Преподавание литературы Открытый урок литературы в 5-м классе по теме "Анализ стихотворения И.Северянина "В парке плакала девочка""Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 2171 Ивкина Елена Всеволодовна, учитель русского языка и литературы Тема: Анализ стихотворения Игоря Северянина “В парке плакала девочка” Оборудование: портрет поэта, выставка сборников произведений поэта, запись музыкальной пьесы Г.Форе “Пробуждение”, репродукции картин “Мика Морозов” В.Серова, “Портрет сына” В.Тропинина и др. детские портреты, лексическое лото, изображение ласточки, цветовые сигнальные карточки. Цели урока: 1. Образовательная: обучение анализу лирического стихотворения. 2. Развивающая: развитие умения выразительного чтения стихотворения, образного восприятия художественного произведения. 3. Воспитательная: воспитание доброты, милосердия ко всему живому. Ход урока:1. Вступительное слово учителя.Мы продолжаем путешествие в удивительную страну Поэзии. Страну, где живут трепетные существа, рождённые талантом, фантазией и вдохновением поэта. Существа эти – стихотворения. У них, как и у человека, есть своя история, судьба, душа, Сегодня нам предстоит познакомиться с одним из таких созданий – стихотворением замечательного русского поэта Игоря Северянина “В парке плакала девочка”. Я надеюсь, каждый постарается всё сделать для того, чтобы душа этого стихотворения приоткрылась для нас. А возможно это будет только в том случае, если вы разделите чувства и переживания поэта, поймёте мысль, которую он вложил в своё произведение, Задача эта очень непростая. Чтобы успешно решить её, надо ещё и многое уметь и знать. Поэтому вначале мы проверим, как вы готовы к нашему путешествию: сыграем в лексическое лото и повторим таким образом те понятия, которые могут нам пригодиться при работе над стихотворением. 2. Лексическое лото.
Для игры понадобится любая картинка, которая разрезается на необходимое количество частей в зависимости от количества учащихся в классе. Например, в классе 30 учеников. Для работы вам понадобится 15 карточек. На обороте карточки записывается термин. В произвольном порядке карточки выдаются учащимся на парты для работы в парах. На обсуждение даётся полминуты. Затем учитель зачитывает лексическое значение понятий, по которому ученики должны узнать своё слово. Они громко называют термин и прикрепляют карточку к основе на доске. Таким образом, складывается необходимая картинка.
3. Повторение основных фактов биографии И.Северянина.4. Выразительное чтение стихотворения “В парке плакала девочка” и анализ читательского восприятия.– И.Северянин – поэт многоликий. В 5 классе мы знакомимся лишь с двумя его стихотворениями. Они дадут нам возможность увидеть только одну из граней его творчества. (Чтение стихотворения учителем.) – Перечитайте стихотворение самостоятельно. – Понравилось ли оно вам? – Выразите своё настроение, возникшее при чтении, в цвете. Прокомментируйте. (Работа с сигнальными карточками.) Цветовые сигнальные карточки постоянно используются на уроках литературы при работе с лирическими стихотворениями. Карточка белого цвета означает, что произведение оставило ученика равнодушным, не вызвало никаких эмоций; красного – восторг, радость; голубого – покой, умиротворение; розового – мечтательность; чёрного – тревогу и т.д. 5. Анализ стихотворения.– Можно ли назвать стихотворение лирическим? Почему? (Да, в нём выражены чувства.) – Чьи чувства? (Отца и девочки.) – Можно ли в стихотворении выделить отдельные части? (Да, в первой части говорится о чувствах девочки, во второй – о чувствах отца.) – Постарайтесь при помощи цитат из текста озаглавить части. (1. “В парке плакала девочка” 2. “ И отец призадумался”.) – Сколько всего предложений в стихотворении? (Два. Первое – предложение с прямой речью, второе – сложное.) – Как они связаны в один поэтический текст? (Темой, идеей, союзом И, смежной рифмой.) – Одновременно ли происходят события, которые вызвали изображённые в стихотворении чувства героев? (Нет, сначала происходит событие, взволновавшее девочку, а затем изображена реакция отца на её чувства.) – Прочитайте, какова эта реакция. (“И отец призадумался, потрясённый минутою”.) – Какое чувство он испытал? (Потрясение.) – Раскройте лексическое значение этого слова через подбор слов-синонимов. (Шок, сильное волнение, удивление, перемена в настроении.) – Чем же вызвано потрясение отца? Чтобы ответить на этот вопрос, прочитаем первую часть стихотворения. В ней раскрываются чувства девочки, создаётся её образ. Какие средства может использовать автор для создания образа героя? (Имя, портрет, речь, авторская характеристика, самохарактеристика, характеристика другими персонажами …) – Какие средства использованы здесь? (Только речь.) – Прочитайте слова автора в этом предложении. (“В парке плакала девочка”.) – Каким глаголом вводится прямая речь? (Плакала.) – В стихотворении есть ещё одно слово, характеризующее состояние девочки. (Зарыдавшая – от глагола “зарыдать”.) – А когда люди плачут, даже рыдают? (От горя, радости, страданий, то есть от сильных чувств, которые на них нахлынули, от потрясений.) – Откуда мы узнаём, что вызвало потрясение у ребёнка? (Из речи девочки. Она говорит: “У хорошенькой ласточки переломлена лапочка”.) – Что передают эти слова? (Состояние ласточки.) – А как вы представляете себе эту птичку? (Маленькая, юркая, быстрая при полёте, стремительная, весёлая.) Показ картинки. – Включите своё воображение. Какой увидела птичку девочка? (Не может лететь, бьёт по земле крылышками, испуганная, беспомощная.) – Охарактеризуйте одним словом состояние раненой птички. (Страдание, мучение, физическая и душевная боль.) – Какие чувства вызвали страдания ласточки в душе девочки? (Сочувствие, сострадание, соболезнование, сопереживание, жалость.) – Каково значение приставки со– в этих словах? (Совместность, объединение.) – А как вы поняли, что именно эти чувства она испытывает? (Она обращается к отцу за сочувствием, в речи использует слова с суффиксами уменьшительно-ласкательной оценки, хочет помочь птице: “я возьму птицу бедную и в платочек укутаю…) – Обратите внимание на эту строчку. Какие слова в ней ключевые? (Возьму и укутаю.) – Какая это часть речи? Что обозначает? В какой форме употреблена? (Это глагол, употреблён в форме будущего времени.) – То есть в словах девочки отразилось только её желание. А сделала ли она это? Проэкспериментируем: изымем эту строку. Изменится ли смысл стихотворения, его логика? (Да, отец не испытал бы потрясения, если бы девочка не действовала.) – Но ведь в стихотворении нет описания действий ребёнка, Как мы догадываемся, что поступок совершён? (Огромную роль в стихотворении играют многоточия. Они могут означать, что у девочки перехватило дыхание от слёз, не хватило слов, чтобы выразить свои чувства. Автор намеренно выпустил слова: за ними конкретные действия.) – Как вы думаете, что сделала девочка? (Погладила птичку, завернула в платочек, прижала к себе, попросила отца помочь ласточке, взять её домой.) – Какое определение можно дать её поступку? (Добрый, милосердный.) – Как вы понимаете лексическое значение этих слов? (Доброта – отзывчивость, стремление делать добро другим людям.. Милосердие – готовность помочь кому-либо или простить кого-либо.) – Таким образом, мы видим, что девочка не только пожалела птичку на словах, но и оказалась способной совершить добрый поступок. А теперь подумайте, сколько лет может быть этой девочке? Пусть при ответе на вопрос вам помогут репродукции детских портретов: “Портрет сына” Василия Андреевича Тропинина, “Мика Морозов” Валентина Серова. Скажите, кто из изображённых детей мог бы так же остро, как героиня стихотворения, пережить чужое страдание? (Мика – маленький, трогательный в своей непосредственности.) – Ему было 4 года, когда создавался портрет. А могли бы вы заплакать? А взрослые? Почему же девочка отреагировала так остро? (Она впервые так близко увидела чужую боль, это было первое живое существо, к которому она проявила милосердие, а первое чувство всегда самое острое.) – А теперь подумайте, случайно ли автор пишет в стихотворении именно о ласточке, а не о другой птице? (Можно предположить, что не случайно. “Первая ласточка” – устойчивое выражение. Так говорят о первых признаках появления чего-то хорошего.) – Так что же так потрясло отца? О чём он задумался? (Он увидел в своём ребёнке первые признаки появления доброты, милосердия. На его глазах в дочери родились эти качества.) – Послушайте лирическую миниатюру известного французского композитора Габриэля Форе “Пробуждение”. Какие чувства вызвало у вас это музыкальное произведение? – Прочитаем последние строки стихотворения. – Как вы понимаете слово “грядущий”? (Будущий.) – Почему отец прощает дочери грядущие капризы и шалости? (В ней есть то, что сделает девочку настоящим человеком.) – Прочитаем стихотворение ещё раз. – Передайте свои ощущения при помощи цветовых сигнальных карточек. 6. Обобщение.– Какова душа стихотворения И.Северянина “В парке плакала девочка”? Чему оно нас учит? (Это очень доброе стихотворение. Оно учит искренности, взаимопониманию, милосердию ко всем, кто рядом с нами.) – Представьте, что вам предложили сформулировать тему урока и выбрать её из данных афоризмов. Познакомьтесь с ними, сделайте выбор и объясните классу. “Чтобы поверить в добро, люди должны начать делать его”. Л.Толстой. “Милосердие – это активная доброта”. И.Шмелёв. “Стараясь о счастье других, мы находим своё собственное”. Платон. – Итак, сегодня мы проанализировали удивительно нежное и трогательное стихотворение И.Северянина, в котором поэт проявил себя с неожиданной стороны: как простодушный, мечтательный и даже наивный человек, а главное – удивительно добрый. Поэтому завершить урок я хотела бы стихотворением поэта и переводчика Г.Шенгели, близко знавшего И.Северянина. Вы были наивно уверены, 7. Домашнее задание.Выразительное чтение стихотворения. По желанию: сформулировать “Закон доброты”. Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |