Преподавание литературы Урок литературы в 5-м классе "Кто хочет на загадки отгадки находить"Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 1364 Бусыгина Млада Александровна, учитель русского языка и литературы Цели урока: Расширение представлений о загадках и их разновидностях. Задачи:
I. Вступительное слово учителя.Тема нашего урока посвящена загадкам. Вы будете много отгадывать загадок, загадывать друг другу, узнаете о загадках-шутках и о загадках-шарадах. Загадывать и отгадывать загадки любят дети любого возраста. Найдя правильный ответ, они радуются, что сумели проявить находчивость и сообразительность. Загадки занимают немаловажное место в нашей жизни. Они расширяют кругозор, знакомят нас с окружающим миром, явлениями природы, развивают любознательность и пытливость, тренируют внимание и память, обогащают речь. Особенно интересны народные загадки. Так же, как и народные пословицы и поговорки, они всегда образны, поэтичны, интересны. Загадки бытовали и записывались главным образом в среде крестьян, видимо, поэтому и мир вещей, в них отражённых, принадлежит, прежде всего, деревне. Чаще всего в загадках содержится перечисление признаков, по которым надо догадаться, о каких предметах или явлениях идёт речь. Поэтому, прежде чем отгадывать загадку, необходимо внимательно её выслушать и понять. Очень быстро находят ответ на загадку те, кто часто обращается к ним, интересуется различными жанрами устного народного творчества. Таких людей называют находчивыми и сообразительными. А вам, ребята, было дано задание – приготовить загадки для отгадывания ребятам других рядов. Сейчас мы посмотрим, кто из вас сумел подобрать самую интересную загадку и кто сможет быстро дать ответ на неё. II. Конкурс между рядами.1) Ребята по очереди загадывают друг другу загадки, определяется ряд-победитель, самая интересная загадка и самый сообразительный разгадчик загадок (в качестве жюри могут выступить приглашённые на урок коллеги, представители администрации, родители или сами ребята, заранее пожелавшие выступить в этой роли). 2) А теперь каждый ряд попробует отгадать мои загадки: 1 ряд.
2. ряд.
III. Знакомство с разновидностями загадок.1) Загадки-шутки. Все загадки, которые я загадывала, являются народными. Но есть и загадки, так называемые шутки. Загадки-шутки – особая разновидность загадок. Они отличаются от всех других тем, что не подсказывают ответ, не подводят к нему, а, наоборот, заставляют мысль работать в неверном направлении. Суть таких загадок – в ловушке или в игре слов. Они остроумны, поражают неожиданностью ответа. Отгадать загадку-шутку очень трудно. Но вы всё же постарайтесь отгадать их.
2) Загадки-шарады. А теперь, ребята, познакомимся с другим видом загадок – шарадой. Шарадой называется загадка, в которой загаданное слово состоит из нескольких составных частей, каждая из которых представляет собой отдельное слово. Например: верх-ушки, град-ус. Я вам буду зачитывать по необходимости несколько раз загадку-шараду, а вы внимательно слушайте, можете записывать. 1. Моё начало – буква алфавита, 2. Начало – нота, 3. Предлог стоит в моём начале, IV.Заключительный этап урока.А теперь, ребята, поиграем в игру “Подскажи словечко” - это одна из разновидностей современных загадок, что свидетельствует о том, что интерес к загадкам и сейчас не ослабевает, традиции прошлого тесно переплетаются с современностью. Я буду читать вам загадку, а вы хором подхватываете ответ.
- Подведём итог. О каких загадках узнали? - Какие разновидности загадок вам ещё известны? - Какое значение в нашей жизни имеют загадки? V. Домашнее задание.Задание на выбор: 1) Составьте красочные кроссворды на тему русских народных загадок (можно обратиться к загадкам и других народов). 2) Оформите красочную книжку-раскладушку, посвящённую загадкам какого-либо народа. И в том и другом случае можете дополнить работу собственными загадками. Попробуйте в этом творческом деле свои силы и убедитесь в том, что смекалка, свойственная простому народу, никуда не исчезла. Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |