Преподавание литературы Нестандартные приемы развития устной и письменной речи на уроках русского языка и литературыNotice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 877 Арбузова Светлана Леонидовна, учитель русского языка и литературы Одна из важнейших задач учителя русского языка и литературы – обучение детей навыкам устной и письменной речи, которые являются главными составляющими развития критического мышления. Письменная речь обостряет любознательность, делает детей более активными наблюдателями, так как, чтобы зафиксировать что-либо, надо его изучить, узнать о нем больше. Урок развития речи по русскому языку в 6 классе “Души своей открою тайники…” был проведен в форме исследования. В исследовательской деятельности, которую я предложила детям, они сравнивали, находили решение, выбирали, обобщали и, наконец, делали вывод. Для решения этих задач требовалось коллективное обсуждение, выдвижение предложений и их проверка. При составлении плана урока учитывала психологические особенности детей данного возраста. В возрасте 10–12 лет у детей начинают вырабатываться собственные взгляды, собственное мнение, осознание своего личного отношения к миру. Возникает потребность в рефлексии (размышлении), которая преображает и познавательную деятельность, и характер отношений с окружающим миром и с самим собой. Рефлексия является особо значимым этапом, так как именно здесь происходит творческое развитие, осознание уже вновь приобретенной информации. Поэтому итогом учебной деятельности детей на уроке стала письменная творческая работа – создание странички личного дневника. Жизненные впечатления рождают переживания, а значит любое лирическое произведение – рефлексия. Среди стихотворных форм, основанных на рефлексии, можно назвать синквейн. Синквейны полезны ученику в качеству инструмента для обобщения сложной информации. Учителю – в качестве среза, оценки понятийного и словарного багажа учащихся. Это быстрый, но мощный инструмент для рефлексии. Этот прием был использован при изучении рассказа В.Солоухина “Мститель”. Предлагаю эти два урока вашему вниманию. Урок внеклассного чтения по рассказу В.Солоухина “Мститель” 6 класс Цель урока:
Задачи:
Средства обучения: Проблемный вопрос: От чего зависит окончательное решение героя отказаться от мести? Памятка “Как написать синквейн”. Слово “синквейн” происходит от французского “пять”. Это стихотворение из пяти строк. Первая строка – тема стихотворения, выраженная одним словом, обычно именем существительным. Вторая строка – описание темы в двух словах, как правило, именами прилагательными. Третья строка – описание действия в рамках этой темы тремя словами, обычно глаголами. Четвертая строка – фраза из четырех слов, выражающая отношение автора к данной теме. Пятая строка – одно слово – синоним к первому, на эмоционально-образном или философско-обобщенном уровне повторяющий суть темы. Ватман и фломастеры. Проведение урока.
День еще только начался, но припомните, не обидел ли вас кто-нибудь. А вы никого не обидели?
Как часто случается, что оскорбление человека, жестокость могут послужить причиной возникновения конфликта и вызвать ответную реакцию – месть. Психологи утверждают, что существует три способа разрешения конфликта:
А еще один способ подсказывает художественная литература. Какой – вы скажете в конце урока. Мы должны решить вопрос, от чего зависит окончательное решение героя рассказа отказаться от мести.
После проведения синквейна вопрос первой группе:
Вопрос второй группе:
Вопрос третьей группе:
Герой-рассказчик называет то, что произошло с ним и его приятелем, “маленьким происшествием”. Действительно ли это происшествие маленькое, незначительное. Давайте детально разберемся в прочитанном. Представьте себя на месте героев. Перескажите то, что произошло на школьном участке.
Какие этапы в своих чувствах и рассуждениях проходит “мститель”? Найдите в тексте слова, отражающие эти этапы, и прочитайте их (работа с текстом). Мы увидели героя рассказа, вашего ровесника, который оказывается в сложной ситуации выбора: отомстить или удержаться от этого желания. От чего зависит окончательное решение героя отказаться от мести?
Запишите на листе причины, по которым, по вашему мнению, герой отказывается от мести. Так какой способ разрешения конфликта предлагает автор рассказа? (Высказывания учеников). Месть или отказ от мести – это выбор, перед которым может оказаться любой из нас. Приходилось ли вам испытывать чувство мести? Это чувство неприятное, хотелось ли вам избавиться от него? Запишите на листочках обиду, которую вы не можете простить (дети записывают свои обиды, затем листочки опускают в сосуд; учитель их поджигает). Пусть вместе с этими листочками сгорят и ваши обиды. Поступайте так всякий раз, когда вновь и вновь желание отомстить будет подкрадываться к вашему сердцу. Домашнее задание:
Урок развития речи по русскому языку “Души своей открою тайники…” 6 класс Цель урока:
Задачи:
Средства обучения: Эпиграф:
Фрагменты дневниковых записей. Отрывки из произведений русских писателей. Видеозапись фрагмента урока в 6 классе. Таблица “Что записывать в дневнике”:
Таблица “Средства выражения душевного состояния человека”:
Образец оформления дневника. Критерии оценки. Отметка “5” ставится, если:
Отметка “4” ставится, если:
Проведение урока.
Я постараюсь научить вас вести дневник, передавать свое душевное состояние. Вы увидите, насколько это увлекательно и полезно. А если среди вас уже есть такие, кто ведет личный дневник, прошу их быть моими самыми лучшими помощниками. На время урока я предлагаю всем вам стать настоящими исследователями и постараться найти ответы на следующие вопросы:
Итогом работы, надеюсь, станет первая страничка вашего дневника. Свою работу на уроке пусть каждый оценит самостоятельно. Посмотрите, за что вы можете поставить себе отметку “5” и “4” (внимание обращается на критерии оценки). Я уверена, что все вы будете очень стараться и получите только отличные отметки.
День сегодня выдался пасмурный и дождливый, с утра небо обложено серыми тучами. Я гордо шагаю по деревне. Корзинку, которую я несу, с другой стороны держит Николай. Затем семенит Мишка, а в конце шествуют два наших спутника: мы идем на рыбалку. Из всего пятичасового лова я запомнил только то, что мне пришлось переплывать на другую сторону за лодкой, потом мы отсиживались во время дождя под стогом; остальное время я неимоверно мерз. Под конец я так замерз, что выбивал зубами дробь. Но результат налицо: две щуки были торжественно внесены и показаны матери.
Я последнее время до того привык видеть в себе одно лишь дурное, что совершенно потерял уважение к себе. Больше того, я стал замечать в себе неприятное чувство ненависти к самому себе. Я ненавижу это дряблое и малодушное существо, у которого начинает стучать сердце, после того как оно взбежит на лестницу или начнет задыхаться от быстрой ходьбы. И я злобно и ревниво слежу за всеми этими проявлениями гнилости и еще больше ненавижу себя. “В здоровом теле – здоровый дух” – и эта истина неопровержима. Трусость, малодушие и бесхарактерность душат меня. Во мне два человека: один живет и ненавидит свои недостатки, а другой гниет и мешает жить первому.
Моя мать очень странная. Моя мать совсем не похожа на мать. У нее светло-русые волосы, они по бокам завиваются. У нее зеленые глаза, нос c горбинкой и розовые губы. У нее стройный рост и руки, которые мне нравятся. Она грустна, быстра, любит стихи и музыку. Она пишет стихи. Она терпелива, терпит всегда до крайности. Она сердится и любит. Она всегда куда-то торопится. У нее большая душа, нежный голос, быстрая походка. Она не любит, чтобы к ней приставали с какими-нибудь глупыми вопросами, она тогда сердится.
На этом этапе урока на доске помещаются карточки эпизод из жизни, характеристика человека, мысли и чувства, описание, рассуждение и повествование.
(Вопросы прилагаются к тексту).
Вывод детей: герой грустит, печалится, переживает. Автор использует слова “удалой боец”, “опустил головушку на широку грудь”, “опустил очи темные”. Это портрет, он передает его душевное состояние.
Карл Иванович рассердился, поставил меня на колени, твердил, что это упрямство, кукольная комедия (это было любимое его слово), угрожал линейкой и требовал, чтобы я просил прощенья, тогда как я от слез не мог слова вымолвить; наконец, должно быть, чувствуя свою несправедливость, он ушел в комнату Николая и хлопнул дверью. Вывод детей: герой сердится, испытывает чувство несправедливости. Автор передает состояние героя с помощью глаголов “сердился”, “поставил на колени”, “угрожал”, “требовал”, “хлопнул дверью”. Душевное состояние человека передается с помощью действий. Третий отрывок – из очерка И.С.Тургенева “Бежин луг”. Кто хочет прочесть и поделиться своими рассуждениями? Я остановился в недоумении, оглянулся… “Эге! – подумал я, – да это я совсем не туда попал: я слишком забрал вправо”, – и, сам дивясь своей ошибке, проворно спустился с холма. Меня тотчас охватила неприятная, неподвижная сырость, точно я вошел в погреб; густая высокая трава на дне долины, вся мокрая, белела ровной скатертью; ходить по ней было как-то жутко. Вывод детей: герой испытывает недоумение, он испугался. Это помогает понять описание пейзажа: “высокая трава на дне долины, вся мокрая, белела ровной скатертью”, “ходить по ней было как-то жутко”, “охватила неприятная сырость”.
Вывод детей: душевное состояние человека можно передать с помощью пейзажа, портрета и действия человека.
Проверка записи вывода.
Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |