Преподавание литературы Былина как жанр устного народного творчества (7-й класс)Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 3825 Ермак Ирина Владимировна, учитель русского языка и литературы Цель: формирование представления о былине как жанре русского фольклора. Задачи:
Оборудование: компьютерная презентация, творческие работы учащихся по фольклору, выставка рисунков "Былины", выставка книг с былинами. Методические приемы: выразительное чтение, рассказ учителя с элементами беседы, игра-викторина, инсценировка былины. Ход урока 1. Организационный момент. 2. Сообщение темы урока. Звучит музыка. Тема. Цель и задачи урока. (первый слайд презентации) Вступительное слово учителя. Термин "фольклор", который впервые в 1846 году ввёл в науку английский учёный У.Дж.Томс, в переводе означает "народная мудрость" История фольклора уходит в глубокое прошлое человечества. У всех народов существовали люди, связанные с созданием и исполнением фольклорных произведений. Это русские гусляры и скоморохи, украинские кобзари, казахские и киргизские акыны: Ещё в 16 веке на Руси даже при царском дворе держали сказочников. Хороший сказочник, исполнитель знал на память до десяти произведений. По характеру связи с народным бытом различают фольклор обрядовый и необрядовый, по соотнесённости с различными социальными слоями - рекрутский, солдатский, бурлацкий, рабочий, школьный: Разные жанры фольклора мы с вами сегодня и вспомним.(Обращается внимание учащихся на выставку книг с разными видами жанров фольклора). 3. Беседа с учащимися. -Какие произведения фольклора вам знакомы? -Когда и как происходило ваше знакомство с произведениями устного народного творчества? - Встречались ли вы с произведениями фольклора, кроме уроков литературы, ещё где-то? Работа с презентацией (2 слайд) Сказка как жанр фольклора. (3 слайд) а)- Ребята, а когда сказка вошла в вашу жизнь? -Есть ли у вас любимые сказки? - Как сказки дошли до нас? (сказочники: Ф.Н.Зыков, А.К.Барышникова, Н.О.Винокурова и другие) б). Определение сказки и её приметы. Работа в тетрадях и с презентацией (слайды 4--5-6-7). Викторина. Жанры фольклора. Песня (слайд 8) ПЕСНЯ - стихотворное произведение, предназначенное для пения. Это словесное и музыкальное творчество. Песня сопровождала человека на всём протяжении жизни. Виды песен : Исторические Лирические Солдатские Бытовые А знаете ли вы песни? Частушка (слайд 9) Частушка - короткая лирическая песенка, обычно 4-строчная, рифмованная припевка исполняется в быстром темпе. Знаешь ли ты частушки? Сочини частушку на школьную тему. Пословицы (слайд 10) Краткие изречения, в которых выражены жизненные наблюдения и правила житейской мудрости. Пословицы активно обогащают нашу речь. (О труде, о Родине, об учёбе, о природе, о семье) Приведи примеры. 4. Работа по теме урока Былина как жанр фольклора. (слайд 11 ) А). Рассказ учителя об истории создания былин. БЫЛИНА - песня-сказание о богатырях, народных героях и исторических событиях Древней Руси. Их произносили нараспев, следуя звучанию былинного стиха. Исполнителей былин называли сказителями. - Какие вы знаете былины? (ответы учащихся) Само название *былина* показывает, что это песня о том, что было, что имело место в жизни. Народ называет былины *старинами*, то есть песнями о старине. Все былины можно условно разделить на две большие категории: -героические или богатырские (былины о патриотических подвигах героев национально-освободительной войны); - социально-бытовые (былины, посвященные общественной жизни в стране). Большинство учёных пришло к заключению, что былины стали складываться еще в древний период нашей истории. То, что первые былины сложились в Киевской Руси, подтверждается и их содержанием: в большинстве былин действие происходит в Киеве и связывается с именем князя Владимира. Русские былины народ поет, точнее - сказывает торжественным, мерным речитативом. Композиция (построение) былины:
Былины, созданные в далеком прошлом, продолжают сохранять огромное значение в духовной жизни народа: они передают лучшие традиции прошлого от одного поколения к другому.(слайд 12) Существуют два основных цикла былин: киевский и новгородский - сложились во время расцвета Киева и Новгорода. Киевский цикл имеет ряд особенностей: действие происходит в Киеве или около него во времена княжения Владимира; основная тема - защита русских земель от кочевников. Для цикла характерны образы трех богатырей: Ильи Муромца, Добрыни Никитича и Алеши Поповича; князь Вольга, оратай Микула и др. К новгородскому циклу относятся сказания о Садко, Василии Буслаеве и др., о быте купечества. Это обусловлено особенностью торговой жизни Великого Новгорода. Б) Художественные особенности былин. (слайд 13) Составление таблицы: Гипербола (преувеличение) Приём троичности Повторы Постоянные эпитеты Использование речитативов Рифма отсутствует В) Знакомство с текстом былины "Вольга и Микула Селянинович". (слайд 14) Беседа с учащимися. - Прочитайте выразительно начало былины. - Определите, что в былине относится к зачину. (Вводная часть.) - Как описывает народ Вольту? - На какие черты князя обращает внимание? (Народ описывает Вольту как молодого, сильного князя.) Г) Игра-викторина. Звучит музыка. (обучающиеся набирают жетоны-гусли). Выигравшему вручается приз, книга "Былины" 5. Инсценировка былины.(заранее подготовленные обучающиеся) 6. Итог урока. (слайд15) - Чем отличается сказка от былины? Перечислите общие и отличительные признаки былины и сказки. 7. Домашнее задание.(дифференцированное)
Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |