Преподавание литературы Литература, 6-й класс. Урок по теме "Древнерусская литература. Русская летопись". "Сказание о Кожемяке"Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2015.08.06 Просмотров: 868 Зацепина Наталья Александровна, учитель русского языка и литературы Тема урока: Древнерусская литература. Русская летопись. Повесть временных лет. «Сказание о Кожемяке». Цель урока: знакомство с письменной литературой Древней Руси и древнерусских летописей; раскрытие самобытности и патриотизма древнерусской литературы; осознание себя звеном в цепи поколений. Оборудование: компьютер, проектор, экран, слайдовая презентация. ХОД УРОКА «Древнерусская литература наполняет нас гордостью за наших далёких предков предшественников, учит нас с уважением относиться к их труду, борьбе, к их заботам о благе родины». С.Лихачев 1 слайд (Приложение) – Начинаем знакомство с новым разделом литературы «Древнерусская литература». Поговорим о древнерусском летописании «Повесть временных лет». Познакомимся с отрывком из «Повести» «Сказание о Кожемяке». 2 слайд Цели урока:
3 слайд – Хочу обратиться к словам Дмитрия Сергеевича Лихачева – один из лучших знатоков древнерусской литературы в нашей стране, благодаря ему мы можем познакомиться со многими произведениями старины: его переводы древних произведений на современный язык точны, научны и понятны. 4 слайд Проблема урока: – Перед нами стоит проблема: как строили многие поколения здание русской культуры в течение урока, работая с произведениями, мы должны решить эту проблему. 5 слайд – Но мы не можем продолжить работу, не познакомившись с основными литературными терминами, по теме урока. Откройте тетради, запишите тему урока, основные понятия. 6 слайд – Поработаем и разберёмся с каждым термином. Кто такой летописец? Вывод: читая летопись, мы слышим живой голос далёких предков. Произведения прошлого разрушают преграды времени, и мы силой воображения можем представить себя участниками тех далёких событий, что и как происходило, ощутить аромат времени. В этом нам и помогают наши заботливые предки – летописцы, их огромный труд, тянущий нить истории из глубины веков в будущее. 7 слайд – Что такое летописание? Летопись? 8 слайд: Нестор – В начале XII века монах того же монастыря Нестор составил «Повесть временных лет» – одно из замечательных произведений русской литературы. Она представляла собою своеобразную историческую энциклопедию. Чтение учителем отрывка из летописи. 9 слайд: Сильвестр – До нас дошла эта повесть, переписанная и отчасти переработанная монахом соседнего Выдубецкого монастыря Сильвестром. Эта «Повесть» – плод творчества нескольких поколений летописцев. Ведь книгопечатание в те времена не было, книги переписывались от руки, доверялся этот труд избранным учёным – книжникам. При переписывании летописей последователи неизбежно вносили какие-то добавления, поправки, а то и ошибались иногда. Кроме того, добавляли новые сведения, поскольку летописи велись строго по годам. и всё важное, что случилось за год, вносилось в летопись. Анализ по вопросам учителя. – Почему так важно было для наших предков записать, что « в лето» такое-то происходили такие-то события? (Потому что жизнь представлялась единым потоком, приобретала общечеловеческое значение, каждый человек мог ощутить себя причастным миру, истории родной страны, всего человечества.) 10 слайд: «Сказание о Кожемяке» – Русской литературе без малого 1000 лет. Самое значительное произведение древнерусской литературы – летописи. Читает учитель. При чтении отмечаем непонятные слова. – Когда произошли события сказания и кто тогда правил на Руси? 11 слайд. Анализ – Разберёмся в прочитанном. Анализ по вопросам слайда. 12 слайд. Составление плана Работа с учебником. – Давайте обратимся к статье в учебнике Д. С. Лихачёва о «Повести временных лет». Составим план по прочитанной статье. (Читает сильный ученик) Сначала устно по вопросам учителя. – Столица Древней Руси? Записать план в тетрадь со слайда. 13 слайд – Как же строили многие поколения здание русской культуры? (Ответы учащихся) 14 слайд – Вернёмся к проблеме, которая стояла перед нами в начале урока. Обратимся к словам Лихачёва. Вывод: видя каким трудом, борьбой и подвигами строили многие поколения здание нашей культуры, мы осознаём себя частью всемирной истории и культуры. 15 слайд. Домашнее задание Список используемой литературы: 1. Универсальные поурочные разработки по литературе. К учебникам-хрестоматиям: В. П. Полухиной (М.: Просвещение); Т. Ф. Курдюмовой (М.: Дрофа) Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |