Преподавание русского языка Урок русского языка в 5-м классе по теме "Суффикс — значимая часть слова"Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2015.07.12 Просмотров: 877 Лавриненко Анна Петровна, учитель русского языка и литературы Тип урока: комбинированный Форма урока: урок-путешествие Цели урока:
Принципы обучения: Дидактические:
Общеметодические:
Частнометодические:
Методы формирования понятий и контроля знаний
Методы формирования умений
Средства обучения:
Ход урока 1. Мотивационный этап Урок начинается во время перемены, когда актуализируются знания учащихся. В качестве домашнего задания детям было предложено повторить известные суффиксы, вспомнить, что они обозначают. Таким образом, выявляется зона актуального развития (первые пять пунктов). Ребята заполняют своеобразный маршрутный лист, на котором обозначены вопросы (станции будущего путешествия). Рядом с каждым вопросом ученики ставят условные обозначения: - знаю; - знаю, но хотелось бы узнать больше; - не знаю. Определяется зона ближайшего развития, помогающая детям сформулировать тему урока (четыре последних пункта). 2. Этап целеполагания. - Дорогие ребята, мы продолжаем путешествие по удивительной стране под названием “Морфемика”. Куда же мы отправимся сегодня? Заглянем в “маршрутный лист”. Анализируя увиденную картину, можно прийти к выводу, над чем же сегодня мы будем работать. Сформулируйте и запишите тему урока. Какие задачи нам необходимо решить на сегодняшнем уроке? (сформулировать тему и задачи урока пятиклассникам поможет “маршрутный лист” и условные обозначения). Задачи учения:
3. Этап усвоения нового материала. — Итак, отправляемся в путешествие. На одной из станций нас поджидает животное (показ картинки, на которой изображён ёж). — Кто это? — Ёж, ёжик (запись слов в тетрадях и на доске).
В ходе урока составляется таблица “Суффиксы и их значения”. На данном этапе заполняется её первый пункт.
— Можно ли оценить отношение к ежу, выраженное с помощью суффикса -ик-? (доброе, ласковое ) — Так что же мы можем оценить с помощью суффикса? (размеры животного, отношение к нему ) — Можно ли поставить знак равенства между выражениями “уменьшительно-ласкательные суффиксы” и “суффиксы оценки”? (Ответ фиксируется в таблице) — Какие же ещё значения имеют суффиксы? Ответ на этот вопрос мы найдём на следующей станции, где нас ожидает уже знакомый нам текст. (Работа над текстом велась при изучении темы “Приставка”) ТРЕВОЖНЫЕ СОБЫТИЯ На город напали полчища из царства Неграмотности. Лётчики сбрасывали на городок орфографические ошибки, артиллеристы обстреливали глупостью, парашютисты – десантники меж синеватых облаков стали спускаться на речевых ошибках и сеять в Слованске бессмыслицу. Почернели улочки города. Но каждый слованец поднялся на защиту Родины. Самое драгоценное, речь и мысль, жители спрятали в глубокие каменные убежища. И перешли в наступление! Вражеский ошибконосец взорвался на мине прилежания, а сосредоточенность прогнала речевые ошибки. Самостоятельная работа с текстом (результат – заполнение таблицы)
— Выпишите слова с суффиксами -чик- ,-щик- ,-ист-, -тель-, -оват-, -еват-определите их значение.
— Вспомните и запишите суффиксы со значением “житель какой-либо страны, города, края”. Найдите в тексте слова с подобным значением и выделите суффиксы. (слованец, ошибконосец) — Одинаковое ли значение вносит суффикс в эти слова? (Разные: название лица по месту жительства и принадлежность действия лицу).
— Выпишите слова с суффиксом –ищ-, определите значение (полчища, убежище ) — Одинаково ли значение этих слов? (Разное: увеличительное значение и место). — Какой можно сделать вывод, анализируя слова с суффиксами –ец-,-ищ-? (Слова одной и той же части речи с одинаковыми суффиксами могут иметь разное значение). — Только ли новые слова образуют суффиксы? Чтобы узнать это, мы продолжаем путешествие. Давайте подумаем, как мы можем назвать эти суффиксы? Какой термин нам для этого понадобиться? На доске появляется запись: СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ — Обозначьте орфограммы-гласные в данном слове. Сколько здесь суффиксов? Какой вывод можно сделать? (Вывод: в слове может быть несколько суффиксов). — А какие ещё бывают суффиксы? Ответ на этот вопрос найдите самостоятельно, открыв учебник на стр. 64. — Как называются суффиксы, образующие форму слова? На доске появляется запись: ФОРМООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ — Обозначьте орфограммы-гласные. Ответы учащихся позволят заполнить следующую таблицу:
— Найдите в тексте и выпишите слова с формообразовательными суффиксами. — Произведите морфемный разбор слова сеять. — Почему -ть- не входит в основу? (как и окончание, он образует только форму слова). 4. Этап первичного закрепления знаний — Вот мы и прибыли на конечную станцию нашего путешествия. Достаточно ли вы были внимательны? С этой целью я предлагаю вам выполнить следующие задания.
Выписать из текста “Тревожные события” словосочетания, включающие слова с суффиксами оценки.
Придумать и записать 2–3 предложения о том, как дальше развивались события в городе Слованске. Выделить в словах известные суффиксы, определить их значение.
Написать 2–3 предложения о том, каким стал Слованск через пять лет. Выделить в словах известные суффиксы, определить их значение. 5. Этап подведения итогов — Итак, ребята, наше путешествие заканчивается. Что интересного, нового вы узнали? Какие испытали трудности? А теперь подведём итоги. Я попрошу подойти к “маршрутному листу” тех, у кого возникла необходимость поставить другие условные обозначения (“маршрутный лист” наглядно показывает, насколько дети усвоили материал). — Ребята, я придумала продолжение рассказа: И тут случилось чудо. С ясного, солнечного неба вдруг обрушился целительный ливень. Всем защитникам города он помог избавиться от болезни. — Помогите мне выделить суффиксы в подчёркнутых словах. К сожалению, урок заканчивается. Это задание вы выполните дома, в случае затруднения обращайтесь к словообразовательному и этимологическому словарям, учебнику “Теория” (стр.67). Что это за суффиксы и как они называются? Это мы узнаем на следующем уроке. Итак, сегодня мы говорили о суффиксах, наиболее часто встречающихся в нашей речи. А вообще, в русском языке 4,5 тысячи корней, чуть меньше приставок, около 100 окончаний, около 500 суффиксов. Литература:
Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |