Notice: Undefined variable: stop in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 222
Разработка урока "Живая душа природы" с элементами здоровьесбережения
Notice: Undefined variable: revisit in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 548

   ТОП 20 статей сайта

 • Сочинения по литературе
 • Филология - рефераты
 • Преподавание литературы
 • Преподавание русского языка


Notice: Undefined variable: fullref in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 568
 НАЙТИ НА САЙТЕ:


   Рекомендуем посетить






























































Преподавание литературы

Разработка урока "Живая душа природы" с элементами здоровьесбережения


Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596

Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Добавлено: 2012.08.26
Просмотров: 1328

Гнедкова Ирина Николаевна, педагог дополнительного образования

:Подслушать у музыки что-то и выдать шутя за свое.

В 21 веке проблема чтения стала едва ли не самой острой. Дети, увлеченные поголовно телевизором, компьютером, не читают вообще, тем более равнодушны к литературе. А ведь русская литература дала миру, своим читателям великое богатство "волшебных звуков, чувств и дум" поэзии и прозы. Она всегда пробуждала "души прекрасные порывы", учила видеть красоту и бороться за нее.

Невыносимо видеть, что это богатство проходит мимо тех, кому оно так необходимо. Хочется не только заинтересовать юных стихами, литературой вообще, но и научить привносить в них опыт собственного восприятия, чувств, переживаний, заряжать ими слушателей. Необходимо развивать в кружковцах не только интерес к литературе, но и понимание ее непреложных законов, высокий художественный вкус, творческую самостоятельность.

Для этого они должны осознать великое предназначение литературы, учиться понимать ее природу, знать ее законы и язык, уметь доносить до слушателя чувства, переживания.

Мы живем в обществе, которое характеризуется изменениями в сфере производства, экономических связей, в характере труда, где все более значимой становится информация.

Умение пользоваться информацией является важнейшей составляющей общего культурного развития личности. Информированный человек всегда успешен, ориентирован на саморазвитие.

Программа занятий кружка "Журналистика" призвана на практике познакомить обучающихся со спецификой литературного творчества, способствовать развитию эмоциональной сферы личности обучающихся, дать возможность активизации творческого начала, способствует успешному вхождению в социум, а значит, отвечает практическим интересам личности.

Ц Е Л Ь - формирование нравственной системы ценностей и развитие творческого мышления у детей школьного возраста, обретение возможности раскрыться творческим потенциалам учащихся, уход от шаблонности высказывания, обретение определенного набора качеств, которыми должен обладать любой журналист.

Программа направлена на достижение следующих з а д а ч:

  • освоить культуру устной и письменной речи;
  • раскрыть особенности текста;
  • расширить и углубить знания о газетных жанрах сочинений;
  • научить обучающихся понимать особенности газетных жанров сочинений, определять пригодность того или иного жанра к данной теме, к данному материалу, к данному адресату;
  • привить учащимся авторское достоинство, которое пробуждает подлинный интерес к написанию сочинений газетных жанров, воспитывает ответственность за творческую работу;
  • выявить и развить креативные способности обучающихся через творческие задания;
  • создать условия для самопознания и реализации творческого потенциала обучающихся;
  • содействовать повышению эстетической культуры школьников.

Программа предусматривает связь искусства слова с другими видами искусства, предполагает знание набора литературоведческих и языковедческих понятий, создание собственных творческих работ, литературную правку, редактирование созданных произведений.

Программа кружка рассчитана на 1 год. Члены кружка - школьники 2-9 классов. Состав их в течение года стабилен, но ежегодно обновляется новыми членами. Актуальность данной программы и работа по ней неоспорима, так как воспитывает вдумчивого, заинтересованного, грамотного, любящего и понимающего литературу читателя.

Занятия кружка проводятся в двух группах:

  • Ученики 2-5 классов;
  • Ученики 6-9 классов.

Программа предусматривает проведение лекций, практических работ, бесед, организации работы в группах, "круглого стола". При изучении курса для обучающихся предусмотрены большие возможности самостоятельного творчества:

  • при выполнении практических работ,
  • участие в работе Клуба юных корреспондентов г. Новокузнецка, школе юнкоров клуба "Ровесник".
  • возможность опубликования собственных работ в печатных изданиях района, города, школы, участия в конкурсах различного уровня.

К вашему вниманию предлагается разработка урока в младшей возрастной группе "Живая душа природы". Урок с элементами здоровьесбережения проводится на основе программы "Детская журналистика".

:Шире грудь, распахнись для принятия
чувств весенних - минутных гостей!
Ты раскрой мне, природа, объятия,
Чтоб я слился с красою твоей!
Ты, высокое небо, далекое,
Беспредельный простор голубой!
Ты, зеленое поле широкое!
Только к вам я стремлюся душой!
И. Бунин.

Иные равнодушны к рощам,
А мне бы снова в дебри те,
Где я учился, между прочим
И красоте, и доброте:
Виктор Баянов.

Тема занятия: Живая душа природы.

Цель занятия:

  • познакомить с происхождением слов ПРИРОДА, ЖИЗНЬ;
  • воспитывать целостное миропонимание.

Задачи:

  • Приобщение детей к общечеловеческим ценностям, обучение видению необычного в обычном; воспитание чувства любви к Родине.
  • Развитие выразительной речи, памяти, мышления, внимания обучающихся; развитие творческих способностей, познавательного интереса школьников, выявление литературных способностей учащихся.

Оборудование:

  • Карточки со словами: ПРИРОДА, РОДИНА, НАРОД, РОДНИК, РОДИТЕЛИ.
  • Карточки со словами: жизнь, живот, животные, живая.
  • Музыкальный ряд: запись звуков леса, водопада.
  • С двух сторон доски вывешены фотографии с видами различных ландшафтов, репродукции художников-пейзажистов, фотографии животных, рисунки.
  • У каждого ученика на столе приготовлены листы бумаги форматом А-4 и цветные карандаши.

Людям жить,
И быть красе:
В. Федоров.

Ход занятия

1. Организационный момент. Вводная часть.

Сердечное приветствие:

Педагог называет себя, а затем объясняет, как важно называть человека по имени и отчеству.

(затем дети проговаривают закличку, четко, чисто проговаривая каждое слово, улыбаясь, прижимая руки к сердцу и широко протягивают их к солнцу, к небу, в конце каждой фразы)

Закличка:

Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, Матушка Земля!
Здравствуй, Родина моя!

2. Изучение темы:

Работа с понятием и словом "природа".

- Мы сегодня отправимся в удивительную страну, где все наполнено жизнью, красотой, радостью. Посмотрите в окно: что вы там видите? Ответы: солнышко, небо, облака, деревья, птиц, людей. А все вместе как это называется? Правильно, ПРИРОДА. (на доску прикрепляем буквы ПРИРОДА.)

- Давайте все вместе прочитаем наше слово. Как вы понимаете слово ПРИРОДА? Это лес, небо, Земля, Солнышко, луга, поля, животные, птицы. А человек? Конечно, это тоже часть природы.

Задание: впиши в рабочую тетрадь названия растений:

  • П:::::.
  • Р:::::.
  • И:::::
  • Р:::::
  • О:::::
  • Д:::::
  • А:::::

- Ребята, кто видит в этом слове еще слово? Род. А что обозначает это слово?

- А знаете, ребята, что Род, по представлениям древних славян - это сам бог жизни, от которого произошло все живое и важное на Земле. Например, такие слова как РОДИНА, НАРОД, РОДНИК, РОДИТЕЛИ и наше слово ПРИРОДА. Это то, что "при РОДЕ". А это значит живое, со своей душой и сознанием.

Работа со словом "ЖИВАЯ"

Тема нашего урока: "Живая душа природы". Слово "живая" произошло от слова ЖИВА, т.е. ЖИЗНЬ. На доску вывешиваются карточки со словами:

ЖИЗНЬ ЖИВ ЖИВА
ЖИВОТ
ЖИВОТНЫЕ
ЖИВАЯ

(школьники дополняют значения слов собственными примерами, поочередно быстрыми шагами подходя к доске и обращаясь к классу).

Хоровая речевая разминка (физминутка): (на доске написан текст речевой разминки, можно отбивать ритм, хлопая в ладоши, текст проговаривается чисто и четко)

Если хочешь написать - не смущайся!
А бери скорей перо - упражняйся!
Расскажи про все на свете
И о том, что любят дети! (повторить 2-3 раза)

или

На зарядку солнышко поднимает нас.
Поднимаем руки мы по команде "Раз!",
А над нами весело шелестит листва,
Поднимаем весело мы по команде "Два!".
Улыбнулось солнышко - в небо посмотри!
Обнимаю солнышко по команде "Три!".
Раскрываем руки - небо шире, шире!
Опускаем руки мы на счет "Четыре!".
Завтра в школу радостно мы придем опять,
А сейчас садимся по команде "Пять!".

Учитель напоминает тему урока: "Живая душа природы"

- Может быть, кто-то уже догадался, почему мы так говорим? Ребята, какая природа вокруг нас? Правильно, живая русская природа. Мы живем в России. Наша РОДИНА - Русь, Россия. Вслушайтесь в эти звуки: (включается негромкая мелодия, звуки леса, пение птиц)

В этих звуках есть что-то от рассвета, от вольного степного ветра, от шума тайги с посвистом птиц, от веселого всплеска волны на реках и озерах, от рокота синих морей и океанов. В этих сладостных звуках есть что-то от истока - истока жизни. Все живое, все полное жизни, радости и света!

Учитель: Ребята, у каждого из вас на столе есть листы бумаги. Впишем ключевые слова урока. Люди представляли Природу как свою Мать. Каждый из вас постарается нарисовать Матушку-Природу, добрую, заботливую, мудрую. Наша природа: это солнце, небо, облака, лес, горы, поля и реки:

Пойми живой язык природы - и скажешь ты: "Прекрасен мир!".

Школьники рисуют на отдельных листах Матушку-природу, слышны звуки леса, пение птиц, перекаты водопада.

Учитель: Ребята, кто закончил свой рисунок, может выйти к доске и представить свой взгляд на Матушку-природу, рассказать какая она у вас и чем близка каждому.

Представление рисунков "Матушка-природа".

Литература для учителя.

  • Альбеткова Р.И. Литературные игры. Учебное пособие Художник Н.Г. Васильева. - М.: Открытый мир, 1995.
  • Березин А.П., Есин А.Б. История русской журналистики. - М.: Высшая школа, 1973.
  • Головин Б.Н. Основы культуры речи. - М., 1988.
  • Голуб И.В., Розенталь Д.Э. Занимательная стилистика. - М.: 1997.
  • Горчакова Т.В., Бударина Л.Н., Коростелева Т.В. "Служу Отечеству пером". Образовательная программа по основам детской журналистики. - Томск: Издательство "Твердыня", 2008. - 96 л.
  • Теплюк В.М. Этика журналистского творчества. - М.: Мысль, 1980.
  • Ученова В.В. Беседы о журналистике. - М.: Молодая гвардия, 1985.
  • Чернец Л.В. К теории поэтических тропов. Вестник МГУ: Филология. - 2000. - №2.
  • Энциклопедический словарь юного литературоведа. Сост. В.И. Новиков. - М.: Просвещение,.1987.

Литература для учащихся.

  • Азбука журналистики авт. О.И. Лепилкина и др. - М.: Вентана-Граф, 2005.
  • Дорогою Добра. Программа "Служу Отечеству пером". Рабочая тетрадь по основам детской журналистики. Первая часть. Авторы: Горчакова Т.В. и др. - Томск: Издательство "Твердыня", 2008.
  • Теплюк В.М. Этика журналистского творчества. - М.: Мысль, 1980.
  • Ученова В.В. Беседы о журналистике. - М.: Молодая гвардия, 1985.
  • Энциклопедический словарь юного литературоведа. Сост. В.И. Новиков. - М.: Просвещение,.1987г.

Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599

Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21