Преподавание русского языка Урок русского языка в 5-м классе по теме: "Письмо"Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 1812 Середкина Наталья Ивановна, учитель русского языка и литературы Цели урока: Образовательные цели:
Развивающие цели:
Воспитательные цели:
Ход урока I. Вступительное слово учителя. Мы живем среди людей, и главную прелесть человеческого существа составляет возможность устного и письменного общения, при помощи которого мы передаем свои мысли, чувства, эмоции, получаем и сообщаем информацию. Устная речь возможна лишь при непосредственном общении людей, а когда нас разделяют сотни или тысячи километров, на помощь приходит письмо. До середины ХХ века письмо было основным средством общения людей на расстоянии. Затем появился телефон, а сейчас – Интернет, вследствие чего, к сожалению, письмо все реже используется людьми как средство общения. А ведь это не совсем справедливо. Конечно, и у телефона и у компьютерной сети свои преимущества – не нужно долго ждать, возможно мгновенное соединение абонентов, с этим никто не спорит. Но, во-первых, по телефону можно лишь констатировать какой-то факт, сообщить основную информацию, а как же чувства, раздумья, эмоции, словом все то, что так легко можно передать на бумаге. Письмо можно хранить годами, время от времени перечитывая его и вспоминая того, кто его писал. Не зря в музеях хранится переписка великих людей (поэтов, писателей, ученых, политических деятелей), так как по письму можно судить о характере, взаимоотношениях человека с другими людьми. В литературе существует эпистолярный жанр (от греч. epistolэ – послание, письмо) – художественные произведения в виде писем, посланий. В русской литературе известны эпистолярные повести (“Бедные люди” Ф. М. Достоевского), рассказы (“Ванька” А. П. Чехова), поэмы (“Пять страниц” К. М. Симонова), лирические стихи (“Письмо к матери”, “Письмо деду” С/ А. Есенина). Иногда письмо является дополнительным средством характеристики в реалистическом произведении (письма Татьяны Онегину и Онегина к Татьяне в романе “Евгений Онегин” А. С. Пушкина; письмо Хлестакова в “Ревизоре” Н. В. Гоголя и т.д.). II. Виды письма. 1. Письмо является разновидностью деловых бумаг, а они сопутствуют человеку во многих случаях жизни. Необходимо научиться писать хотя бы самые распространенные из них. По цели общения различаются деловые, дружеские, поздравительные, письма в газету; они различаются и по содержанию и по стилевому оформлению: если дружеское письмо можно написать в свободной форме, то деловое письмо пишется по определенной форме. 2. Отличается деловое письмо и манерой изложения: строго официальный (“сухой”) тон, точность, ясность, возможная краткость; употребление слов только в их прямом значении. Деловое письмо в отличии от личного письма, представляет собой деловую бумагу, в которой содержится запрос или уведомление о чем-либо. Деловое письмо пишется, когда нужно получить какие-либо сведения или ответить на запрос. Содержание делового письма должно быть предельно ясным, однозначным, по возможности лаконичным. Желательно посвящать письмо одному вопросу. Тон письма должен быть деловым и корректным. 3. Деловые письма пишутся по следующему плану: 1) наименование должности (иногда указываются инициалы и фамилия) лица и название учреждения, организации, которым адресуется деловое письмо; 2) содержание просьбы или уведомления; 3) подпись автора письма; 4) дата; 5) адрес отправителя (можно не указывать, адрес имеется на конверте). 4. Закрепление Полученные сведения закрепляются путем составления делового письма в издательство “Мир книги” (работа выполняется на следующем уроке). Ученикам рекомендуется обсудить с родителями содержание данного письма и сделать запрос на те книги, в которых действительно нуждается школьник. Составленные ими деловые письма можно отправить по назначению, с тем чтобы ученики смогли получить заказанный товар. 5. Личные (дружеские, поздравительные) письма пишутся в более свободной форме, но следует учитывать, что любое письмо строится по определенной схеме: 1. Зачин. 2. Основная часть. 3. Концовка. Зачин обычно начинается с обращения к адресату. Вспомните, какие знаки препинания ставятся при обращениях? Каким словом обычно начинаем мы письма (здравствуйте!) Учтите, что в этом слове имеется непроизносимый согласный звук (в), который произносится в словах “здравие, здоровье” Обращаясь к кому-либо по имени или имени и отчеству, не забывайте о том, как пишутся имена собственные. (Си прописной буквы). В основной части содержится та информация, которой вы хотите поделиться с адресатом. Форму вы избираете по своему усмотрению. Концовка обычно содержит формулу прощения, употребле6ния слов “До свидания”, “До встречи”, дату написания письма и вашу подпись. 6. Оформление адреса. Ванька Жуков, герой чеховского рассказа, закончив письмо дедушке, где сетует на свою горькую судьбу, “свернул вчетверо исписанный лист и вложил его в конверт, купленный накануне за копейку. Подумав немного, он умокнул перо и написал адрес:
Потом почесался, подумал и прибавил: “Константину Макарычу”. Чехов ничего не говорит о том, что произошло дальше. Читатель сам догадывается об участи Ванькиного письма. - Как вы думаете, дедушка Константин Макарыч получил письмо внука? (Нет). - А почему? (Потому что Ванька неправильно написал адрес). - Совершенно верно. Ни одно письмо не найдет своего получатель, если неверно написан адрес. Слово “адрес” вошло в русский язык из французского (adresse) и обозначает надпись на письме, посылке, бандероли и т.п., указывающую получателя и место назначения. Адресат – [нем. Adressat < фран.> – получатель, тот, кому адресовано письмо, посылка телеграмма и т.д. Адресант – [нем. Adressant <фр.> – отправитель, тот, кто отправляет письмо, посылку и т.д. Правила оформления адреса:
Далее учитель сообщает адрес издательства “Мир книги” и записывает его на доске. 111116 г. Москва а/я 30 “Мир Книги”. 7. Письмо должно быть грамотно написано. В письме не должно быть ошибок. (Сообщение учащегося). Сколько хлопот с орфографией, сколько ее учить! И ведь что обидно: придумали ее взрослые, а учить приходится детям! А что будет, если обойтись без нее? Просто так: написал, как слышишь, - и тебя поймут. Ведь когда слышат, понимают. Это произошло в сказочном лесу, где жили герои хорошо знакомой вам сказки: мальчик по имени Кристофер Робин, медвежонок Вини-Пух, поросенок Пяточек, Кролик, Сова и другие. Кролик пришел к Кристоферу Робину, но не застал его, а нашел записку. (На мониторе компьютера) рисунок с запиской – “УШОЛ ЩАСВИРНУСЬ ЗАНИТ С ЩАС ВИРНУС К.Р.” Ну и озадачен был Кролик! Он пошел к Сове, чтобы разобраться вместе с ней в этой записке. Но Сова тоже была озадаченна и встревожена. Ей почему-то показалось, что что-то случилось с носом Кристофера Робина. Оба стали беспокоиться. Где он сейчас? В каком он положении? В конце концов Сова подумала, что Кристофер Робин ушел куда-то с каким-то Щасвирнусом. Они долго гадали, какой это Щасвирнус: пятнистый или травоядный? Они волновались и раздумывали, а Кристофер Робин тем временем учился. “Он “обалдевает” знаниями”, - сообщил ослик Иа-Иа. Следующая записка мальчика выглядела по-другому: (На мониторе) рисунок с запиской – “Я УШЕЛ. СЕЙЧАС ВЕРНУСЬ. К.Р.”. И никаких недоразумений больше не было. Когда такое происходит в сказочном лесу, большой беды нет. Ведь в сказка все кончается хорошо. А что случилось бы, если так писали обычные люди в обычном городе? Один ученый попытался представить себе, что из этого может выйти. А выходит вот что. В таком городе люди тратят гораздо больше времени и сил, чтобы прочесть газеты, книги, письма, вывески. Скорая медицинская помощь опаздывает к больным, потому что очень долго разбирает адрес. Работникам уголовного розыска трудно задержать преступника: пока прочитаешь описание его примет, преступник успевает скрыться. Люди вовремя не получают почту, так как почтальоны не понимают адрес получателя. Так что невесело в этом городе: преступность выше, медицинская помощь хуже, люди узнают меньше интересного, потому что им труднее читать. Они, конечно, сэкономили в детстве много времени, не изучая орфографию, но ничего хорошего из этого не вышло. (На мониторе) рисунок с надписью “ПАТАМУШТА ИМТРУДНЕИ ЧИТАТ” - Я думаю, что никто из вас, ребята, не захочет быть жителем такого города, поэтому всегда следует заботиться о грамотности того, что пишешь, а особенно письма: ведь его будет читать другой человек, и очень важно, чтобы тебя поняли правильно. И еще, когда пишешь письмо, нужно писать аккуратно и разборчиво, ведь небрежный почерк выражает неуважительное отношение к тому, кому ты пишешь. 8. Как идет почта? (стр. 215-216, книга “Все обо всем”) (сообщение ученика). Как идет почта? Для нас абсолютно привычно находить в почтовом ящике письма издалека, преодолевшие сотни километров. Но задумывались ли вы, как они дошли до вас? Итак, сначала письмо опускают в почтовый ящик, затем приходит почтальон и собирает письма изо всех ящиков квартала и относит их в центральное почтовое отделение. Гашение марок и штемпелевание происходит с помощью машины. Затем письма сортируются. Это очень кропотливая работа: нужно учитывать различные области, районы и города нашей страны и зарубежных стран. Почта, которую приходится отправлять самолетом, упаковывается в специальные мешки, их отвозят в аэропорт. Обычная почта отвозится на грузовиках на вокзалы. В поездах дальнего следования существуют специальные вагоны, и там почта сортируется согласно месту назначения. Так упаковки с письмами передаются с вокзала на вокзал. К вокзалам подъезжают грузовики и развозят письма по почтовым отделениям в зависимости от адресов, указанных на конвертах. Там письма сортируются в последний раз и разносятся почтальоном каждому конкретному адресату. Интересное путешествие, не правда ли? 9. Где и как появилась почтовая служба? (стр. 256-258, книга “Все обо всем”) (сообщение ученика). Где и как появилась почтовая служба? Сегодня мы считаем вполне обычным делом отправить по почте письмо, а ведь когда-то это было очень хлопотно. Например, для переправки писем в Древней Греции служили необычайно выносливые гонцы — гемеродромы. Некоторые из них были способны пробежать за сутки более 200 километров! Но будь они посыльными в Вавилоне, где писали на глиняных табличках, им бы пришлось нелегко. Доставка писем нередко была делом отважных людей. Во времена освоения Америки существовала почтовая линия “ПОНИ-ЭКСПРЕСС”. Рискуя жизнью в перестрелках с бандитами и индейцами, наездники перевозили почту через весь континент всего за неделю. А ведь это 3200 км. Какими только способами не переправляли письма! Когда корабль терпел бедствие, в море бросали закупоренную бутылку с посланием. Иной раз из Англии она доплывала до Австралии. Первооткрыватель Колумб тоже воспользовался “бутылочной” почтой. Правда, его письмо было выловлено из воды через 363 года. Почтальонами работали голуби. И даже пчелы, которые хорошо ориентировались в полетах и легко могли найти свой улей, расположенный за много километров. Теперь же вы свободно можете написать письмо хоть в Австралию. 10. С. Я. Маршак “Почта”. 1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Сегодня на уроке я упоминала о художественных произведениях эпистолярного жанра, т.е. написанных в форме письма. А сейчас мы послушаем стихотворение... О почте. Написал его замечательный поэт С. Я. Маршак. (Стихотворение читают подготовленные учащиеся, а на мониторе компьютера демонстрируются иллюстрации к стихотворению) 11. В оставшееся время учащиеся пишут письмо на одну из конкурсных тем (по выбору). Темы записаны на доске. 1. Письмо моей семье. 2. Письмо другу. 3. Письмо президенту. 4. Пишу тебе о том, как мы можем построить лучшее будущее. 5. Письмо ветерану. Д/з: Закончить начатое письмо. Список использованной литературы.
Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |