Преподавание русского языка Урок русского языка в 5-м классе. Методическая разработка "Простые и сложные предложения"Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 3040 Николаева Ольга Валентиновна, учитель русского языка и литературы Цели урока:
План урока:
Оборудование: учебник, таблицы-схемы (конструкция простого предложения, конструкции разных типов сложного предложения), карточки с упражнениями. ХОД УРОКА 1. Организационный момент На доске записаны четыре предложения и даны схемы к ним. Листья опадают с деревьев, и в воздухе потянулась паутина. Учитель. Прочитайте предложения. Внимательно рассмотрите схему. Сформулируйте к ним задание. Учитель. Прочитайте два первых предложения. Найдите в них общее. Выполните разбор первого предложения, дав характеристику по цели высказывания, интонации, наличию второстепенных членов предложения. Учитель. Прочитайте третье и четвертое предложения. Отметьте в них общее. 2. Формулирование темы и цели урока Учитель. Какие предложения вы назвали бы простыми, а какие — сложными? Учитель. Сформулируйте тему сегодняшнего урока, исходя из наших рассуждений. Учитель. Сформулируйте цель урока, опираясь на его тему. Используйте также опорные слова, написанные на доске. 1) Познакомиться с ... и ...; Цель: познакомиться с простыми и сложными предложениями; учиться различать простые и сложные предложения; учиться ставить знаки препинания в сложных предложениях. 3. Изучение нового материала Учитель. Итак, мы с вами выяснили, что предложения, имеющие одну грамматическую основу, называются простыми, а предложения, имеющие несколько грамматических основ, называются сложными. А теперь еще раз прочитайте сложные предложения. Скажите, сколько простых предложений в каждом сложном? Учитель. Прочитайте первые простые предложения, входящие в состав сложных. Скажите, имеют ли они интонацию конца предложения. Связаны ли они по смыслу со вторыми простыми предложениями? Учитель. Обобщите наши рассуждения. Скажите, как связаны между собой простые предложения, входящие в состав сложных. Учитель. Посмотрите на первое сложное предложение. Скажите, чем, кроме смысла и интонации, могут соединяться между собой простые предложения, входящие в состав сложного (учитель обводит кружочком союз и). Учитель. Как называются такие сложные предложения — союзными или бессоюзными? Учитель. Посмотрите на второе сложное предложение. Скажите, как в нем связаны между собой простые предложения и как называется такое сложное предложение. Учитель. С помощью какого знака препинания разделяются простые предложения, входящие в состав сложного (учитель выделяет запятые). Учитель. Обобщите наши рассуждения по плану: 1. Какие предложения называются простыми, а какие — сложными? Учитель. Прочитайте новый материал по учебнику. Сравните его с нашими выводами. 4. Закрепление изученного материала Упражнение 1 Приближался конец с.нтября а ...ктябрь пахнет к…пустой Учитель. Продолжим наш разговор о сложном предложении и об осени. Прочитайте упражнение, сформулируйте к нему свое задание. Учитель. Составьте и напишите сложные предложения. Учитель. С помощью каких союзов, кроме союза и могут соединяться между собой простые предложения в составе сложного? Учитель. Расскажите, как вы написали слова с пропущенными буквами, группируя их по орфограммам. Упражнение 2 (устно) Прочитайте стихотворение. Укажите простые предложения и сложные предложения, выполнив их разбор по образцу.
Образец рассуждения: Заунывный ветер гонит стаю туч на край небес — это предложение простое, так как содержит только одну грамматическую основу ветер гонит. Распространено определением заунывный, обстоятельством на край небес (куда?). Конструкция данного предложения передается схемой... (зарисовать в тетради либо отметить номер схемы). Учитель: Однако не всегда простые предложения объединяются в составе сложного с помощью интонации и знаков препинания. Часто функцию объединяющего звена на себя берут предлоги и союзы. Упражнение 3 Составьте сложные предложения, используя для этого подходящие по смыслу союзы и, а, но, кто, когда, чтобы. (Комбинации предложений могут быть разными). Образец: Утром дождь перестал. Отяжелевшие тучи медленно расползлись. Ветер только усилился. Марина не решилась выходить на улицу. (Утром дождь перестал, и отяжелевшие тучи медленно расползлись. Ветер только усилился, поэтому Марина не решилась выходить на улицу.) 1. Ярко светило умытое солнце. Девочка отправилась на прогулку. В лесу было все еще сыро. Дети пошли быстрее. Учитель: Однако к таким упражнениям надо относиться очень внимательно, ведь часто союз и объединяет не только два простых предложения в составе одного сложного, но и однородные члены предложения. Соответственно, это влияет и на тип предложения, и на его структуру. Для того чтобы быстро и безошибочно отличать союз и, объединяющий простые конструкции предложения, и союз, необходимый для соединения однородных членов, выполните следующее упражнение. Упражнение 4 В каких предложениях, данных под одним номером, союз и соединяет однородные члены, а в каких — простые предложения в составе сложного? В каких случаях необходима запятая? 1. Я научилась просто, мудро жить, смотреть на звезды и молиться Богу, (однород. чл.). Когда шуршат в овраге лопухи и никнет гроздь рябины желто-красной, слагаю я веселые стихи... (прост, пр.) (А. А. Ахматова). 2. Нелюдимо наше море, день и ночь шумит оно... (прост, пр.) (Н. М. Языков). И вдруг махнул по всем по трем — и тройкой тешится детина, и заливался соловьем (однород. чл.) (Ф. Н. Глинка). 3. На севере диком стоит одиноко на голой вершине сосна и дремлет, качаясь, и снегом сыпучим одета, как ризой, она. (прост, пр.). Чужды вам страсти и чужды страдания (однород. чл.) (М. Ю. Лермонтов). 5. Подведение итогов Учитель просит учеников дать ответ на ряд вопросов: 6. Домашнее задание Задаётся задание на дом. Оцениваются знания учеников. Карточка Стояли ясные дни птицы готовились к отлёту. Задул северный ветер и тучи помчались по небу. С утра был туман но к вечеру погода разгулялась. Приближался октябрь а холода ещё не наступали. Озимая рожь поспела скоро начнется уборка урожая. Начался шторм и корабли ушли подальше от берега. Мы опасались дождя но тучи быстро рассеялись. Литература для подготовки учителя:
Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |