Преподавание литературы Урок литературы. 6-й класс. "Незабываемый мир детства" . Лев Николаевич Толстой. "Отрочество", глава II, "Гроза"Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2015.09.05 Просмотров: 952 Шилова Мария Борисовна, учитель русского языка и литературы Цели урока:
Оборудование: портрет Л.Н.Толстого, репродукция картины К.Е.Маковского “Дети, бегущие от грозы”. Методические приёмы: анализ текста (аналитическое чтение), устное описание; сопоставление произведений искусства. Ход урока1. Вступительное слово.– Прочитайте название раздела литературы, произведения из которого мы читаем на уроках. – Мир детства, отрочества, юности, когда происходит становление человека, его характера, когда формируется его отношение к людям, к себе самому, очень волновал писателей всегда. Не является исключением и Лев Николаевич Толстой. Его имя вам хорошо знакомо. (Портрет писателя) С раннего возраста, потеряв мать, потом отца, оставшись с братьями на попечении бабушки, затем тётеньки, будущий писатель учился разбираться в себе и других людях, искать причины своих просчётов, ошибок, учился быть терпимым, внимательным, воспитывал свой характер. Яркие впечатления детства, отрочества, юности он запечатлел в автобиографии, которая так и называется. Размышляя о себе, Толстой помогает нам подумать о нас самих. Мы уже встречались с автобиографическим произведением в начале изучения темы. Назовите автора и произведение. (С.Аксаков “Детские годы Багрова – внука”) И в этом произведении, и в трилогии Толстого повествование ведётся от первого лица. Именно этот приём позволяет Толстому рассказать ярко, эмоционально о впечатлениях главного героя Николеньки Иртеньева. – Вы прочитали 2 главу “Гроза” из повести “Отрочество” – Попробуйте определить задачи урока. (Будем наблюдать, как Толстой изображает природу (грозу), оценим мастерство писателя; будем учимся анализировать текст, исследовать его) 2. Основная часть. Чтение и анализ текста.В тексте много внимания уделено чувствам героя. – Какие чувства испытывали вы, читая “Грозу”? – Исследуя текст, мы анализируем изображение, с одной стороны, состояния природы, с другой стороны, чувства Николеньки. Чтение 1 части.– Что испытывал герой, находясь в бричке? (Лёгкой повозке) (Изнемогал от жары; не знал, куда деться; было душно, пыльно) – Почему мальчику не терпелось поскорее приехать на постоялый двор? (“Гроза наводила чувство тоски и страха”, ребёнку хотелось спрятаться) – Отметьте эпитеты в описании теней, тучи, которые помогли автору объяснить чувство тоски и страха, которые испытывал Николенька. (Зловещие, черные тени, большая, мрачная туча) – А каким было чувство? (Тяжёлое) – Обратите внимание на соответствие эпитетов в описании предметов природы и чувства героя. – Заметьте, мальчик был не один, рядом брат Володя, на козлах Филипп, передней каретой управляет Яков, в карете Любочка, Катенька, гувернантка Мими. И тем не менее, ребёнок испытывает страх перед этим грозным явлением природы. – Как озаглавим эту картину? (Облака собираются в одну большую, мрачную тучу) Чтение 2 части.– Отметьте, что замечает Николенька по мере приближения грозовой тучи? (туча, молния, гул, окрестность изменилась, роща, листья, макушки берез, пучки сухой травы, птицы, ветер, молния, гром) – Перечитайте предложение, где сказано о чувствах, пережитых Николенькой. (“Мне становилось жутко…” “…заставляющий трепетать и сдерживать дыхание” “Гнев Божий! Как много поэзии в этой простонародной мысли!”) – Озаглавим эту картину. (Туча приближается, и “вся окрестность приобретает мрачный характер”) Чтение 3 части.– По мере приближения грозы происходит несколько событий. Страх испытывают все. – Почему Николенька думает, что Филипп и Яков тоже боятся? (Спины напряжены) -Мальчик боится даже пошевелиться. И тут происходит неожиданное. Перечитаем. – Внимание Николеньки обращено на пальцы Филиппа, ему кажется, что он делает все слишком медленно. -Как автор описывает состояние мальчика? (Замирает сердце; тревожное чувство тоски и страха; умер бы от волнения) – Почему появление нищего (убогого) вызывает чувство холодного ужаса, дрожь пробежала по волосам? – Озаглавим. (Молния сверкает без промежутка. Ветер усиливается). Чтение 4 части.– Определите роль сравнительного оборота. – Озаглавим. (Дождь лил как из ведра) Чтение 5 части.– Как меняется состояние природы? Как меняются чувства мальчика? – Как можно одним словом назвать состояние мальчика после грозы? (Счастье) – Яркие впечатления, пережитые в детстве, отрочестве, как правило, запоминаются навсегда. Обыкновенный человек помнит их, переживает заново, а писатель, мастер слова, делится своими впечатлениям, и тысячи читателей, как и мы с вами, становимся соучастниками этих событий и переживаем вместе с героями. – Озаглавим. (Дождь закончился. Обаятелен этот запах леса после весенней грозы.) 3. Вспомним стихотворение Ф.И.Тютчева “Весенняя гроза” (Читает ученик)– Ответьте на вопрос: “В чем сходство “Весенней грозы” Тютчева и описания грозы у Толстого? – Как в стихотворении передано восхищение грозой? (Замечательное слово найдено автором – ЛЮБЛЮ) – Перечитаем последние строки в повести, которые можно озаглавить словом “ЛЮБЛЮ” 4. Демонстрация репродукции Маковского “Дети, бегущие от грозы”– В центре полотна дети. Опишите их состояние. – Найдите в тексте повести описание чувства Николеньки, похожее на чувства, которые испытывают герои картины. – Рассмотрите небо. Опишите его. – Обратимся к тексту. Перечитайте описание неба. 5. Вывод:– Писатель, поэт, художник описали одно явление природы – грозу. Каждый увидел её по-своему. Сопоставление этих произведений искусства обогатило вас, приблизило к пониманию прекрасного. Домашнее задание:Составить рассказ “Небо на картине Маковского”. (Репродукция есть в учебнике “Русская речь”) Используйте “Грозу” Толстого. Подведём итоги:Л.Н. Толстому удалось сделать точное и поэтическое описание грозы. Как этого он достиг? (Использовал выразительные средства) Что необычным было сегодня на уроке? – Почему нам удалось увидеть, услышать, почувствовать грозу? – Определите роль пейзажа в описании чувств, переживаний героя повести, Николеньки Иртеньева. Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |