Преподавание русского языка "Ненаучные" практические приемы закрепления на уроках русского языкаNotice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 840 Шукалович Екатерина Петровна, учитель русского языка и литературы Презентации к урокуЗагрузить презентацию (4,42 МБ) Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию. (Слайд 1) Не один раз каждый из нас встречал на досках объявлений, ценниках в магазинах различного вида грамматические ошибки, типа: жыр, батинки, антена и т.п. (Слайды 2-3) Конечно же, люди, написавшие данные слова, не являются почетными членами Академии наук. Хотя образованность и грамотность не всегда совместимые понятия. Вспомните фильм «Доживём до понедельника» и восклицание учителя-историка, обращенное к преподавательнице младших классов: «Нет такого слова – «ложить»!» А сколько грамматических ошибок можно найти в современных средствах массовой связи и услышать в речи дикторов телевидения. (Слайд 4): 1. Рука пишет сама. Трудности нет! Никто не ошибается.
2. Рука задумалась. Возникла трудность. Ошибка стала возможной.
Пока нет опоры, то кажется, что трудностей куда больше, чем вариантов «никто не ошибается». Но это не так. На самом деле при письме больше первых вариантов. Т.е. первый вариант превышает второй. Обязательно нужно убедить детей в этом. Кроме того необходимы простейшие упражнения, их цель включить и развить необходимые качества: (Слайд 5): Слухо-речевое внимание. Орфографическое чтение вслух, старшеклассники – 15 м., младшие – 5-10 м. Нужно обучить детей двум видам чтения – орфографическому и орфоэпическому, т.е. как пишем и как говорим. Орфографическое чтение должно стать регулярным. Каждое слово или предложение нужно прочитывать по 3 раза. Почти все грамматические законы можно осилить через произношение. Слухо-речевую оперативную память. Читая, запоминай. Зрительный контроль. Всегда проверяй написанное. Моторный (рукодвигательный) контроль. Согласно с некоторыми психологами, что нельзя: написать слово, положить ручку, взять карандаш, отметить необходимую часть слова, положить карандаш, снова взять ручку и продолжить писать дальше. Слишком много лишних движений, процесс письма нарушается, внимание рассеивается, время идет, контроль теряется. Все графические обозначения обязательно нужно делать в тот момент, когда ты пишешь слово, а не потом и той же ручкой. От развития этих качеств и их правильного взаимодействия зависит грамотность человека. Я в своей работе постоянно стараюсь развивать данные качества у детей, используя самые разные методы. Запоминаем правописание некоторых трудных слов (Слайд 6): 1. Непроверяемые (безударные) гласные. Самая простая картинка помогает учащимся 5 классов запомнить правописание некоторых словарных слов с безударными гласными о.
Вот ещё примеры зрительных опорных сигналов: атом, молекулы (нейтроны, позитроны, мезоны…), лат. орбита, палатка, шатер, павильон. 2. Также шуточные предложения помогают усвоить правописание непроверяемых гласных (Слайд 7)
(Слайд 8)
(Слайд 9) Если детям рассказать недостоверную историю о том, как давным-давно в одном войске расплачивались с солдатами солью, они хорошо запоминают словарное слово – солдат. Можно, конечно, использовать этимологические словари. Так в словаре сообщается, что в русский язык слово солдат попало из немецкого, который заимствовал его из итальянского, и восходит оно к soldo (монета, деньги, жалованье). Можно ещё напомнит ученикам, что именно так назывались монетки, которые папа Карло выручил за свою куртку, чтобы купить Буратино букварь и еду. Слово солдат буквально означало «получающий жалованье». (Слайд 10) Укороти слово. Очень часто ошибки совершаются именно в длинных словах. Когда нет времени на рассуждение о составе или подбор проверочных слов, можно посоветовать: просто быстро укоротить слово. Чем короче слово, тем оно понятнее и доступнее для понимания: соседствует – сосед, соседи, властный – власть, растворились – раствор, пятачок – пятак, пять, примадонна – прима. (Слайд 11) Усиление некоторых правил Гласные в сочетаниях жи, ши, ча,ща, чу, щу пишутся не так, как слышатся. (Слайды 12-13) Самые распространенные ошибки учащихся правописание одной и двух букв н. Например: слово труженик. Можно предложить детям такие предложения-шутки: Мошенник у труженика одно Н украл. (Слайд 14) Учителя математики часто жалуются, что дети с ошибкой пишут слово параллельный. Логичен вопрос: «Что означает пара?» (Слайд 15) Все знают, как трудно написание слова искусство. Как только встретилось это слово, сразу вспоминайте слово победа и покажите себе два пальца: V – victoru – победа! Два пальца также подскажут две буквы с – во втором случае. (Слайд 16) Многие слова, которые учащиеся должны запомнить, можно проверить с помощью сложносокращенных слов.
(Слайды 17-18) «Много можно или много нельзя» – так называется проверка слитно или раздельно.
(Слайд 19) Постоянные сочетания букв в словах. Эти сочетания никогда не меняются, не проверяются, помогают писать «словарные» слова русского происхождения.
(Слайд 20) «Беном фантазии» – оригинальный способ обучения сочинению-развлечению. Его придумал итальянский детский писатель Джанни Родари, автор известной книги «Приключения Чипполино». «Беном фантазии» – эти два слова, между которыми нет ничего общего: запятая и солнце, травинка и математика, суффикс и таракан… (Слайд 21) В некоторых трудных словах с несколькими орфограммами что-то можно объяснить, а что-то всё равно приходиться запомнить, но запомнить по аналогии. Например: бечёвка – как веревка, гарцевать – как танцевать… (Слайд 22) Рифмоплетство один из приемов, который помогает уменьшить количество ошибок. 1. Не кто иной, как …
2. Как будто – два слова
3. Не выучив – не делай.
4. Пусть никто не забудет, (Слайд 23) Запоминаем глухие согласные. В этих двух фразах все согласные глухие. – Стёпка, хочешь щец? (Слайд 24) Орфоэпические нормы (произношение и ударение). Очень часто верное решение может подсказать живая речь. Прежде всего следует правильно разделить слова на слоги. Научить детей не путать деление слова на слоги с делением для переноса. Для лучшего запоминания к некоторым словам можно применить и неформальные правила. Например, подбирать ритмичные слова: ель – щавель, берёза – берёста, видно – завидно, диалог – каталог, корты – торты, , маляр – столяр и т.п. (Слайды 25-26) Правильное произношение некоторых слов можно объяснить, а значит и запомнить. Например, прилагательное мизерный происходит от французского «miser» – «бедный». А так как во французском языке ударение падает всегда на последний слог, то и произносить нужно мизер – мизерный. Пуловер в речи многих людей превращается в пуловер или даже полувер. Это слово английского происхождения (надевать через голову) и произносится оно по – английски, с ударением на втором слоге. (Слайды 27-28) К орфоэпическим нормам относится не только, но и произношение некоторых звуков. Например, в словах бытие, житие последний звук е, в словах афера, опека – то же звук е. А в слове щёлка второй звук о, запомнить опять поможет рифма: ель – ёлка, щель – шёлка, то же касается слов жёлчь, манёвр, остриё, смётка, заём (р.п. – займа). Литература:
Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |