Преподавание русского языка Структурно-семантический анализ названий г. Белгорода при изучении темы "Словообразование" в 6-м классе на уроках русского языкаNotice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 1028 Носова Елена Сергеевна, учитель русского языка и литературы Особое место среди географических названий занимают названия внутригородских объектов – улиц, площадей, переулков, бульваров. Совокупность названий данного типа определяется как микротопонимика (от греч. микро “малый” плюс топоним – “имя места”) города. Микротопонимический материал любого города представляет особый интерес для научного исследования, так как этот пласт лексики содержит наиболее целую и богатую информацию об истории самого города, об истории страны, о современной жизни города, о развитии культуры, а вместе с тем, что очень важно, - о русском языке и его истории. Интересна в этом отношении и микротопонимия нашего города, которая представлена значительным количеством номинаций разных по происхождению, структуре и символике. Микротопонимический материал города Белгорода может быть использован на уроке русского языка в 6 классе при изучении темы “Словообразование”, где наглядно можно показать все словообразовательные принципы, а также использовать этот материал как лингвистический, так и как исторический. Работа с подобным лексическим материалом дает возможность реализовать идею включения в систему образования регионального компонента, о необходимости использования которого сейчас много говорят и пишут. Знакомство с микротопонимами способствует развитию интереса к своей “малой” родине, дает возможность проводить полноценную лингвокраеведческую работу на уроках русского языка. Термин микротопонимия учеными толкуется по-разному. Некоторые зарубежные исследователи (Борек Г., Миклонич Ф.) под этим термином понимают такую совокупность названий, которая включает в себя только названия земельных участков, то есть полей, нив, пастбищ, урочищ, лесных участков. Принадлежность к этой группе топонимов при таком понимании определяется не размерами, а характером соответствующих географических объектов (все и всякие земельные участки). В отечественной топонимике понятие микротопонимия принято толковать расширенно (Суганова З.В., Чернова И.А., Морозова Н.Н., Данилова А.М., Суперанская А.В., Поспелов Е.Н., В.А. Никонов и др.). Сюда зачисляют все вообще названия мелких географических объектов. Это не только названия земельных участков, но и названия многих других географических объектов, которые соответствуют элементу микро, то есть имели бы малые размеры. Соответственно, микротопонимия – это совокупность микротопонимов (от греч. микро – “малый” плюс топоним). Это не только названия земельных участков, но и названия многих других географических объектов, которые соответствуют элементу микро, то есть имели бы малые размеры. Соответственно, микротопонимия – это совокупность микротопонимов (от греч. микро – “малый” плюс топоним). Это собственное имя (чаще) природного физико-географического объекта (реже) созданного человеком, имеющее узкую сферу употребления, функционирующее в пределах лишь микротерритории, известные узкому кругу людей . Названия улиц, проспектов, переулков, площадей города несет в себе большую лингвоисторическую и страноведческую информацию. Анализ этих микротопонимов дает много нужных и интересных сведений об истории города, его современной жизни, об истории страны, о развитии культуры, а вместе с тем, что очень важно, - о русском языке и его истории. Микротопонимы г. Белгорода не подвергались лингвистическому исследованию, поэтому возникает, естественно, желание узнать источники названий и познакомиться с характером их языковой структуры, выяснить, как возникли эти названия, какое имеют значение. По данным справочника 2002 г. “Улицы и площади г.Белгорода” в нашем городе зафиксировано 261 название, из них 182 составляют названия улиц, 77 переулков, 2 бульвара и 1 площадь. На уроках русского языка в 6 классе (тема “Морфемика. Словообразование”, “Способы образования слов в русском языке”), на факультативных занятиях “Язык родного Белогорья” мы попытались провести лингвистический анализ микротопонимического материала города Белгорода (рассматривали названия улиц, площадей, переулков, бульваров) с целью определить источники названий и познакомиться с характером их языковой структуры, выяснить, как возникли эти названия, какое имеют значение. В результате наблюдений и анализа внутригородских объектов учащиеся отметили, что улицы города можно разделить на определенные структурные и семантические типы, обладающие разной степенью продуктивности. По структуре микротопонимы могут быть подразделены на 2 вида: - простые, или однословные названия (ул. Зеленая, Вокзальная и др.); - сложные, или двусловные названия (ул.Зеленая Поляна, ул. 5 Августа и др.). Наиболее продуктивными являются микротопонимы первого вида, которые подразделяются на следующие структурные типы:
На первом месте стоят микротопонимы в форме родительного падежа, большая часть этих названий образована от фамилий. Они составляют следующие группы:
От нарицательных существительных в родительном падеже образуется немногочисленная группа микротопонимов (всего 5). Эти названия носят характер посвящения (ул. Победы, ул. Дружбы, ул. Труда, ул. Декабристов). Микротопонимов –прилагательных насчитывается 58, чаще всего использованы названия, образованные от основ существительных при помощи суффикса –н- (ул.Школьная, ул. Совхозная) Продуктивна также группа прилагательных с суффиксом -ов- (ул.Садовая, ул.Почтовая) Отмечено несколько прилагательных с суффиксом –ск (ул. Пионерская) Особым типом микротопонимов – прилагательных являются названия, производные от сложносокращенных слов (всего 8 названий). Большинство из них – это прилагательные, образованные от сложносокращенных слов при помощи суффикса – ск- (ул. Котлозаводская), в форме родительного падежа от склоняемых сложносокращенных слов выступает только одно название – ул. Юннатов. В основу словообразовательной классификации сложных названий положен грамматический характер составляющих компонентов. На основании этого выделено 5 структурных типов:
Наиболее продуктивным является третий словообразовательный тип. Он составляет основную массу названий – словосочетаний. Менее продуктивны первые два типа, которые представлены единичными примерами. Значительный интерес представляет семантическая классификация микротопонимов, поскольку в основе номинации лежат различные семантические признаки. Можно выделить определенные группы, обладающие разной степенью продуктивности:
По степени продуктивности группа названий, образованных от личных имен, занимает первое место (всего 120 названий). По способу образования данные географические названия можно разделить на 3 группы:
Первая группа включает самое большое количество микротопонимов. Вторая и третья группы немногочисленны. Это связано с тем, что по нормам топонимической номинации названия должны быть краткими и удобными для произношения. Микротопонимы, в основе которых лежат антропонимы, имеют форму родительного падежа (ул. Красина, ул. Маяковского) В группе антропонимических микротопонимов обнаруживаются следующие типы:
На уроке закрепления знаний по теме “Словообразование” в 6 классе использовались такие задания:
Целенаправленная систематическая работа с использованием микротопонимического материала позволяет сделать преподаваемый предмет не только занимательным, но и шире использовать его в воспитательных целях, содействовать активности учащихся, углублению их знаний, подкрепить энциклопедические сведения живыми примерами из современной практики, содействовать развитию мышления. Микротопонимы г. Белгорода многочисленны и разнообразны. Для юных исследователей этот материал был очень интересен и познавателен не только с точки зрения истории города, но семантики и структуры самих микротопонимов, то есть познавательный интерес к русскому (родному) языку у учащихся возрастает, а проводимая системная и целенаправленная работа с использованием краеведческого микротопонимического материала способствовала формированию не только культуроведческой, но коммуникативной компетенции. ЛИТЕРАТУРА
Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |