Notice: Undefined variable: stop in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 222
Гуманитарный урок русского языка
Notice: Undefined variable: revisit in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 548

   ТОП 20 статей сайта

 • Сочинения по литературе
 • Филология - рефераты
 • Преподавание литературы
 • Преподавание русского языка


Notice: Undefined variable: fullref in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 568
 НАЙТИ НА САЙТЕ:


   Рекомендуем посетить






























































Преподавание русского языка

Гуманитарный урок русского языка


Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596

Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Добавлено: 2012.08.26
Просмотров: 724

Цурикова Валентина Николаевна, учитель русского языка и литературы

Личностно ориентированное образование (в литературе можно встретить термины “личностный подход”, “личностно центрированный подход”) - последовательное отношение педагога к ученику как к личности, как к самосознательному ответственному субъекту собственного развития и как к субъекту образовательного процесса (см. определение в Российской педагогической энциклопедии, с. 522).

В настоящее время ряд ученых (Алексеев Н.А., Бондаревская Е.В., Белухин Д.А., Демакова И.Д., Кушнир А.М., Куканова Е.В., Панюкова С.В., Якиманская И.С., Шадриков В.Д. и др.) исследуют и разрабатывают концепции, модели, технологии личностно ориентированного образования.

В.В.Сериков разрабатывает сущностные основы личностно ориентированного образования. В его модели ученик является субъектом жизнедеятельности, поэтому В.В. Сериков предлагает строить обучение ребенка на основе его жизненного опыта, не только опыта познания, но и общения, продуктивной деятельности, творчества.

Личностно ориентированное образование (по В.В. Серикову) не занимается формированием личности с заранее заданными свойствами, а создает условия для полноценного проявления и соответственно развития личностных функций субъектов образовательного процесса. К числу указанных позиций автор относит функции: мотивации (принятие и обоснование деятельности), коллизии (видение скрытых противоречий действительности), критики (относительно предлагаемых извне ценностей и норм), рефлексии (осознания себя в деятельности), смыслотворчества (определения системы жизненных смыслов), самореализации (стремления к признанию своего образа “Я” окружающими) и др. Личностный подход рассматривается им как построение особого рода педагогического процесса (со специфическими целями, содержанием, технологиями), который ориентирован на развитие и саморазвитие собственно личностных свойств индивида.

Если при проектировании традиционного обучения предметом проектной деятельности является фрагмент содержания обучения, то при личностно ориентированном образовании элементом проектирования становится не фрагмент материала, а событие в жизни личности, дающее ей целостный жизненный опыт, в котором знание — часть его.

Проектирование обучения становится совместной деятельностью учителя и ученика, и как способ жизнедеятельности субъектов в образовании выступает диалог. Стирается принципиальная грань между содержанием и процессом обучения: процесс (диалог, поиск, игра) становится источником

личностного опыта.

Обучение утрачивает традиционные для него черты искусственности и внешней регламентации и приближается к естественной жизнедеятельности человека.

Соответственно и взаимодействие участников учебной деятельности утрачивает формальность и функционализм и обретает черты межличностного общения. В силу этого педагог востребуется как личность, а не как функционер, поскольку его внутренний личностный мир становится частью содержания образования.

Основной процессуальной характеристикой личностно ориентированного образования является учебная ситуация, которая актуализирует, делает востребованными личностные функции обучаемых. Конструирование такой ситуации предлагает использование трех базовых технологий:

представление элементов содержания образования в виде разноуровневых личностно ориентированных задач (“технология задачного подхода”);

усвоение содержания в условиях диалога как особой коммуникативной среды, обеспечивающей общение, рефлексию, самореализацию личности (“технология учебного диалога”);

имитация социально ролевых и пространственно-временных условий, обеспечивающих реализацию личностных функций (“технология имитационных игр”)

Триада: задача—диалог—игра - образует базовый технологический комплекс личностно ориентированного обучения.

Личностно ориентированная ситуация — это реализация определенного педагогического проекта, создавая который, педагог должен:

  • - получить достаточное представление о жизненной ситуации тех, кто станет участником этого процесса;
  • - сформулировать педагогическую цель этого;
  • - выяснить, на материале какой предметной деятельности будет создана ситуация, чем будут заниматься ее участники, через какие психические состояния, переживания они должны будут пройти, чтобы обрести соответствующий опыт;
  • - определить, как будет организовано их формальное и неформальное общение, лидерство, руководство, связи, контакты и отношения, если эта ситуация выходит за рамки урока, учебной аудитории;
  • - найти, как заинтересовать участников ситуации, побудить их к принятию деятельности как личностно значимой, к поиску смысла, способов самореализации, помочь “открыть” себя в данном виде деятельности;
  • - решить, как методически подготовить себя к такого рода деятельности;
  • - какие технико-рекреационные средства необходимы для реализации данного педагогического проекта.

Задача в рамках этой технологи выступает формой предъявления учебной ситуации. Под задачей здесь понимается словесно оформленная проблема, представленная в понятиях соответствующего предмета. Через решение задачи происходит организация управлением мыслительной деятельности учеников на уроке, их развитием.

Личностно ориентированная ситуация создается посредством диалога, причем диалог здесь не просто вопросно-ответная форма работы на уроке, это не просто разговор, это совместное дело, сотрудничество, это некая жизненная ситуация, образ жизни учителя и ученика, наставника и класса, способ усвоения ребенком эмоционально-ценностного опыта.

Таковы основные идеи модели личностно ориентированного обучения, разработанные В.В. Сериковым, попытка реализации которых представлена в конспекте гуманитарного урока русского языка в 5 классе.

Тема урока: ОБРАЩЕНИЕ

Примечание: Тема “Синтаксис” в 5 классе изучается во 2 четверти, т. е. перед новогодними праздниками.

Оборудование: Тексты художественных произведений по выбору учителя, распечатки таблиц с наиболее распространенными обращениями.

- Совсем скоро мы будем отмечать один из самых замечательных праздников. По традиции все люди поздравляют своих родных и близких с наступлением Нового года. Сегодня мы с вами будем учиться подписывать поздравительные открытки. Чтобы удобнее было работать, давайте разделимся на группы в зависимости от того, кому вы хотите подписать открытку: другу, маме или папе, может быть, кто-то захочет поздравить классного руководителя. (Класс делится на группы по 4 – 5 человек в каждой)

- С чего мы начнем запись?

После обсуждения в группах дети приходят к выводу, что надо назвать того, кому будет адресовано поздравление. Так в диалоге формулируется понятие обращения. Здесь же начинается обсуждение уместной формы обращения.

- Как можно назвать друга?

- Можно ли в обращении показать, как вы любите маму, бабушку?

- Как правильнее будет написать: “Дорогая Светлана Николаевна” или “Уважаемая Светлана Николаевна”?

- А теперь надо решить, как правильно это записать.

Задание группам: посмотрите, что об этом говорится в учебнике, и представьте вариант записи

После обсуждения формулируется правило о знаках препинания при обращении. Далее каждая группа оформляет свою запись и предлагает к обсуждению.

- Были ли у вас такие ситуации, когда вам нужно обратиться к кому-нибудь и вы не знаете, как это сделать?

- Давайте обратимся к произведениям художественной литературы.

Задание: В текстах (басни И.А. Крылова, “Сказка о царе Салтане”, “Сказка о мертвой царевне” А.С. Пушкина, “Конек-Горбунок П.П. Ершова и др. – фрагменты отмечаются учителем) найти предложения с обращениями, выписать их, отметить обращения. Подготовить сообщения по вопросам карточки:

- К кому обращаются герои?

- Как проявляются отношения говорящего?

- Есть ли обращения к неодушевленным предметам?

-Какие из этих обращений не используются в наше время? Почему?

- Как вы обратитесь к незнакомому человеку на улице?

- Можно ли использовать какие-то обращения из предложенного списка?

Обращение к незнакомым людям
(из наблюдений за обращениями людей в наши дни)

ОНИ

Мальчик!

Молодой человек!

Парень! Парнишка - со стороны мужчин, фамильярное.

Товарищ!

Товарищ + профессия

Гражданин - официальное, чаще со стороны милиции.

Дядя! Дедушка - чаще дети

Сын! Сынок- со стороны пожилых людей

Отец! Дед! - мужское, грубоватое, к пожилым людям

Друг! Приятель!

Брат! Братец! Братишка!

Земляк! - мужское, фамильярное.

Шеф! - мужское, чаще к человеку, у которого будут что- то просить.

Старик! - жаргонное, молодёжное.

Голубчик! Милок! - чаще со стороны пожилых людей.

Мужчина! - просторечное.

ОНА

Ребята! Дети!

Товарищи! Товарищ! - редкое.

Молодые люди!

Граждане!

Коллеги! - официальное, среди интеллигенции.

Братцы! Мужики! - мужское, фамильярное.

Всегда, везде, во всём:

Простите!

Извините!

Будьте добры!

Будьте любезны!

Скажите пожалуйста!

ОН

Девочка! Девушка!

Товарищ + профессия!

Гражданка! - чаще со стороны милиции.

Тётя! Бабушка! - детское.

Землячка! Сестра!

Сестричка! - чаще со стороны мужчин, фамильярное.

Доченька! Дочка! - со стороны пожилых людей.

Мать! - грубоватое, к пожилым, простым женщинам.

Голубушка!

Дорогая! Родная!

Милая! - ласковое.

Мадам! - в речи представителей старшего поколения интеллигенции.

Дама! - в парикмахерских салонах.

Женщина! - просторечное.

Сударыня! - всё чаще употребляемое с добрым отношением.

Итак, мы видим, что универсальное обращение пока не найдено. Может ли это сделать один человек? Даже великий писатель? Возможно, решит эту проблему ваше поколение. Здесь мы встретились с одним из законов жизни языка: его не изменишь приказом. Слово должно закрепиться в речи.


Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599

Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21