Преподавание русского языка Урок русского языка "Культура речи и нормы языка". 11-й классNotice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2015.07.17 Просмотров: 739 Баскова Татьяна Леонидовна, учитель русского языка Цели урока:
Оборудование:
Эпиграф к уроку:
Ход урока 1. Вступительное слово учителя: Все мы помним прекрасные строки стихотворения в прозе “Русский язык” И.С.Тургенева: “Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей Родины ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!.. нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу”. Сколько замечательных слов сказано о русском языке! Язык является средством человеческого общения. Он живет и развивается, соединяя в себе две культуры: книжно-литературную и устно-народную. 2. Тема и постановка цели урока. Учитель объявляет тему и цели урока.
3. Самостоятельная работа учащихся со статьей В.Николаенко “Что такое хорошая речь?” Задание: отметить основные положения статьи, назвать качества хорошей речи. Учащиеся отмечают основные положения статьи, называют качества хорошей речи. Делаются выводы: правильность речи – это соблюдение норм литературного языка. Речевое мастерство – умение правильно построить высказывание. 4. Определение понятия “норма литературного языка”. Что же такое нормы литературного языка? Нормы литературного языка – это общепризнанные и общепринятые в речевой практике на определенном этапе развития языка правила употребления слов, словосочетаний и т.д. Норма закрепляется в словарях и справочниках и охватывает все уровни языка. Она характерна и для устной, и для письменной речи и обязательна для всех. Рассмотрим таблицу “нормы литературного языка” (Приложение 1, слайд 1) Фронтальный опрос. Какие нормы отражают правила: - произношения, ударения, использования интонации? (орфоэпические) - употребления слов в точном соответствии с их значением? (лексические) - образования слов? (словообразовательные) - образования форм слов разных частей речи? (морфологические) - построения словосочетаний и предложений? (синтаксические) - написания слов и форм слов? (орфографические) - постановки знаков препинания? (пунктуационные) Как мы видим, нормы литературного языка связаны с основными разделами науки о языке. Какими? (Фонетикой, лексикой, словообразованием, морфологией, синтаксисом, пунктуацией, орфографией, стилистикой, культурой речи). 5. Орфоэпическая разминка. Расставить ударение в следующих словах: Гастрономия, аристократия, втридорога, двоюродный, маркировать, усугубить, кинематография, баловать, диспансер, премировать, принудить, партер. 6. Практическое задание по определение нарушений норм литературного языка. Записать исправленный вариант. 1. В ближайшее время между предприятиями будут подписаны двусторонние договора. 2. Средства массовой информации диспутируют о президентских выборах. 3. Благодаря наводнению тысячи людей остались без крова. 4. Хочу подчеркнуть о том, что считаю наиболее важным. 7. Слово учителя о состоянии русского языка в наши дни. Исследователи языка отмечают 2 наиболее отрицательные тенденции в современной языковой ситуации в России: 1) огрубение и вульгаризация русской речи, массовые отступления от норм русского литературного языка; 2) агрессивное воздействие со стороны американского варианта английского языка (это находит отражение в СМИ, рекламе, массовой культуре). Все это может привести к разрушению языка. Рассмотрим примеры, которые подготовили учащиеся.
Учитель: О чем идет речь в этом выступлении? Попробуем перевести. (Приложение 1, слайд 2). Вывод: неоправданное употребление иностранных слов наносит непоправимый вред русской речи. Конечно, нельзя совсем отказываться от заимствованных слов, но употреблять их по необходимости. Итак, мы пришли к выводу, что надо бороться за чистоту русского языка. Эта проблема решается и на государственном уровне. Не случайно в материалах ЕГЭ много вопросов по культуре речи. 8. Тренировочные упражнения (по материалам заданий ЕГЭ). Комментарий учителя: Задание А3 ЕГЭ проверяет умение оценивать речь с точки зрения морфологических норм русского литературного языка. Морфологические нормы (Приложение 1, слайд 3).
Комментарий учителя: Задания А4 и А5 ЕГЭ проверяют уровень владения синтаксическими нормами. Синтаксические нормы (Приложение 1, слайд 5).
9. Домашнее задание. 1. Повторить теоретический материал по теме “Культура речи и нормы языка”. 2. Упражнение № 549 (учебник русского языка для 10-11кл. под ред.Н.В.Гольцовой).Ознакомиться с фрагментами из работ известных российских ученых и мыслителей 19-20 вв. (М.М.Сперанского, А.Ф.Кони, А.В.Миртова). Составить собственное руководство “Учусь говорить хорошо и правильно”. 3. Выполнить задания А3-А5 (вар.3-6 КИМов). Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |