Notice: Undefined variable: stop in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 222
Интегрированный урок (литература + психология) по теме: "Личная драма Чацкого". 9-й класс
Notice: Undefined variable: revisit in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 548

   ТОП 20 статей сайта

 • Сочинения по литературе
 • Филология - рефераты
 • Преподавание литературы
 • Преподавание русского языка


Notice: Undefined variable: fullref in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 568
 НАЙТИ НА САЙТЕ:


   Рекомендуем посетить






























































Преподавание литературы

Интегрированный урок (литература + психология) по теме: "Личная драма Чацкого". 9-й класс


Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596

Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Добавлено: 2015.06.13
Просмотров: 784

Грачева Ирина Викторовна, учитель начальных классов; Сысоева Валентина Ивановна, учитель литературы

Обучающая цель урока:

  • выяснить, как решает Грибоедов поставленную им в комедии проблему счастья;
  • формировать умение социально-психологической характеристики персонажа;
  • продолжить формирование навыков анализа драматического произведения; - стимулировать самостоятельность учащихся в поиске ответов на поставленные вопросы;
  • работа над выразительным чтением.

Развивающая цель:

  • развитие способности и готовности к речевому взаимодействию;
  • развитие монологической и диалогической речи учащихся;
  • развитие коммуникативной культуры;
  • развитие интеллектуальных и творческих способностей.

Воспитательная цель:

  • воспитание нравственной культуры;
  • воспитание чувства гражданственности и патриотизма;
  • воспитание определенных навыков творческого использования языкового богатства в собственной речевой практике.

Тип урока:

  • Интегрированный урок с элементами развивающего обучения.
  • Оформление и оборудование:
  • Презентация (приложение № 1), музыкальное сопровождение.

Ход урока

(Звучит вальс А.С. Грибоедова, на экране слайд № 1 презентации).

Учитель литературы. Мы продолжим работу над одним из самых загадочных и притягательных произведений XIX в. - комедией "Горе от ума". (Слайд № 2) Вашему вниманию будут предложены иллюстрации Д. Кардовского, которые, надеемся, помогут вам в восприятии героев произведения.

Урок наш несколько необычен, так как в нем принимает участие психолог нашей школы Грачева И.В.

- Какие сюжетные линии определяют развитие сюжета?

Учащиеся.

-Развитие сюжета определяют две линии: общественная и личная.

Учитель.

- С кем из героев связаны эти сюжетные линии?

Учащиеся.

- Сюжетные линии связаны с Чацким, Молчалиным, с Софьей. (Слайд № 3)

Учитель. (Слайд № 4)

- На прошлом уроке мы говорили о борьбе Чацкого с "фамусовским обществом". Тема сегодняшнего урока " Личная драма Чацкого". И личная и общественная трагедии Чацкого неразрывно связаны, и из двух трагедий возникает одна, очень мучительная, т.к. эти трагедии слились воедино.

Вся литература XIX в. о любви: "все начинается с любви:"

Именно любовные испытания раскрывают сущность человека.

-А зачем мы будем говорить о личностной драме Чацкого? Какие проблемы мы хотим решить, исследуя личную жизнь Чацкого?

Учащиеся.

- Мы хотим проследить, как разные люди ведут себя в сложных жизненных ситуациях.

Учитель.

Так какие же проблемные вопросы мы будем решать на сегодняшнем уроке?

Учащиеся.

Формулируют цель урока совместно с учителем. (Слайд № 5)

Психолог.

- Вы говорите о личностных характеристиках героев, которые на ваш взгляд позволяют оценить поступки героев?

Характеризуя человека в жизни, мы часто используем понятие "личность".

- Как вы считаете, можно ли героев комедии считать личностями? Прежде чем ответить на этот вопрос, я предлагаю вам попытаться сформулировать критерии, оценки человека, как личности.

Учащиеся.

Составляют таблицу критериев оценки личности. (Слайд № 6)

Психолог.

Из составленной вами таблицы видно, что вы понимаете, с помощью каких параметров или характеристик можно оценивать человека как личность.

- Подведем итог. Личность - психологическое понятие, с помощью которого ученые определяют наиболее важные и устойчивые психологические черты человека, помогающие лучше понять его поступки.

Учитель.

Итак, Чацкий после 3-х летнего отсутствия вернулся в Москву и сразу же, не заезжая домой, явился в дом Фамусовых

Что нового покажет мне Москва - этот вопрос, естественно возникал в его сознании в связи с прежними отношениями - личными и общественными. Непосредственнее и сильнее волновало другое: что сталось с Софьей? Наверное, были и опасения, но все-таки больше надежд.

- Как же характеризуют Чацкого и Молчалина Софья и Лиза в I д. явл.5?

Учащиеся.

Учащиеся зачитывают реплики Софьи и Лизы, характеризующие Чацкого и Молчалина

(I д. явл.5).

Учитель.

- Как встречает Софья Чацкого? (Слайд № 7)

- Каким образом Чацкий пытается вернуть "тон прежних отношений"?

- Когда Софья начинает относиться к Чацкому с неприкрытой враждебностью? Почему?

Как же произошло это "замещение"? Только потому, что жили под одной крышей?

Учащиеся.

Учащиеся отвечают на вопросы учителя

Учитель.

- Что могло повлиять на формирование взглядов Софьи?

Учащиеся.

В то время самой влиятельной и распространенной была сентиментальная литература. В ней-то Софья и почерпнула идеал молодого человека: скромного, чувствительного, умного, самоотверженного. Все это не укрылось от наблюдательного Молчалина. Заметив в Софье её сентиментальные склонности, Молчалин за глаза издевался над "плачевной кралей", как умел, приладил к своей благообразной фигуре личину чувствительности - и достиг успеха.

"Возьмет он руку, к сердцу жмет:"

Психолог.

- В психологии существует такое понятие "Социализация личности". Как вы понимаете этот термин? (Слайд № 8)

Учащиеся.

Учащиеся отвечают на вопрос психолога.

Психолог.

Да, действительно социализация личности - процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, осуществляемый в общении и деятельности.

Учитель.

- Понимает ли Чацкий, что Софья влюблена в Молчалина?

Проследите за поведением героев. Анализ эпизода (II д., явл. 8-11). (Слайд № 9)

Учащиеся.

Учащиеся анализируют эпизод.

Учитель.

А теперь обратимся к II д., явл.12. Объяснение Молчалина и Лизы.

Учащиеся.

Читают эпизод и анализируют поведение Молчалина.

Психолог.

Если опять обратиться к понятию личности, то следует немного его расширить. Можно говорить о нравственной или развитой личности и о личности недостаточно развитой.

В чем на ваш взгляд основное различие между этими двумя категориями?

Учащиеся.

Учащиеся отвечают на вопрос психолога.

Психолог.

Разные мотивы поступков. Высокоразвитая личность искренняя, готова жертвовать личным ради блага других, человек безнравственный поступает в основном ради собственного блага, в ущерб другим. Норма оценок у этих двух категорий также различается. Высокоразвитая личность одинаково требовательна как к себе, также и к окружающим, чего не скажешь о недостаточно развитой личности. Представители этой категории оценку производят с точки зрения практицизма, выгоды для себя.

Учитель.

- Что приводит Чацкого в дом Фамусова снова? (III д.)

Учащиеся.

- Желание добиться признания Софьи.

Учитель.

-Как встречает его Софья? (III д., явл. 1)

Учащиеся.

Софья встречает Чацкого холодно и враждебно.

Учитель.

Что отталкивает её от Чацкого?

Учащиеся.

В разговорах Чацкий неосторожно упоминает имя Молчалина, и Софья снова замолкает. Чацкий решает: "Раз в жизни притворюсь". Он перечисляет "достоинства" Молчалина. Учитель.

-Каких достоинств Чацкий не находит в Молчалине?

Почему Чацкий думает, что Софья смеётся над ним, говоря, что любит Молчалина? (Слайд № 10)

Учащиеся.

По его мнению, Молчалин - "жалкое создание", значит, не достоин ничьей любви, следовательно, Софья не может его любить, а лишь смеется над ним. Чацкий думает, что Софья полюбила не настоящего Молчалина, а выдуманного ею.

Психолог.

Проанализируйте, каковы нормы оценок себя и окружающих Чацкого и нормы оценок Молчалина?

Учащиеся.

У Чацкого единая норма оценок для всех. Норма оценок Молчалина зависит от обстоятельств и мнения тех, кто с ним рядом.

Учитель.

Почему Софья, довольно умная девушка, независимая в своих суждениях ("Что мне молва?") предпочитает Молчалина?

Учащиеся.

Молчалин - выдуманный герой романа. К тому же Молчалин беден, что еще более возвышает его в глазах девушки. Кроме того, она может ему покровительствовать и даже помыкать им (примеры рядом - семья Горичей). Еще Пушкин говорил, что Софья "начертана неясно". В ней есть задатки живого ума, сильной натуры, но как отмечает Гончаров в ст. "Мильон терзаний", "она загублена в духоте". Этому способствует и атмосфера в доме Фамусовых: лицемерие, сентиментальность, ханжество.

Психолог.

Есть такое выражение "Личностью не рождаются, личностью становятся". И главным институтом, влияющим на формирование личности, конечно же, является семья. Воспитание личности начинается с детского возраста, по капельке, по чуть-чуть. Ребенок воспитывает в себе все, что видит, слышит и чувствует. Именно в семье формируется его мировоззрение, происходит его становление как личности. Сценарий семейных отношений также передается от родителей к детям. Поэтому, несмотря на задатки живого ума Софьи, влияние семьи и общества очень сильно.

Учитель.

- Права ли Софья в оценке Молчалина?

(диалог Чацкого и Молчалина д.III, явл.3)

Учащиеся.

Учащиеся читают и анализируют диалог Чацкого и Молчалина.

Учитель.

-Каким видится вам Молчалин? Почему он стал употреблять местоимение мы?

Учащиеся.

Молчалин чувствует себя с Чацким равным.

Молчалин - "деловой" человек, человек нового поколения с очень цепкой деловой хваткой, умеющий приспособиться к любой жизненной ситуации, всем угодить. Для Молчалина Чацкий, который не хочет (или не может) сделать карьеру, жалок и заслуживает презрения. Он даже хочет оказать покровительственную помощь. В этом диалоге Молчалин выступает как полноправный представитель Москвы. Но Чацкий не воспринимает Молчалина всерьез и совершенно напрасно. Молчалин действительно глуп, если искать в нем признаки высокого, просвещенного, гуманного ума. Но ведь есть еще и другой "ум" - пошлый ум - ум глупцов (Некрасов). Таким умом Молчалин умен чрезвычайно.

Психолог.

Молчалин не чувствует опасности. Он ни в чем не зависит от Чацкого, поэтому и угождать ему не надо.

Быть всегда в напряжении невозможно. Человек должен когда то расслабляться, ему нужна передышка. Молчалин до конца не снимает маску, он всего лишь приоткрывает свое лицо.

Они устали!

Он еще раз подтверждает низкие моральные устои безнравственной личности.

Основные приемы, которыми он пользуется - неприкрытая лесть, чинопочитание.

Учитель.

Нарочно ли Софья пустила слух о сумасшествии Чацкого?

(д. III, явл.13)

Учащиеся.

Учащиеся читают и анализируют эпизод.

Учитель.

- Почему все подхватывают сплетню? (Слайд № 11)

Учащиеся.

Сплетня связывает любовный и социальный конфликты. С одной стороны Чацкий, ведет себя как сошедший с ума от любви, с другой - его поведение расценивается как социальное безумие.

Психолог.

В психологии есть понятие "конформность". (Слайд № 12) Она разделяется на внутреннюю и внешнюю.

Внешняя конформность - демонстративное подчинение навязываемому мнению группы с целью заслужить одобрение или избежать порицания, а возможно и более жестких санкций со стороны группы.

Внутренняя - действительное преобразование индивидуальных установок в результате внутреннего принятия позиции окружающих, оцениваемой как более обоснованная и объективная, чем собственная точка зрения.

Учитель.

- Чацкий считал, что в диалоге с ним Молчалин "саморазоблачается". На самом деле это саморазоблачение другого рода.

-Каков здесь Молчалин?

Учащиеся.

С Чацким и другими он играл в поддавки, преподносит то, чего от него ждали. Здесь иная ситуация. (Анализ диалог с Лизой, IV д., явл.12)

Учитель.

Какова жизненная программа Молчалина?

Учащиеся.

Мне завещал отец: (IV д., явл.12)

Учитель.

- Проследим за развязкой любовного конфликта. Невольными свидетелями стали Софья и Чацкий. Прокомментируйте их отношение к Молчалину в этой сцене. (Слайд № 13)

Учащиеся.

Учащиеся читают по ролям и анализируют сцену (д. IV, явл.10-13).

Психолог.

Именно в этой сцене мы видим проявление двух типов личности, о которых говорили в начале урока. Типичный представитель недоразвитой личности - Молчалин и высокоразвитой - Чацкий.

Сравнивая 2 таблицы, которые были рассмотрены нами в начале урока, вы поняли, какие критерии лежат в основе сущностной характеристики личности. Проанализировав свои взгляды и поступки, вы можете определить, к какому типу относитесь вы сами.

Учитель .

-Как вы думаете, может ли Софья со временем простить Молчалина и даже выйти за него замуж?

Учащиеся.

Молчалин - достойный преемник Фамусова. Он, пожалуй, даже превзойдет своего наставника: правила паразитической морали он и сейчас может выражать точно и лаконично. Алексей Степанович подавил в себе всякие непосредственные движения чувства и действует с неотвратимой и зловещей целеустремленностью.

Учитель.

Какова на ваш взгляд дальнейшая судьба Чацкого? Молчалина? (Слайд № 14)

Учащиеся.

Чацкий, наконец, понял, что Софья давно сделала свой выбор между ним и Молчалиным, между высокими идеалами человечности и моралью фамусовской Москвы. Софья оскорбила чувства Александра Андреевича ложью. Теперь ей осталось вместе с отцом со страхом ждать, "что станет говорить княгиня Мария Алексевна!" Последняя - и самая главная - надежда Чацкого разбита. Но вместе с тем развеялись и последние иллюзии.

Так! отрезвился я сполна,

Мечтанья с глаз долой - и спала пелена;

Чацкий навсегда покидает Москву. Освободившись от иллюзий, он преодолеет свое горе.

Психолог.

Вы сейчас стоите на пороге выбора своего жизненного пути. Идет активное формирование вас как личностей и во многом ваше будущее зависит от правильно выбранной жизненной позиции. (Слайд № 15)

Учитель.

"Каждый выбирает по себе:"

Учащиеся.

(ответ)

Учитель.

В чем актуальность комедии сегодня? (Слайд № 16)

Учащиеся.

Проблемы счастья и ума вечны, в этом сила классики.

Учитель.

- Такими ли вы представляли героев, какими изобразил их художник Д. Кардовский на иллюстрациях к комедии А.С. Грибоедова?

Учащиеся.

Высказывают свое мнение.

Итог урока (рефлексия):

  1. Понравился ли вам урок?
  2. Что нового вы узнали о произведении?
  3. Что нового узнали вы о себе и для себя?
  4. Что было трудно? Легко?

Домашнее задание:

Выписать цитаты, ставшие афоризмами.


Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599

Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21