Notice: Undefined variable: stop in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 222
Урок русского языка в 5-м классе по теме: "Письмо"
Notice: Undefined variable: revisit in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 548

   ТОП 20 статей сайта

 • Сочинения по литературе
 • Филология - рефераты
 • Преподавание литературы
 • Преподавание русского языка


Notice: Undefined variable: fullref in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 568
 НАЙТИ НА САЙТЕ:


   Рекомендуем посетить






























































Преподавание русского языка

Урок русского языка в 5-м классе по теме: "Письмо"


Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596

Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Добавлено: 2012.08.26
Просмотров: 1780

Середкина Наталья Ивановна, учитель русского языка и литературы

Цели урока:

Образовательные цели:

  • дать понятие “эпистолярный жанр”;
  • раскрыть значение письма как средства общения людей на расстоянии;
  • познакомить с разными видами писем по цели общения;
  • ознакомить со смысловыми частями письма;
  • показать роль общения в письме
  • научить составлению личного письма.

Развивающие цели:

  • овладение навыком постановки знаков препинания при обращении;
  • закрепление навыков употребления прописной буквы в именах собственных;
  • развитие образного и логического мышления путем составления письма.

Воспитательные цели:

  • воспитание любви к родному языку, привитие интереса к его познанию;
  • формирование этического отношения к слову, чувства ответственности по отношению к слову.

Ход урока

I. Вступительное слово учителя.

Мы живем среди людей, и главную прелесть человеческого существа составляет возможность устного и письменного общения, при помощи которого мы передаем свои мысли, чувства, эмоции, получаем и сообщаем информацию. Устная речь возможна лишь при непосредственном общении людей, а когда нас разделяют сотни или тысячи километров, на помощь приходит письмо. До середины ХХ века письмо было основным средством общения людей на расстоянии. Затем появился телефон, а сейчас – Интернет, вследствие чего, к сожалению, письмо все реже используется людьми как средство общения. А ведь это не совсем справедливо. Конечно, и у телефона и у компьютерной сети свои преимущества – не нужно долго ждать, возможно мгновенное соединение абонентов, с этим никто не спорит. Но, во-первых, по телефону можно лишь констатировать какой-то факт, сообщить основную информацию, а как же чувства, раздумья, эмоции, словом все то, что так легко можно передать на бумаге. Письмо можно хранить годами, время от времени перечитывая его и вспоминая того, кто его писал. Не зря в музеях хранится переписка великих людей (поэтов, писателей, ученых, политических деятелей), так как по письму можно судить о характере, взаимоотношениях человека с другими людьми. В литературе существует эпистолярный жанр (от греч. epistolэ – послание, письмо) – художественные произведения в виде писем, посланий. В русской литературе известны эпистолярные повести (“Бедные люди” Ф. М. Достоевского), рассказы (“Ванька” А. П. Чехова), поэмы (“Пять страниц” К. М. Симонова), лирические стихи (“Письмо к матери”, “Письмо деду” С/ А. Есенина). Иногда письмо является дополнительным средством характеристики в реалистическом произведении (письма Татьяны Онегину и Онегина к Татьяне в романе “Евгений Онегин” А. С. Пушкина; письмо Хлестакова в “Ревизоре” Н. В. Гоголя и т.д.).

II. Виды письма.

1. Письмо является разновидностью деловых бумаг, а они сопутствуют человеку во многих случаях жизни. Необходимо научиться писать хотя бы самые распространенные из них. По цели общения различаются деловые, дружеские, поздравительные, письма в газету; они различаются и по содержанию и по стилевому оформлению: если дружеское письмо можно написать в свободной форме, то деловое письмо пишется по определенной форме.

2. Отличается деловое письмо и манерой изложения: строго официальный (“сухой”) тон, точность, ясность, возможная краткость; употребление слов только в их прямом значении.

Деловое письмо в отличии от личного письма, представляет собой деловую бумагу, в которой содержится запрос или уведомление о чем-либо. Деловое письмо пишется, когда нужно получить какие-либо сведения или ответить на запрос. Содержание делового письма должно быть предельно ясным, однозначным, по возможности лаконичным. Желательно посвящать письмо одному вопросу. Тон письма должен быть деловым и корректным.

3. Деловые письма пишутся по следующему плану:

1) наименование должности (иногда указываются инициалы и фамилия) лица и название учреждения, организации, которым адресуется деловое письмо;

2) содержание просьбы или уведомления;

3) подпись автора письма;

4) дата;

5) адрес отправителя (можно не указывать, адрес имеется на конверте).

4. Закрепление

Полученные сведения закрепляются путем составления делового письма в издательство “Мир книги” (работа выполняется на следующем уроке).

Ученикам рекомендуется обсудить с родителями содержание данного письма и сделать запрос на те книги, в которых действительно нуждается школьник. Составленные ими деловые письма можно отправить по назначению, с тем чтобы ученики смогли получить заказанный товар.

5. Личные (дружеские, поздравительные) письма пишутся в более свободной форме, но следует учитывать, что любое письмо строится по определенной схеме:

1. Зачин.

2. Основная часть.

3. Концовка.

Зачин обычно начинается с обращения к адресату.

Вспомните, какие знаки препинания ставятся при обращениях?

Каким словом обычно начинаем мы письма (здравствуйте!)

Учтите, что в этом слове имеется непроизносимый согласный звук (в), который произносится в словах “здравие, здоровье”

Обращаясь к кому-либо по имени или имени и отчеству, не забывайте о том, как пишутся имена собственные. (Си прописной буквы).

В основной части содержится та информация, которой вы хотите поделиться с адресатом. Форму вы избираете по своему усмотрению.

Концовка обычно содержит формулу прощения, употребле6ния слов “До свидания”, “До встречи”, дату написания письма и вашу подпись.

6. Оформление адреса.

Ванька Жуков, герой чеховского рассказа, закончив письмо дедушке, где сетует на свою горькую судьбу, “свернул вчетверо исписанный лист и вложил его в конверт, купленный накануне за копейку. Подумав немного, он умокнул перо и написал адрес:

На деревню дедушке.

Потом почесался, подумал и прибавил:

“Константину Макарычу”.

Чехов ничего не говорит о том, что произошло дальше. Читатель сам догадывается об участи Ванькиного письма.

- Как вы думаете, дедушка Константин Макарыч получил письмо внука? (Нет).

- А почему? (Потому что Ванька неправильно написал адрес).

- Совершенно верно. Ни одно письмо не найдет своего получатель, если неверно написан адрес.

Слово “адрес” вошло в русский язык из французского (adresse) и обозначает надпись на письме, посылке, бандероли и т.п., указывающую получателя и место назначения. Адресат – [нем. Adressat < фран.> – получатель, тот, кому адресовано письмо, посылка телеграмма и т.д.

Адресант – [нем. Adressant <фр.> – отправитель, тот, кто отправляет письмо, посылку и т.д.

Правила оформления адреса:

  1. Адрес пишется разборчиво, грамотно, аккуратно.
  2. Названия республик, городов, деревень и других населенных пунктов пишутся в именительном падеже; Ф.И.О. получателя – в дательном падеже; Ф.И.О. отправителя – в родительном падеже.
  3. На почтовом отправлении внизу в левой части конверта пишется цифровой индекс предприятия связи места назначения, состоящий из шести цифр (образец написания их дан на обратной стороне конверта; следует научить детей правильно писать каждую цифру индекса).
  4. Располагаются части адреса в строгой последовательности, установленной органами связи. (Показывается на конверте).

Далее учитель сообщает адрес издательства “Мир книги” и записывает его на доске.

111116

г. Москва

а/я 30 “Мир Книги”.

7. Письмо должно быть грамотно написано. В письме не должно быть ошибок. (Сообщение учащегося).

Сколько хлопот с орфографией, сколько ее учить! И ведь что обидно: придумали ее взрослые, а учить приходится детям!

А что будет, если обойтись без нее? Просто так: написал, как слышишь, - и тебя поймут. Ведь когда слышат, понимают.

Это произошло в сказочном лесу, где жили герои хорошо знакомой вам сказки: мальчик по имени Кристофер Робин, медвежонок Вини-Пух, поросенок Пяточек, Кролик, Сова и другие.

Кролик пришел к Кристоферу Робину, но не застал его, а нашел записку.

(На мониторе компьютера) рисунок с запиской – “УШОЛ ЩАСВИРНУСЬ ЗАНИТ С ЩАС ВИРНУС К.Р.”

Ну и озадачен был Кролик! Он пошел к Сове, чтобы разобраться вместе с ней в этой записке. Но Сова тоже была озадаченна и встревожена. Ей почему-то показалось, что что-то случилось с носом Кристофера Робина. Оба стали беспокоиться. Где он сейчас? В каком он положении?

В конце концов Сова подумала, что Кристофер Робин ушел куда-то с каким-то Щасвирнусом. Они долго гадали, какой это Щасвирнус: пятнистый или травоядный? Они волновались и раздумывали, а Кристофер Робин тем временем учился. “Он “обалдевает” знаниями”, - сообщил ослик Иа-Иа.

Следующая записка мальчика выглядела по-другому:

(На мониторе) рисунок с запиской – “Я УШЕЛ. СЕЙЧАС ВЕРНУСЬ. К.Р.”.

И никаких недоразумений больше не было. Когда такое происходит в сказочном лесу, большой беды нет. Ведь в сказка все кончается хорошо. А что случилось бы, если так писали обычные люди в обычном городе?

Один ученый попытался представить себе, что из этого может выйти. А выходит вот что. В таком городе люди тратят гораздо больше времени и сил, чтобы прочесть газеты, книги, письма, вывески. Скорая медицинская помощь опаздывает к больным, потому что очень долго разбирает адрес. Работникам уголовного розыска трудно задержать преступника: пока прочитаешь описание его примет, преступник успевает скрыться.

Люди вовремя не получают почту, так как почтальоны не понимают адрес получателя. Так что невесело в этом городе: преступность выше, медицинская помощь хуже, люди узнают меньше интересного, потому что им труднее читать. Они, конечно, сэкономили в детстве много времени, не изучая орфографию, но ничего хорошего из этого не вышло.

(На мониторе) рисунок с надписью

“ПАТАМУШТА ИМТРУДНЕИ ЧИТАТ”

- Я думаю, что никто из вас, ребята, не захочет быть жителем такого города, поэтому всегда следует заботиться о грамотности того, что пишешь, а особенно письма: ведь его будет читать другой человек, и очень важно, чтобы тебя поняли правильно. И еще, когда пишешь письмо, нужно писать аккуратно и разборчиво, ведь небрежный почерк выражает неуважительное отношение к тому, кому ты пишешь.

8. Как идет почта? (стр. 215-216, книга “Все обо всем”) (сообщение ученика).

Как идет почта?

Для нас абсолютно привычно находить в почтовом ящике письма издалека, преодолевшие сотни километров. Но задумывались ли вы, как они дошли до вас?

Итак, сначала письмо опускают в почтовый ящик, затем приходит почтальон и собирает письма изо всех ящиков квартала и относит их в центральное почтовое отделение. Гашение марок и штемпелевание происходит с помощью машины. Затем письма сортируются. Это очень кропотливая работа: нужно учитывать различные области, районы и города нашей страны и зарубежных стран. Почта, которую приходится отправлять самолетом, упаковывается в специальные мешки, их отвозят в аэропорт. Обычная почта отвозится на грузовиках на вокзалы. В поездах дальнего следования существуют специальные вагоны, и там почта сортируется согласно месту назначения. Так упаковки с письмами передаются с вокзала на вокзал. К вокзалам подъезжают грузовики и развозят письма по почтовым отделениям в зависимости от адресов, указанных на конвертах. Там письма сортируются в последний раз и разносятся почтальоном каждому конкретному адресату.

Интересное путешествие, не правда ли?

9. Где и как появилась почтовая служба? (стр. 256-258, книга “Все обо всем”) (сообщение ученика).

Где и как появилась почтовая служба?

Сегодня мы считаем вполне обычным делом отправить по почте письмо, а ведь когда-то это было очень хлопотно. Например, для переправки писем в Древней Греции служили необычайно выносливые гонцы — гемеродромы. Некоторые из них были способны пробежать за сутки более 200 километров! Но будь они посыльными в Вавилоне, где писали на глиняных табличках, им бы пришлось нелегко.

Доставка писем нередко была делом отважных людей. Во времена освоения Америки существовала почтовая линия “ПОНИ-ЭКСПРЕСС”. Рискуя жизнью в перестрелках с бандитами и индейцами, наездники перевозили почту через весь континент всего за неделю. А ведь это 3200 км.

Какими только способами не переправляли письма! Когда корабль терпел бедствие, в море бросали закупоренную бутылку с посланием.

Иной раз из Англии она доплывала до Австралии. Первооткрыватель Колумб тоже воспользовался “бутылочной” почтой. Правда, его письмо было выловлено из воды через 363 года.

Почтальонами работали голуби. И даже пчелы, которые хорошо ориентировались в полетах и легко могли найти свой улей, расположенный за много километров. Теперь же вы свободно можете написать письмо хоть в Австралию.

10. С. Я. Маршак “Почта”.

1

Кто стучится в дверь ко мне
С толстой сумкой на ремне,
С цифрой 5 на медной бляшке,
В синей форменной фуражке!

Это он,
Это он,
Ленинградский почтальон.

У него
Сегодня много
Писем
В сумке на боку -
Из Ташкента,
Таганрога,
Из Тамбова
И Баку.

В семь часов он начал дело,
В десять сумка похудела,
А к двенадцати часам
Всё разнёс по адресам.

2

- Заказное из Ростова
Для товарища Житкова!

- Заказное для Житкова!
Извините, нет такого!

- Где же этот гражданин!
- Улетел вчера в Берлин.

3

Житков за границу
По воздуху мчится —
Земля зеленеет внизу,
А вслед за Житковым
В вагоне почтовом
Письмо заказное везут.

Пакеты по полкам
Разложены с толком,
В дороге разборка идёт,
И два почтальона
На лавках вагона
Качаются ночь напролёт.

...Открытка —
В Дубровку,
Посылка —
В Покровку,

Газета —
На станцию Клин.

Письмо —
В Бологое.

А вот заказное
Пойдёт за границу — в Берлин,

4

Идёт берлинский почтальон,
Последней почтой нагружён.
Одет таким он франтом:
Фуражка с красным кантом.

На тёмно-синем пиджаке
Зелёные петлицы.
Идёт и держит он в руке
Письмо из-за границы.

Кругом прохожие спешат.
Машины шинами шуршат,
Одна другой быстрее,
По Липовой аллее.

Подходит к двери почтальон.
Швейцару старому поклон.
- Письмо для герр Житкова
Из номера шестого!

Вчера в одиннадцать часов
Уехал в Англию Житков!

5

Письмо
Само
Никуда не пойдёт,
Но в ящик его опусти -
Оно пробежит,
Пролетит,
Проплывёт
Тысячи вёрст пути.

Нетрудно письму
Увидеть свет:
Ему не нужен билет.
На медные деньги
Объедет мир
Заклеенный
Пассажир.
В дороге
Оно
Не пьёт и не ест
И только одно
Говорит:
— Срочное.
Англия.
Лондон.
Вест,
14, Бобкин-стрит.

6

Бежит, подбрасывая груз,
За автобусом автобус.
Качаются на крыше
Плакаты и афиши.
Кондуктор с лесенки кричит:
- Конец маршрута! Бобкин-стрит!

По Бобкин-стрит, по Бобкин-стрит
Шагает быстро мистер Смит
В почтовой синей кепке,
А сам он вроде щепки.

Идёт в четырнадцатый дом,
Стучит висячим молотком
И говорит сурово:
- Для мистера Житкова.-
Швейцар глядит из-под очков
На имя и фамилию
И говорит: — Борис Житков
Отправился в Бразилию.

7

Пароход
Отойдёт
Через две минуты.
Чемоданами народ
Занял все каюты.

Но в одну
Из кают
Чемоданов не несут.
Там поедет вот что:
Почтальон и почта.

8

Под пальмами Бразилии,
От зноя утомлён,
Шагает дон Базилио,
Бразильский почтальон.

В руке он держит странное,
Измятое письмо.
На марке — иностранное
Почтовое клеймо.

И надпись над фамилией
О том, что адресат
Уехал из Бразилии
Обратно в Ленинград.

9

Кто стучится в дверь ко мне
С толстой сумкой на ремне,
С цифрой 5 на медной бляшке,
В синей форменной фуражке!
Это он,
Это он,
Ленинградский почтальон!
Он протягивает снова
Заказное для Житкова.

— Для Житкова!
Эй, Борис,
Получи и распишись!

10

Мой сосед вскочил с постели:
- Вот так чудо в самом деле!
Погляди, письмо за мной
Облетело шар земной.

Мчалось по морю вдогонку,
Понеслось на Амазонку.
Вслед за мной его везли
Поезда и корабли.

По морям и горным склонам
Добрело оно ко мне.

Честь и слава почтальонам,
Утомлённым, запылённым,

Слава честным почтальонам
С толстой сумкой на ремне!

Сегодня на уроке я упоминала о художественных произведениях эпистолярного жанра, т.е. написанных в форме письма.

А сейчас мы послушаем стихотворение... О почте. Написал его замечательный поэт С. Я. Маршак.

(Стихотворение читают подготовленные учащиеся, а на мониторе компьютера демонстрируются иллюстрации к стихотворению)

11. В оставшееся время учащиеся пишут письмо на одну из конкурсных тем (по выбору). Темы записаны на доске.

1. Письмо моей семье.

2. Письмо другу.

3. Письмо президенту.

4. Пишу тебе о том, как мы можем построить лучшее будущее.

5. Письмо ветерану.

Д/з: Закончить начатое письмо.

Список использованной литературы.

  1. К. П. Щепина “Обучение деловому письму на уроках русского языка”, М-в “Просвещение”, 1980.
  2. Г. Г. Граник, С. М. Бондаренко, Л. А. Концевая “Секреты орфографии”, Москва “Просвещение”, 1991.
  3. Словарь литературоведческих терминов”, Москва, “Просвещение”, 1971.
  4. “Уроки русского языка в 5-ом классе”. Волгоград. Издательство “Братья Гринины”, 2001 г.
  5. “Все обо всем”, Москва, 1994.
  6. С. Я. Маршак – “Почта”, Москва, Детская литература, 1988.

Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599

Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21