Преподавание литературы Методика проведения открытого урока в технологии французских мастерских: "Роман М.А. Шолохова - роман о коллективизации"Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 1331 Романова Антонина Васильевна, учитель Пояснительная записка Литература как учебная дисциплина является одной из ведущих в системе воспитания гармонически развитой личности. Вместе с писателем читатель осваивает мир посредством художественных образов, которые воздействуют на его чувства и мысли, поэтому курс литературы играет важную роль в духовном становлении личности, интеллектуальном, эмоциональном и нравственном его развитии. В связи с этим цель литературного образования может быть представлена следующим тезисом: формирование духовно-богатой личности через подготовку квалифицированного читателя. Однако, общеизвестно, что одной из главных проблем литературного образования сегодня является катастрофическое падение интереса к серьезному читателю. Моя задача - открыть детям литературу как искусство слова, помочь им вместе с писателем освоить окружающий мир с помощью художественных образов; создать комфортные условия для свободного творческого развития в процессе обучения. В трудное время, в жестокое время человек не может и не должен пройти мимо прекрасного. Как бы ни трактовали критики и философы лозунг Достоевского, красота и любовь, способность и готовность сопереживать боли другого - в них спасение нашего народа и наших детей. В связи с этим, чрезвычайно важно возвратить детей в мир книги, в мир чтения, вдумчивого, когда сюжет и художественное слово проникают в мозг и душу читателя, погружают его в мир, отображенный художником слова, делают его реальным. Изучение произведения, на мой взгляд, должно строиться на целостном его восприятии, когда литературные герои и явления рассматриваются в конкретной исторической ситуации, но при этом идет поиск различия в значении и оценке произведения в период его создания и во время прочтения. В данной работе представлена методика проведения урока по роману М.А.Шолохова «Поднятая целина» Выбор этой темы считаю актуальным, т.к. до сих пор широко обсуждается и в печати, и на разных научных конференциях, семинарах творчество М.А.Шолохова: идет спор о его сложной образной системе, проблематике, творческой истории произведений. Это, несмотря на то, что на немалое расстояние отодвинуты от нас отраженные события, и мы постепенно стали привыкать к тому, будто первая мировая война осталась за горами времени, гражданскую заслонила Отечественная. Коллективизация - тоже дело вроде бы давнее. Словом, острота сюжетов как будто бы должна сгладиться. В век атома, космодромов, лавины техники иными стали проблемы, чем в те годы, когда трактор, автомобиль, радио, электрическая лампочка в деревне принимались за чудо. Но вот настало время перестройки - и все прошлое, что было, приблизилось, встало перед нами как реальность, которое требует нового осмысления. Особенно время революции и последующие семьдесят с лишним лет. И Шолохов, один из самых наблюдательных свидетелей эпохи, яркий летописец, в чем-то должен быть прочитан иначе, нежели раньше. Таким образом, на уроке стояла задача нового прочтения «Поднятой целины», прочтения спокойного, трезвого, без метаний из крайности в крайность, на основе современных исторических знаний о коллективизации и современного уровня нравственно-философских понятий о мире и человеке, рассмотрение романа не изолированно от других произведений, посвященных коллективизации, а в системе. При подготовке к уроку сформулированы вопросы для самоанализа урока:
Работа над литературным текстом - это всегда творческий процесс. Для меня много значит личностное отношение студентов к прочитанному. Так как содержательный, необычно построенный урок не может не запечатлеться в памяти. В работе постаралась отойти от традиционного урока, предполагающего ведущую роль учителя, мало приспособленного для свободного творческого общения студентов, заинтересованного обсуждения, осмысления литературного произведения и не представляющего возможностей всем без исключения для раскрытия себя, и использовала нестандартную форму урока - технологию французских мастерских. Использовала различные методические приемы: использование литературных связей с историей (историческая обстановка 20-30-х годов); с удмуртской литературой, сообщение об истории казачества; анализ эпизодов, работа по группам; постановка вопросов и их обсуждение; использование кадров из фильма и др. Разнообразие содержания и форм освоения учебного материала значительно ослабляет тормозящее влияние стандартной привычной организации учебных занятий и соответственно повышает эффективность учебно-воспитательного процесса, его результативность. Тема: Роман М.А.Шолохова «Поднятая целина» - роман о коллективизации. Цели:
Оборудование: портрет, роман «Поднятая целина», иллюстрации к роману, магнитофонная запись, видеокассета, книжная выставка, приложения. Методические приемы:
Ход урока I. Организационный момент. Диалог с дежурным. Проверка готовности студентов к занятию. II. Индуктор.
(Прослушивание песни «Распрягайте, хлопцы, кони».) Работа в группах. Индивидуальная работа: запись своего мнения на листочке, обсуждение в группе – выдвижение коллективного мнения от группы: самоконструкция – социоконструкция – социализация.) (Казачья песня. Веселый, задорный народ) III. Построение новых знаний. А что вы знаете про казачество? 1. Материал об истории казачества. Вопрос: Какие это люди? Как вы думаете, они счастливы? (Работа в группах: самоконструкция – социоконструкция – социализация). Вывод: Казачество представляет собой относительно обособленное сословие, отличавшееся стремлением к независимости, своеобразной замкнутостью, свободолюбием, трудолюбием, дисциплинированностью, почитанием старших. Т.е. казачество было своеобразным этносом, со своими привычками, обычаями, со своим языком. Это некогда вольные люди, сохранившие особое уважение к свободе, а затем особая служилая категория населения России, освобожденная от налогов, обладавшая большими по сравнению с крестьянством Центральной России наделами плодородной земли и обязанная поставлять в армию снаряженных за свой счет обученных кавалеристов. - А как вы думаете, ребята, почему нашу беседу мы начинаем с разговора о казачестве? Потому что тема нашего урока так же связана с жизнью казачества, но уже в другую эпоху и звучит она следующим образом: «Роман М.А. Шолохова «Поднятая целина» - роман о коллективизации. Думаю, о том, как проходила коллективизация в целом в нашей стране, вы говорили на уроках истории. Мы же с вами сегодня поговорим о том, как эти события развертывались среди донского казачества и как они нашли отражение в романе «Поднятая целина». 2. История создания романа. История же создания романа не совсем обычна. (Изучается история создания романа. Приложение №2). (Самоконструкция-социоконструкция-социализация) Вывод: Роман создавался по горячим следам событий. Книга волновала правдой - большой и честной. И чтобы понять, что значит по горячим следам, давайте обратимся к письму Шолохова Е.Г.Левицкой от 18 июня 1929 года. (Зачитывается письмо М.Шолохова Е.В.Левицкой.) Вопрос: Что вы можете сказать о жизни казаков в этот период, т.е. в 30-е годы? Каким предстает перед нами автор этого письма? Что мы можем сказать об этом человеке? (Работа в микрогруппах. Самоконструкция-социоконструкция-социализация) Вывод: В письме слышится голос самого автора и голоса тех, кого «несправедливо обижают». Голоса эти по настроению и сути совпадают. Чувства боли, горечи, гнева переплетаются с чувством подавленности и безысходности.
Вопрос: Скажите, ребята, возможна ли при таком взгляде на события их идеализация? Современные критики романа упрекают автора романа «Поднятая целина» в приукрашивании действительности, в идеализации процесса коллективизации и тех, кто ее проводил. Так ли это? Ответ на эти вопросы можем получить только в результате внимательного прочтения романа. Т.о., обращаемся к страницам романа. 3. Анализ глав романа. Преподаватель: (Зачитывается первый абзац романа. Пейзажный зачин.) Кажется, ничто не тревожит в этой поэтической картине, которой открывается первая книга романа, написанная на одном дыхании. Читаем дальше. (Зачитывается третий абзац.) Что почувствовали? Есть перемена? Надвигается темное, тяжелое, мрачное. Используется прием противопоставления , скрытый эпиграф. Преподаватель: События романа развертываются в казачьем хуторе Гремячий Лог, куда приезжают два человека. Чтобы узнать, что это за люди ,снова обращаемся к страницам романа. (Знакомство с главами I, II, III, чередуя с просмотром видеозаписи.) Заполнение таблицы: «Приезд Давыдова и Половцева в Гремячий Лог». I. Приезд Давыдова и Половцева в Гремячий Лог.
(Работа в микрогруппах. Самоконструкция-социоконструкция-социализация) 4. Сцена колхозного собрания. Глава IV Вопросы:
(Работа в микрогруппах. Самоконструкция-социоконструкция-социализация). Вывод: На первом собрании принимается решение о создании колхоза и чувствуется решимость беднейшей части крестьянства бороться за создание колхоза. Эпизоды, связанные с раскулачиванием, являются ключевыми. От отношения к кулакам беднейшей части хутора зависело быть или не быть колхозу. Пока шли общие разговоры о кулаке - «кровососе», кулаке - «вампире», у коммунистов - руководителей было полное единодушие с казаками. Когда же был оглашен список гремяченских кулаков, и когда собрание должно было решить судьбу каждого кандидата на выселение, это единодушие начало таять. Драматичность, конфликтность эпизодов несомненна: столкнулись два подхода - классовый и человеческий. 5. Г.Медведев «Лозинское поле». В настоящее время роман «Поднятая целина» перестал быть единственным произведением о коллективизации. Обратите внимание на книжную выставку. Об эпохе коллективизации писали и в 30-е годы: Ф.Панферов «Бруски», И.Шухов «Ненависть», Е.Пермитин «Когти», «Враг», «Капкан». Эпоха 20-30-х гг нашла отражение не только в русской литературе, но и в литературе других финно-угорских народов (мордвин П.Дорогойченко «Большая каменка», мариец М.Шкетан «Эренгер», удмуртский писатель Г.Медведев написал роман «Лозинское поле»). (Знакомство с материалом о романе Г.С.Медведева «Лозя бесмен». Приложение №4 (Работа в микрогруппах. Самоконструкция-социоконструкция-социализация). Вопрос: Какой вывод можно сделать, ребята? Вывод: В трилогии Г.Медведева изображена типичная для всех этих романов история. Сходство трилогии с другими романами порождено тем, что герои ее, как и других авторов колхозных романов того времени, действуют в одних и тех же обстоятельствах. В 60-80-е годы вышли в свет произведения С.Залыгина «На Иртыше», В.Белова «Кануны» Б.Можаева «Мужики и бабы», А.Антонова «Овраги», произведения И.Акулова, И.Сизова, В.Тендрякова и другие. Вывод по уроку: Эпоха коллективизации трагически сталкивала людей, до предела накаляла страсти, обнажила болезненные противоречия, мучительные борения людей. В казачьих хуторах и станицах, как и в русской деревне, и по всей стране, ломались вековые устои, рушилось старое отношение к труду, к собственности, намечались новые нормы нравственности и морали. Это по-своему коренной процесс проходил трудно, с острыми социальными противоречиями, зачастую обращенный перегибами и насильственными методами со стороны государственных и местных властей. IV. Рефлексия. Написать резюме: «Поднятая целина» - апофеоз коллективизации или анафема ей? Сталинский заказ или правда жизни? V. Подведение итогов. VI. Домашнее задание. Роман М.Шолохова «Поднятая целина», кн.2., гл.22. Анализ колхозного собрания. Приложение 6. Рисунки к уроку Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |