Преподавание литературы Урок литературы (внеклассное чтение) в 7-м классе по теме "Волга в изображении русских поэтов"Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2015.06.12 Просмотров: 838 Жукова Мавлюда Фаттаховна, учитель русского языка и литературы; Костенкова Любовь Николаевна, учитель русского языка Цели урока:
Оборудование: портреты Н.А.Некрасова, Н.Е. Палькина, Николая Федорова, картина И.Репина «Бурлаки на Волге», пейзажи И.Левитана и саратовских художников ХОД УРОКА Эпиграф к уроку (записан на доске): «Вода – зеркало красоты, вечно созидающейся в нашей неистощимой, неисчерпаемой Вселенной. И слава той стране, которая нашла для своего лика могучую реку. Нет Египта без Нила, нет Индии без Ганга, есть в ряду величайших прекраснейших стран Россия, потому что у нее есть Волга». (Константин Бальмонт) 1. Вступление Учитель. Тема Волги в русской поэзии уже давно заняла особое место. Связи Волги с русским народом, его историей и культурой отражены в творчестве многих писателей и поэтов. Не могли обойти эту тему и наши земляки – саратовские поэты: Николай Палькин, Николай Федоров, Василий Шабанов, Владимир Бойко и многие другие. 2. Проверка домашнего задания Перечитать стихотворение Некрасова «На Волге», ответить на вопросы, подобрать цитаты. Эпитет «родной»является ключевым словом, подчеркивающим отношение лирического героя к Волге. Для него Волга – колыбель, Родина. – В какой момент Волга для лирического героя стала «рекою рабства и тоски»? «И в первый раз ее назвал// рекою рабства и тоски!..» Учитель: Ребята, посмотрите на картину Репина «Бурлаки на Волге». Учитель: Да, ребята, к счастью, бурлаков можно увидеть только на картинах. Волга – живой свидетель истории. Ее воды видели набеги хазарских ханов, восстание Стеньки Разина, слышали стоны бурлаков, изнемогающих от нечеловеческих усилий . Время идет, уходят в прошлое события, люди, остаются только вечные ценности. Каждая эпоха пишет свою историю, но Волга остается неизменной. Великая река и сегодня продолжает оставаться источником вдохновения для русских поэтов, которые в своем творчестве продолжают традиции Н. А. Некрасова. В их числе и наши земляки, саратовские поэты: Николай Палькин, Владимир Бойко, Владимир Гришин и многие другие. Ученик выразительно читает стихотворение «Ночь» Николая Федорова, саратовского поэта (1923-2007).
Учитель: Дома вы прочитали поэму другого саратовского поэта Николая Егоровича Палькина «У истока», подобрали цитаты, характеризующие отношение лирического героя к Волге. Как он ее называет? Зачитайте. Прокомментируйте выписанные цитаты. Для Алексея Николаевича Некрасова и Николая Егоровича Палькина Волга – колыбель, родная река, источник силы, вдохновения, непреходящая ценность, символ Родины, святыня России. 3. Работа по теме Учитель: Давайте познакомимся еще с одним стихотворением Николая Палькина «Спасибо, Волга». Что нового вносит лирический герой этого стихотворения в восприятие образа Волги? Обратите внимание на название и художественные средства выразительности. (Читает подготовленный ученик)
– Какие средства выразительности использует автор? Эпитеты: волна прохладная, родная Волга, дни крутой разлуки, раздольный голос. Олицетворение: звучал мне голос раздольный твой, усталость с плеч моих снимала. Спасибо, Волга, что ты есть. Рефрен:
Вывод: В этом стихотворении Волга для лирического героя – образ простой и понятный. Это что-то родное, близкое, дорогое, любимое. Это и родной дом, где тебя ждут и любят, это и родная мать, снимающая усталость, и верные друзья, и сама судьба. Учитель: Давайте еще раз обратимся к эпиграфу. Прочитаем его. Какая главная мысль звучит в нем? Когда «есть Россия?» – Россия есть, когда у нее есть Волга. Вывод: Россия и Волга неразделимы, немыслимы одна без другой. Волга навечно останется символом России, символом Родины. Звучит стихотворение Евгения Евтушенко.
4. Итог урока 5. Домашнее задание Выучить наизусть стихотворение о Волге одного из саратовских поэтов, письменно ответить на вопрос: « Чем для вас является Волга?» Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |