунок, картина, изображающая виды природы, а также описание природы в литературном произведении, как называется? Учащиеся: Пейзаж. У учителя слово написано на бумаге. Он прикрепляет его к доске. Это слово надо запомнить. Подбираем слова, словосочетания. В “Толковом словаре” под редакцией С.И.Ожегова (стр. 495) читаем: Пейзаж –
Примеры:
Пейзажист – художник, рисующий пейзажи. – Назовите детали зимнего пейзажа. (Сугробы, деревья в снеговых шапках, солнце в снегу, серебристый иней, хрустальные снежинки, белый снег на чёрную землю и.т.д.) – Сейчас я загадаю загадку, а вы найдите ответ на неё.
– Какая часть речи помогла вам отгадать загадку? (Глаголы, прилагательные.) – Вы правильно определили роль глаголов (слетает, сверкает, тает, залетает) и имён прилагательных, они называют действия и признаки предмета, о котором идёт речь, и тем самым помогает определить его. Героем урока будет снег. Снег часто становится героем сказок. Назовите такие сказки. (Братья Гримм – “Госпожа Метелица”, С.Маршак “12 месяцев”, Г.Х.Андерсен “Снежная королева”.) Учитель: В сказке “Снежная королева”, Андерсен рассказывает о целом снежном царстве, где верные слуги королевы – снежинки – сопровождают её во всех путешествиях и становятся соучастниками злых волшебных дел. Да и сама Снежная королева – это, вероятно, тоже недобрая снежинка, которая превратилась в прекрасную женщину. Вот так описывает её автор. Учащиеся открывают сказку и зачитывают: – За окнами порхали снежинки. Одна из них, побольше, упала на край цветочного горшка и начала расти, расти, пока наконец не превратилась в женщину, закутанную в тончайший белый тюль, сотканный казалось, из миллионов снежных звёздочек. Она была так прелестна и нежна, но изо льда, из ослепительного сверкающего льда, и всё же живая! – Ребята, какая она была? – А что создаёт такое впечатление? (Ледяное сердце, ледяные глаза, веет холодом, на ней снежное платье.) – И всё-таки она была прекрасна! Ученики вместе с учителем читают и анализируют текст описания “Снежной королевы”, снежинок – слуг. – Ребята, какие мы видим снежинки? – Каждая снежинка казалась под стеклом куда больше, чем была на самом деле, и походила на роскошный цветок или десятиугольную звезду. – А почему Андерсен сравнивает снежинки с ежами, змеями? (Потому что они все злые, он хотел показать какие они недобрые.) – В руках злого человека, даже такие прекрасные предметы могут вызывать ощущение страха, неуютности. Звучит музыка (2 минуты). – Послушайте отрывок из сказки. Учитель: Прислушайтесь, ребята, за окном пурга. Дверь распахнулась. Залетели снежинки. Появляются две девочки, красиво одетые в белое. В руках у них снежинки из бумаги, на них написаны задания для всего класса. Первая: Тсс…Когда идёт снег, хочется помолчать, подумать… Вторая: Подставить ладошку и посмотреть на чудо – зимнее – снежинку. Девочка из класса: Милые снежинки, расскажите о себе. Первая: Я очень боюсь тепла, поэтому я быстро таю, если ко мне кто – нибудь прикасается, люблю медленно падать, кружиться… Вторая: Я – модница! Люблю сверкать, искриться, люблю менять свои платья, они у меня такие красивые! Узорчатые, кружевные! Снежинки: Мы такие все разные и по форме, и по цвету, и на ощупь, и звучим по-разному. – Сейчас мы вам вручим небольшие подарки – снежинки, на них задания, подберите красивые слова, высказывания, сравнения, эпитеты. Одним словом подберите снежные слова. IV. Самостоятельная работа Дети работают 5 минут; затем говорят слова учителю. Учитель на доске оформляет в виде таблицы.
Цвет: нетронутая белизна снега; Краски:
Снежный покров на взгляд и на ощупь:
Звуки:
Действие:
V. Творческая работа Учитель: Видите, как много мы вспомнили снежных слов. Но снег можно изобразить не только словами. Его можно нарисовать красками на холсте. Краски передают множество оттенков снега в разное время дня и года. Обратите внимание на репродукции картин великих русских художников:
– Художник не просто рисует на картине снег – он передаёт с помощью красок своё отношение к снегу, и вместе с художником мы любуемся и восхищаемся зимним пейзажем, испытываем радость и грусть. Какими красками рисует художник? Учитель напоминает краткое содержание сказки. Герои сказки попадают в заснеженный лес и видят прекрасный танец снежинок. – Чайковский назвал этот чудесный танец “Вальс снежных хлопьев”. Послушайте отрывок. Учитель включает грамзапись, и скажите, что происходит в лесу? – Чтобы вы поняли, что происходит в музыке, совершите вместе с героями сказки путешествие в зимний лес. Звучит музыка 2 минуты “Вальс снежных хлопьев”. Закрыли глаза, отдохнули. – Прекрасная музыка, не правда ли? Какое настроение она у Вас создала? Устно составляем словесную миниатюру. (Кто желает, может рисовать красками). VI. Домашнее задание Написать дома сочинение-миниатюру: Когда я слышу “Вальс снежных хлопьев”. VII. Обобщающее слово учителя – Итак, густой заснеженный лес. Большая поляна. Ночь. Но в небе, словно огромный глаз великана, светит жёлтая луна. Поэтому в сказочном лесу светло, видны таинственные очертания елей, берёз. На их пушистых ветках, на самой поляне – кругом лежит переливающийся, похожий на рассыпанные сокровища маленьких гномов – снег. Так и хочется потрогать его руками! Вокруг тишина. Чуть потрескивает под ногами героев снежок. Но вот нежно зазвенели замёрзшие берёзовые веточки. Качнулась мохнатая еловая лапа. Пронесшийся над лесом ветер сорвал с деревьев и закружил одну, другую снежинку. Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |