Notice: Undefined variable: stop in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 222
Нестандартные приемы развития устной и письменной речи на уроках русского языка и литературы
Notice: Undefined variable: revisit in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 548

   ТОП 20 статей сайта

 • Сочинения по литературе
 • Филология - рефераты
 • Преподавание литературы
 • Преподавание русского языка


Notice: Undefined variable: fullref in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 568
 НАЙТИ НА САЙТЕ:


   Рекомендуем посетить






























































Преподавание литературы

Нестандартные приемы развития устной и письменной речи на уроках русского языка и литературы


Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596

Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Добавлено: 2012.08.26
Просмотров: 877

Арбузова Светлана Леонидовна, учитель русского языка и литературы

Одна из важнейших задач учителя русского языка и литературы – обучение детей навыкам устной и письменной речи, которые являются главными составляющими развития критического мышления. Письменная речь обостряет любознательность, делает детей более активными наблюдателями, так как, чтобы зафиксировать что-либо, надо его изучить, узнать о нем больше.

Урок развития речи по русскому языку в 6 классе “Души своей открою тайники…” был проведен в форме исследования. В исследовательской деятельности, которую я предложила детям, они сравнивали, находили решение, выбирали, обобщали и, наконец, делали вывод. Для решения этих задач требовалось коллективное обсуждение, выдвижение предложений и их проверка.

При составлении плана урока учитывала психологические особенности детей данного возраста. В возрасте 10–12 лет у детей начинают вырабатываться собственные взгляды, собственное мнение, осознание своего личного отношения к миру. Возникает потребность в рефлексии (размышлении), которая преображает и познавательную деятельность, и характер отношений с окружающим миром и с самим собой. Рефлексия является особо значимым этапом, так как именно здесь происходит творческое развитие, осознание уже вновь приобретенной информации. Поэтому итогом учебной деятельности детей на уроке стала письменная творческая работа – создание странички личного дневника.

Жизненные впечатления рождают переживания, а значит любое лирическое произведение – рефлексия.

Среди стихотворных форм, основанных на рефлексии, можно назвать синквейн. Синквейны полезны ученику в качеству инструмента для обобщения сложной информации. Учителю – в качестве среза, оценки понятийного и словарного багажа учащихся. Это быстрый, но мощный инструмент для рефлексии. Этот прием был использован при изучении рассказа В.Солоухина “Мститель”. Предлагаю эти два урока вашему вниманию.

Урок внеклассного чтения по рассказу В.Солоухина “Мститель”

6 класс

Цель урока:

  1. Формировать навыки по анализу текста художественного произведения.
  2. Развивать устную и письменную речь учащихся.

Задачи:

  1. В процессе анализа художественно-изобразительных приемов выявлять в тексте авторскую позицию и соотносить с ней собственные оценки героев.
  2. Закреплять умение собирать материал для характеристики героя.
  3. Развивать творческое воображение и читательскую наблюдательность школьников, умение оценивать художественное произведение.

Средства обучения:

Проблемный вопрос: От чего зависит окончательное решение героя отказаться от мести?

Памятка “Как написать синквейн”. Слово “синквейн” происходит от французского “пять”. Это стихотворение из пяти строк.

Первая строка – тема стихотворения, выраженная одним словом, обычно именем существительным.

Вторая строка – описание темы в двух словах, как правило, именами прилагательными.

Третья строка – описание действия в рамках этой темы тремя словами, обычно глаголами.

Четвертая строка – фраза из четырех слов, выражающая отношение автора к данной теме.

Пятая строка – одно слово – синоним к первому, на эмоционально-образном или философско-обобщенном уровне повторяющий суть темы.

Ватман и фломастеры.

Проведение урока.

  1. Вступительное слово учителя.

День еще только начался, но припомните, не обидел ли вас кто-нибудь. А вы никого не обидели?

Есть слова пострашнее, чем порох,
Чем снаряд над окопными рвами.
Я советую людям при ссорах
Осторожнее быть со словами.

Вы к словам проявляйте терпенье.
Не берите в расчет кривотолков.
Ведь от них остаются раненья,
Как от мелких, но острых осколков.
(М.Матусовский)

Как часто случается, что оскорбление человека, жестокость могут послужить причиной возникновения конфликта и вызвать ответную реакцию – месть.

Психологи утверждают, что существует три способа разрешения конфликта:

  1. Промолчать и подавить в себе отрицательное чувство.
  2. Агрессивно выразить эти чувства.
  3. Высказать свою обиду.

А еще один способ подсказывает художественная литература. Какой – вы скажете в конце урока. Мы должны решить вопрос, от чего зависит окончательное решение героя рассказа отказаться от мести.

  1. Краткая беседа по содержанию рассказа.
  1. Рассказчик.
  2. Витька.
  3. Рассказ.

Представление выполненной работы каждой группой учащихся.

    1. Рассказчик
    2. Обиженный, сомневающийся
    3. Размышляет, прощает, радуется
    4. Хорошо, что не отомстил
    5. “Мститель”
  1. Витька
  2. Доверчивый, находчивый
  3. Обижает, верит, придумывает
  4. С ним всегда интересно
  5. Друг
    1. Рассказ
    2. Поучительный, интересный
    3. Советует, учит, помогает
    4. Буду стараться избегать мести
    5. Притча

После проведения синквейна вопрос первой группе:

  • Что заставило вас так думать о герое?

Вопрос второй группе:

  • Почему подобрали такие характеристики?

Вопрос третьей группе:

  • Как вы относитесь к такому завершению рассказа?
  • Правомерно ли звучит название рассказа “Мститель"? Может быть, вас устроил бы другой финал?
  1. Аналитическая работа по тексту рассказа.

Герой-рассказчик называет то, что произошло с ним и его приятелем, “маленьким происшествием”. Действительно ли это происшествие маленькое, незначительное. Давайте детально разберемся в прочитанном. Представьте себя на месте героев.

Перескажите то, что произошло на школьном участке.

  1. От лица рассказчика.
  2. От лица Витьки. (Пересказ)

Что мучает главного героя?

Какие этапы в своих чувствах и рассуждениях проходит “мститель”? Найдите в тексте слова, отражающие эти этапы, и прочитайте их (работа с текстом).

Мы увидели героя рассказа, вашего ровесника, который оказывается в сложной ситуации выбора: отомстить или удержаться от этого желания.

От чего зависит окончательное решение героя отказаться от мести?

  1. Групповая работа (выявление причин, по которым герой отказывается от мести).
  2. Запишите на листе причины, по которым, по вашему мнению, герой отказывается от мести.

  3. Представление результатов групповой работы. Ответ на проблемный вопрос.
  4. Так какой способ разрешения конфликта предлагает автор рассказа? (Высказывания учеников).

  5. Заключительное слово учителя.
  6. Месть или отказ от мести – это выбор, перед которым может оказаться любой из нас. Приходилось ли вам испытывать чувство мести? Это чувство неприятное, хотелось ли вам избавиться от него? Запишите на листочках обиду, которую вы не можете простить (дети записывают свои обиды, затем листочки опускают в сосуд; учитель их поджигает). Пусть вместе с этими листочками сгорят и ваши обиды. Поступайте так всякий раз, когда вновь и вновь желание отомстить будет подкрадываться к вашему сердцу.

  7. Подведение итогов работы на уроке и домашнее задание по выбору

Домашнее задание:

  1. Поделись собственным жизненным опытом: приходилось ли тебе испытать чувство мести? Кому? За что? Что ты ощущал в тот момент? Чем закончилась конфликтная ситуация?
  2. Советы, как избавиться от обиды.

Урок развития речи по русскому языку “Души своей открою тайники…”

6 класс

Цель урока:

  1. Обобщить знания учеников, полученные при изучении типов речи.
  2. Развивать устную и письменную речь.

Задачи:

  1. Пробудить у учащихся потребность в рефлексии.
  2. Учить детей вести дневниковые записи.
  3. Выражать свое душевное состояние с помощью различных изобразительных средств.
  4. Уметь делать выводы.
  5. Анализировать свои поступки.

Средства обучения:

Эпиграф:

День жизни, как живое существо,
Стоит и ждет участья моего.
(Б.Ахмудулина)

Фрагменты дневниковых записей.

Отрывки из произведений русских писателей.

Видеозапись фрагмента урока в 6 классе.

Таблица “Что записывать в дневнике”:

Дневник

Что?

Типы речи

П.Сагайдачного

И.Бунина

А.Эфрона

Таблица “Средства выражения душевного состояния человека”:

Автор

Душевное состояние

Средство выражения

М.Ю. Лермонтов

Л.Н.Толстой

И.С.Тургенев

Образец оформления дневника.

Критерии оценки. Отметка “5” ставится, если:

  1. активно участвовал в исследовательской работе,
  2. сумел самостоятельно ответить на вопросы и выполнить задание,
  3. самостоятельно создал страничку дневника.

Отметка “4” ставится, если:

  1. участвовал не во всех этапах исследовательской деятельности,
  2. сумел ответить на два вопроса и выполнить задание,
  3. самостоятельно создал страничку дневника.

Проведение урока.

  1. Фрагмент видеоурока с использованием дневниковых записей.
  2. Постановка целей и задач урока.
  • О чем шла речь на уроке? (Ответ детей: “О дневниках”).
  • А вы хотите узнать, что такое личный дневник и как он ведется?
  • Тогда вас не оставит равнодушными тема нашего урока – “Души своей открою тайники…”

Я постараюсь научить вас вести дневник, передавать свое душевное состояние. Вы увидите, насколько это увлекательно и полезно. А если среди вас уже есть такие, кто ведет личный дневник, прошу их быть моими самыми лучшими помощниками. На время урока я предлагаю всем вам стать настоящими исследователями и постараться найти ответы на следующие вопросы:

  • Что записывать в дневник?
  • Как записывать?
  • Зачем вести дневник?

Итогом работы, надеюсь, станет первая страничка вашего дневника. Свою работу на уроке пусть каждый оценит самостоятельно. Посмотрите, за что вы можете поставить себе отметку “5” и “4” (внимание обращается на критерии оценки). Я уверена, что все вы будете очень стараться и получите только отличные отметки.

  1. Исследовательская работа № 1.
  • Но что же можно записать в дневник?
  • Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к настоящим дневниковым записям. Прислушайтесь к звучащему слову, постарайтесь понять, о чем хотел сказать автор каждого дневникового отрывка.
  • Кто хочет прочесть отрывок из дневника вашего ровесника Пети Сагайдачного?

День сегодня выдался пасмурный и дождливый, с утра небо обложено серыми тучами. Я гордо шагаю по деревне. Корзинку, которую я несу, с другой стороны держит Николай. Затем семенит Мишка, а в конце шествуют два наших спутника: мы идем на рыбалку.

Из всего пятичасового лова я запомнил только то, что мне пришлось переплывать на другую сторону за лодкой, потом мы отсиживались во время дождя под стогом; остальное время я неимоверно мерз. Под конец я так замерз, что выбивал зубами дробь. Но результат налицо: две щуки были торжественно внесены и показаны матери.

  • А теперь обратимся к отрывку из дневника писателя И.А.Бунина.

Я последнее время до того привык видеть в себе одно лишь дурное, что совершенно потерял уважение к себе. Больше того, я стал замечать в себе неприятное чувство ненависти к самому себе. Я ненавижу это дряблое и малодушное существо, у которого начинает стучать сердце, после того как оно взбежит на лестницу или начнет задыхаться от быстрой ходьбы. И я злобно и ревниво слежу за всеми этими проявлениями гнилости и еще больше ненавижу себя. “В здоровом теле – здоровый дух” – и эта истина неопровержима. Трусость, малодушие и бесхарактерность душат меня. Во мне два человека: один живет и ненавидит свои недостатки, а другой гниет и мешает жить первому.

  • И последний отрывок – из дневника дочери русской поэтессы М.И.Цветаевой Ариадны Эфрон.

Моя мать очень странная. Моя мать совсем не похожа на мать. У нее светло-русые волосы, они по бокам завиваются. У нее зеленые глаза, нос c горбинкой и розовые губы. У нее стройный рост и руки, которые мне нравятся.

Она грустна, быстра, любит стихи и музыку. Она пишет стихи. Она терпелива, терпит всегда до крайности. Она сердится и любит. Она всегда куда-то торопится. У нее большая душа, нежный голос, быстрая походка. Она не любит, чтобы к ней приставали с какими-нибудь глупыми вопросами, она тогда сердится.

  • А теперь приступаем к исследовательской деятельности. Обратитесь еще раз к дневниковым записям. Подумайте, сравните и заполните таблицу “Что можно записывать в дневник”. В графе “Что” запишите, что собой представляют дневниковые записи, т.е. о чем рассказывает автор. В последней графе – тип речи. Вспомните, какие вы знаете типы речи.
  1. Подведение итогов исследовательской работы. Заполнение таблицы “Что записывать в дневник”.

На этом этапе урока на доске помещаются карточки эпизод из жизни, характеристика человека, мысли и чувства, описание, рассуждение и повествование.

  • Подведем итог исследовательской работы. Кто сможет дать полный ответ по своей таблице? Кто хочет дополнить?
  • А теперь обобщим ваш опыт. Выберите правильный ответ и с помощью карточек заполните таблицу на доске. Кто хочет выполнить эту работу? (Заполнение таблицы).
  • По этой таблице сделайте вывод: “Что можно записывать в дневнике”, (вывод детей: “В дневнике можно записывать эпизод из жизни, дать характеристику человека, передать свои мысли и чувства”).
  • Это первое правило ведения дневника. Запишите его на страничке вашего дневника под цифрой 1. (Проверка записи вывода).
  1. Беседа о необходимости умения передавать свои мысли и чувства.
  • Ребята, мы ответили на первый вопрос: “Что можно записывать в дневнике?”, теперь попробуем разобраться, как записывать. А как, по-вашему, что труднее: рассказать эпизод из жизни, дать характеристику человеку или выразить свои мысли и чувства? (Ответы детей).
  • Да, потребность в письменном размышлении, анализе переживаний испытывали многие художники слова и исторические деятели: Л.Н.Толстой, А.П.Чехов, Екатерина II. Их дневники – драгоценнейшие документы и увлекательнейшее чтение. А читать интересно тогда, когда ты сопереживаешь, сочувствуешь, испытываешь сопричастность.
  • Участие, волнение, испуг, гнев, досада – все это душевное состояние человека. И передать его можно разными способами. Это очень непросто: уметь передать словами свои душевные переживания. Но это умение очень важно. Давайте понаблюдаем, какими способами передают свои чувства художники слова, писатели, и поучимся у них…
  1. Исследовательская работа № 2.
  • …А для этого продолжим исследовательскую работу. Перед вами три отрывка из художественных произведений. Внимательно прочтите их, затем ответьте на вопросы и выполните задание (в конце работы на доске размещаются карточки пейзаж, портрет, действие человека, гнев, недоумение, страх, печаль).
  1. Подведение итогов исследовательской работы. Заполнение таблицы.
  • Давайте проверим результаты вашей исследовательской работы. Кто хочет прочесть отрывок из “Песни про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова” М.Ю.Лермонтова и дать полный ответ на вопросы:
  • Какое чувство испытывает герой?
  • Какие слова и выражения помогают раскрыть душевное состояние героя?
  • Сделайте вывод: какой способ выражения состояния человека (пейзаж, портрет, действия человека) использует автор?

(Вопросы прилагаются к тексту).

Лишь один из них, из опричников,
Удалой боец, буйный молодец,
В золотом ковше не мочил усов;
Опустил он в землю очи темные,
Опустил головушку на широку грудь –
А в груди его была дума крепкая.

Вывод детей: герой грустит, печалится, переживает. Автор использует слова “удалой боец”, “опустил головушку на широку грудь”, “опустил очи темные”. Это портрет, он передает его душевное состояние.

  • Теперь обратимся к отрывку из автобиографической повести Л.Н.Толстого “Детство”. Глава называется “Классы”.

Карл Иванович рассердился, поставил меня на колени, твердил, что это упрямство, кукольная комедия (это было любимое его слово), угрожал линейкой и требовал, чтобы я просил прощенья, тогда как я от слез не мог слова вымолвить; наконец, должно быть, чувствуя свою несправедливость, он ушел в комнату Николая и хлопнул дверью.

Вывод детей: герой сердится, испытывает чувство несправедливости. Автор передает состояние героя с помощью глаголов “сердился”, “поставил на колени”, “угрожал”, “требовал”, “хлопнул дверью”. Душевное состояние человека передается с помощью действий.

Третий отрывок – из очерка И.С.Тургенева “Бежин луг”. Кто хочет прочесть и поделиться своими рассуждениями?

Я остановился в недоумении, оглянулся… “Эге! – подумал я, – да это я совсем не туда попал: я слишком забрал вправо”, – и, сам дивясь своей ошибке, проворно спустился с холма. Меня тотчас охватила неприятная, неподвижная сырость, точно я вошел в погреб; густая высокая трава на дне долины, вся мокрая, белела ровной скатертью; ходить по ней было как-то жутко.

Вывод детей: герой испытывает недоумение, он испугался. Это помогает понять описание пейзажа: “высокая трава на дне долины, вся мокрая, белела ровной скатертью”, “ходить по ней было как-то жутко”, “охватила неприятная сырость”.

  • Итак, все ответы прозвучали. Кто хотел бы заполнить таблицу на доске? (Заполнение таблицы).
  • Сделайте вывод по таблице: какими способами можно передать душевное состояние человека.

Вывод детей: душевное состояние человека можно передать с помощью пейзажа, портрета и действия человека.

  • Это второе правило ведения дневника. Запишите его на страничке вашего дневника под цифрой 2.

Проверка записи вывода.

  1. Творческая работа учащихся “Создание странички дневника”.
  • Мы узнали, что и как можно записывать в дневник. Давайте попытаемся создать страничку вашего дневника. Предлагаю вам выбрать любую понравившуюся тему: “Утро сегодняшнего дня”, “Мой сосед по парте”, “Я поссорился с другом”. Подумайте, о чем вы можете рассказать лучше всего. Запишите тему на страничке вашего дневника и приступайте к работе. Я хочу пожелать вам творческих находок. (Проверка творческих работ учащихся).
  1. Решение вопроса: “Зачем вести дневник?”
  • А теперь подумайте, на все ли поставленные вопросы мы сумели ответить. (Ответ детей: “Не ответили на вопрос: “Зачем вести дневник?”).
  • Попробуем в этом разобраться. Обратимся к теме нашего урока – “Души своей открою тайники…”. Какое ключевое слово в этой поэтической строке (“тайники”). Так зачем нужен дневник? (“Чтобы открыть свои тайны”).
  • Все это так, ребята. Но иногда бывает недостаточно только рассказать о своих тайнах. Вести дневник – дело ответственное. Вслушайтесь только в удивительные строчки стихов Б.Ахмадулиной:

День жизни, как живое существо,
Стоит и ждет участья моего…

  • Как вы их понимаете? (Дети рассуждают о том, что надо отвечать за свои поступки, стараться исправлять ошибки).
  • Так зачем вести дневник? (Вывод детей: вести дневник нужно, чтобы поделиться своими переживаниями, рассказать о случившемся, анализировать свои поступки и учиться быть лучше).
  • Запишите свой отчет на страничке вашего дневника под цифрой 3.
  1. Подведение итогов работы на уроке.
  • Сегодня на уроке вы узнали, как и зачем вести дневник. А кому из вас захотелось завести личный дневник после нашего урока?
  • Я очень рада, что работа на уроке вас заинтересовала. Конечно, такое решение – завести дневник – может прийти не к каждому и не сию минуту. И все-таки я сейчас обращаюсь ко всем вам, ребята: вечером дома, в спокойной обстановке, попробуйте мысленно прожить весь свой день, осмыслить, оценить собственные поступки и, может быть, у вас получится еще одна страничка дневника.
  • Урок наш подходит к концу. Мне очень понравилось работать с вами, ребята. Вы были активны, внимательны, очень старались и так помогали мне. Спасибо.
  • А теперь поставьте себе отметку за работу на уроке.
  • В заключение я хочу пожелать вам, чтобы личный дневник стал вашим лучшим другом. Спасибо за урок.

Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599

Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21