Преподавание русского языка
Лексика
Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Добавлено: 2012.08.26
Просмотров: 765
Луц Любовь Александровна, учитель русского языка Цели: - Образовательные: познакомить с темой «лексика».
- Развивающие:
- развитие творческого мышления учащихся, расширение кругозора, обогащение словарного запаса;
- развитие коммуникативных умений;
- формулирование умения работать с книгой-словарем;
- Воспитательные:
- воспитание любви к родному языку;
- воспитание бережного отношения к слову;
Тип урока: урок объяснения нового материала. Оборудование: плакат «Лексическое дерево», компьютер, мультимедийный проектор, экран, диск «Словари». Раздаточный материал: лист А-4 с «Лексическим деревом», стихотворение Есенина; Эпиграф (написан на доске): Много слов на земле… Есть дневные слова, – В них весеннего неба сквозит синева… Есть слова – словно раны, слова – словно суд, С ними в плен не сдаются и в плен не берут. Словом можно убить, словом можно спасти, Словом можно полки за собой повести Вадим Шефнер ХОД УРОКА 1. Оргмомент 2. Вступительное слово учителя после объявления темы – Вы сегодня вспомните ранее изученное по данной теме, узнаете, как обогащается словарный запас языка, научитесь работать со словарем. Вспомните, что такое лексика? (Уч-ся отвечают: словарный запас языка; все слова языка) – Ученые предполагают, что в русском языке более 500 тыс. слов. Как же они живут? Перед вами на большом плакате не простое дерево, а лексическое, у которого каждая ветка соответствует виду слов в русском языке. 3. Учащиеся вместе с учителем исследуют лексическое дерево – Самая большая ветка «Исконно русские слова». Учитель предлагает весь урок работать со словами на тему «Семья». – Из кого состоит ваша семья? (Отец, мать, сын, дочь, бабушка, дедушка, брат, сестра). Это исконно русские слова. – Возьмем из корзинки конверт с надписью «исконно русские», достаем листочки со словами и прикрепляем на дерево на самую большую ветку. – Какие еще исконно русские слова вы знаете? (Сердечный, добро, благо, любовь, радость, покой, тишина ,снег, сугроб, молодость) Известный ученый Дмитрий Лихачев сказал: «У России, как у большого дерева, большая корневая система и большая лиственная крона, соприкасающаяся с кронами других деревьев» Посмотрим, как это происходит. Утром за завтраком, вы можете сами того не зная, говорите на множестве самых различных языков. Вы попросили кофе и произнесли слово арабского корня. Потребовали кофе с сахаром – и перешли на древнеиндийский язык, так как слово «сахар» – слово индийского происхождения. Если вас больше устраивает не кофе, а чай, – вы начинаете говорить по-китайски: «ча» – так в Северном Китае испокон веков называется и чайное дерево, и полученный из его листьев напиток. «Хочу какао или шоколада!» Но в таком случае вы потомок ацтеков из далекой Мексики: какао и шоколад – настоящие американо-индейские слова. Это заимствованные слова. Русский язык их «усыновил», они обрусели.Лексика современного русского языка содержит до 10% иноязычных слов. Некоторые слова чужеземцы с давних пор влились в русский язык, и никто их не считает чужими (тетрадь, базар, собака и др.) Закрываем одну из веток дерева листочками с заимствованными словами. – Наша жизнь меняется день ото дня. Уходят вещи, события. Остаются слова. Рассмотрим рисунки 1 и 2 («головные уборы», «обувь», на экране появляются лапти, понева, кафтан, треуголка). Это одежда наших предков, а слова называются устаревшими, они хранятся в «кладовой» языка. Учащиеся оформляют листьями ветку дерева-устаревшие слова. – Ребята, у кого из вас есть дома компьютер? – Ваши родители в юности не знали таких слов, как «сканер», «принтер», «ксерокс». Как вы думаете почему? (Появляются новые вещи – рождаются новые слова) Закрываем листочками следующую ветку – неологизмы. – Сегодня ваши родные ушли на работу. Каждый из них имеет профессию. Предлагаю такую игру! Один ученик называет 1-2 слова, относящиеся к профессии родителей, а мы угадываем профессию. Например: «урок», «школа» – я учитель. Учащиеся называют слова «скальпель», «шприц», «руль», «колесо», и т.д. Эту ветку дерева учащиеся называют сами: профессиональные слова – Ребята! У вас на парте лежат листочки со стихами С.Есенина Пахнет рыхлыми драченами: У порога в дежке квас, Над печурками точеными Тараканы лезут в паз. Вьется сажа над заслонкую, В печке нитки попелиц, А на лавке за солонкую – Шелуха сырых яиц. Мать с ухватами не сладится, Нагибается низко, Старый кот к махотке крадется На парное молоко. – Прочитайте и найдите непонятные вам слова. Знаете ли вы значение подчеркнутых слов? Оформляем следующую ветку лексического дерева – диалектные слова. И, наконец, последняя веточка – жаргоны. Можете ли вы понять такую фразу «Вы клевые ребята, я тащусь от вас!». Переведите, пожалуйста, на литературный язык. Какие еще знаете жаргонизмы? («баксы», «бошка», «достал меня» и т.д) – Посмотрим, какое получилось у нас богатое дерево! Самая большая ценность народа – это язык, на котором он пишет, говорит и думает. Все слова нашего языка хранятся в словаре. В.И Даль – датчанин, полунемец, создал первый словарь и назвал его «Толковый словарь живого великорусского языка». Более 40 лет без помощников, в одиночку он собирал свой словарь. За неделю до смерти больной Даль поручает дочери внести в словарь новые четыре слова, услышанные от прислуги. 4. Закрепление Работа с учебником. Выполнение упражнения 5. Итог урока «Хорошо, если наше слово будет нести мир, радость, добро, свет и любовь». К.Паустовский 6. Домашнее задание Пополнить лексическое дерево 10-15 примерами.
Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599
Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21
|