Преподавание русского языка Тема: "Составление сжатых таблиц при подготовке к ЕГЭ по русскому языку"Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 831 Ибрагимова Жанна Эльхан кызы, учитель русского языка Суть словесности, как известно, во взаимосвязи русского языка и литературы. В настоящее время преподавание русского языка с опорой на другие дисциплины филологии стало особенно актуальным. В большей степени это касается литературы, поскольку именно этот тандем способствует не только постижению норм грамотности, но и воспитанию читателя, способного воспринять идейный, нравственный, эстетический потенциал классической и современной литературы. Воспитанию через слово. С.Аверинцев писал: "Любовь как ответственная воля к пониманию чужого – это и есть та любовь, которой требует эстетика филологии". Ведь недаром само слово "филология" означает "любовь к слову". Как привить эту любовь нашим ученикам? Как воспитать "ответственную волю" к пониманию того, что хотел сказать автор изучаемого произведения? Ответы на эти вопросы особенно важны сейчас, когда во время итоговой аттестации ученики должны показать не только навыки практической грамотности и понимание закономерностей языка, но и умение тактично вести диалог с текстом: уважительно относиться к чужому мнению и отстаивать, если это необходимо, свое, приводя достойные аргументы. Именно на аргументации я хотела бы остановиться. Как показывает практика, поиски аргументов в подтверждение своей позиции вызывают у выпускников особые трудности. Причина – не только поверхностные знания текстов художественных произведений, но и неумение сопоставить факты, вопросы, проблемы, неспособность строить ассоциативные связи и проводить параллели. Можно ли научить этому старшеклассников, если времени явно недостаточно: количество уроков по обеим дисциплинам редко превышает 5 часов в неделю? А вот час главного испытания – ЕГЭ – неумолимо приближается. Большие и принципиально новые задачи встают перед учителем. Известные пушкинские строки "Я думал уж о форме плана" – отражают одну из закономерностей всякого творческого труда. Новые условия требуют новых решений. Так я начала работу по составлению "сжатых" таблиц при подготовке учеников выпускных классов к третьей части единого экзамена по русскому языку. Цель этой работы – научить ребят находить аргументы из русской классической литературы в подтверждение своей позиции относительно заявленной проблемы. Подобные таблицы составляются, как правило, на заключительном уроке по изучению того или иного произведения классики, хотя можно предложить эту работу и на уроках русского языка при подготовке к третьей части ЕГЭ. Определив проблемы и идею изучаемого произведения, учащиеся вспоминают изученный ранее литературный материал с аналогичной проблематикой и отражают его в таблице. Кроме того, сюда вносятся и произведения искусства (живописи, музыки и т.д.), где отражена та же тема. В таблицу рекомендуется также записывать ключевые цитаты, литературные и художественные ассоциации, связанные с изучаемой темой. Это помогает учащимся быстро ориентироваться в поисках аргументов, основанных на произведениях классической литературы и искусства. Роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита»
Повесть В.Распутина «Прощание с Матерой»
Как видно из представленных таблиц, объектом внимания становится не только круг проблем произведения, но и ключевые цитаты, делающие художественный образ более выпуклым и ярким. Сами же цитаты, компактно уместившиеся в таблице, легче запоминаются. А ведь цитирование – еще одна ахиллесова пята наших учеников: не умеют они в напряженных условиях экзамена сразу воссоздать в памяти нужные строки. Во второй графе таблицы помещаются не только произведения литературы со схожей проблематикой, но и произведения искусств, высказывания критиков. Чтобы достаточно наглядно показать, что большинство затронутых в литературе вопросов относятся к категории "вечных", переходящих из века в век, из поколения в поколение, примеры во второй графе таблицы располагаются согласно хронологии. Что касается "нелитературных" примеров, то трудно переоценить значение произведений искусства в эстетическом и нравственном воспитании. Недаром ещё Аристотель утверждал, что общение с искусством "очищает" человека, освобождает от дурного и наделяет прекрасным. В качестве аргумента произведение искусства является прекрасной иллюстрацией мыслей. Умение выявлять общую позицию (третья графа таблицы) – показатель того, что ученик достаточно образован и чуток, способен одновременно понимать "придуманность" художественного мира и его соответствие реальной жизни, вымышленность и глубокую правду, способен видеть преемственность в понимании основных духовных ценностей. Одна из самых главных опасностей в работе учителя – бессистемность. Работу с таблицей необходимо проводить постоянно. Только тогда можно действительно добиться желаемого: научить ребят видеть главное, сравнивать, сопоставлять, делать глубокие обобщения. Это поможет успешно выдержать не только единый экзамен, но впоследствии и более сложные испытания – те, которые готовит жизнь. Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |