Преподавание русского языка Правописание -ться, -тся в глаголахNotice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2015.05.28 Просмотров: 694 Белянкина Ольга Викторовна, учитель русского языка и литературы Цели:
Тип урока: урок объяснения нового материала. Ход урока 1. Организационный момент. Объявление темы и целей урока, оформление записей на доске и в тетрадях.2. Опрос: – Что такое глагол? Сказка об инфинитиве. 3. Дифференцированные задания на повторение пройденного материала:1) Задание для 1 (слабой) группы учащихся:
2) Задание для 2 (средней) группы: – Спишите предложения и определите синтаксическую функцию инфинитива (запись на доске). 1. Ты научил меня рисовать 3) Для 2 (сильной) группы учеников (устно): – Чем различаются глаголы говорить и сказать (видом – совершенным и несовершенным). 4. Новый материал. Правописание -тся, -ться. 1. На доске записаны 2 глагола. Прочитайте их. Как они произносятся? А как пишутся? Почему? Давайте разберем их по составу. Учиться учится. – Вывод: на конце глаголов вы слышим -ца, а пишем -тся или -ться. Водица водиться водится. – чем различаются эти слова? Делается следующая запись:
– Вывод (попросим сделать сильную группу учащихся): если слово отвечает на вопрос кто или что и является именем существительным, то на конце пишется -ца, если слово отвечает на вопрос что делать? и является глаголом в неопределенной форме, то пишется на конце -ться, а если слово отвечает на вопрос что делает? и является глаголом в форме настоящего времени, единственного числа, 3 лица, то на конце пишется -тся. – Чтение правила в учебнике. 4. Закрепление: 1. Продолжение записи в тетрадях и на доске: Красавица, любуется, сестрица, улыбается, улица, веселится(веселиться), струится(струиться). Получается следующая запись:
2. Игра “Кто последний?” учащиеся называют по очереди сначала глаголы , которые пишутся с ь, затем глаголы, которые пишутся без ь. 3. Дифференцированное задание (обратить внимание на орфограмму № 23): – 1-я группа – по карточкам. Вставь пропущенные буквы там, где это нужно, рядом со словом поставь необходимый вопрос. 1. Когда слышит…ся (……………………)гром, не спеши выливать воду. – 2-я группа – упр. 638. 5. Итог урока. Коллективное задание. Слова для диктовки(писать только номер слова и ставить +, если ь пишется, и -, если ь не пишется):1)запираться на засов; 2) употребляется в глаголе; 3) удивляться пению; 4) расстилается туман;5) собираться в школу;6) надо заботиться о здоровье; 7) всегда пригодится; 8) получается вкусно; 9) зима кончается; 10) сдается без боя. Образец записи: 1) +; 2) -; 3) +; 4)-; 5) +; 6) +; 7) -; 8) -; 9)-; 10) -. 6. Домашнее задание: п. 110. упр. 639, найти в учебнике литературы пословицы, в которых есть орфограмма № 23 (ученики сами выбирают себе задание по силам). Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |