Преподавание русского языка Тема урока: "Употребление в речи этикетных слов". 5-й классNotice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2015.05.11 Просмотров: 725 Шитакова Мария Валерьевна, учитель русского языка и литературы Цель: Дать понятие речевого этикета, познакомить учащихся с этикетной лексикой, расширить знания учащихся о речевых формах этикета. Ход урока 1. Организационный момент 2. Мобилизирующий этап На столах у учеников лежит карточка с заданием. Необходимо распределить слова в таблице. (Приложение 1) Учитель. Ребята, необходимо было распределить слова по группам. Проверка выполнения задания, один человек читает, все проверяют (самопроверка). Какие слова вы не отнесли ни в одну группу? (Спасибо, будьте добры, до свидания, благодарю, прошу прощения). Что это за слова? Для чего они нужны? 3. Формулирование темы и цели урока. Учитель. Давайте сформулируем тему сегодняшнего урока. Мы познакомились с этикетными словами и сказали, для чего они нужны. Значит тема нашего урока – «Этикетные слова». Учитель записывает тему урока на доске. Учитель. Сформулируйте цель урока, опираясь на его тему. Цель урока: Дать понятие речевого этикета; познакомить учащихся с этикетной лексикой; расширить знания учащихся о речевых формах этикета. 4. Изучение нового материала Учитель. Речевая культура – один из компонентов общей культуры человека. Как и другие слагаемые культуры, она прививается, воспитывается и требует постоянного совершенствования. Без речевой культуры не может быть современного образованного человека. Ребята, а что значит быть культурным человеком? Что необходимо для этого делать? (Использовать правила этикета.) Знакомство с новыми словами. Словарная работа, запись в тетрадь. Этикет – это установленный порядок поведения, форм обхождения. Этикетные слова – слова приветствия, прощания, просьбы, благодарности и т.д. Речевой этикет – это система правил речевого поведения и устойчивых формул вежливого общения. Учитель. Знание правил речевого этикета, их соблюдение позволяет человеку чувствовать себя уверенно и непринуждённо, не испытывать неловкости и затруднений в общении. Так, например, в русском языке для ситуации приветствия есть определённые единицы. (Доброе утро! С добрым утром! Добрый день! Добрый вечер! Приветствую! Привет! Будьте здоровы! Здравствуй (те)!) Любой акт общения имеет начало, основную часть и заключительную. Если люди незнакомы, то общение начинается со знакомства. Этикет предлагает несколько возможных формул: (Разрешите с вами познакомиться; Я хотел бы с вами познакомиться; Давайте познакомимся; Будем знакомы). Я предлагаю вам поработать в парах: Представьте себе, что вы незнакомы, поприветствуйте друг друга. После выполнения задания несколько пар представляют свои приветствия. Учитель.
Со словами В.Бокова трудно не согласиться, ведь ничто не даётся нам так дёшево и не расценивается так дорого, как доброе слово, сказанное человеку. Наша речь должна не просто подчиняться законам логики и разумного выбора нужной формулы речевого этикета, она должна быть пронизана доброжелательностью и вниманием по отношению к собеседнику. Причем то, как мы говорим, не менее важно, чем то, что мы говорим. Выражением доброго отношения к человеку чаще всего бывают не просто формулы вежливости, но и жесты, улыбки, их сопровождающие. Прочитайте высказывание (на доске).
Как вы понимаете это высказывание? Ребята, а приходилось ли вам когда– нибудь отказывать в просьбе? А знаете ли вы, что отказать можно тактично? С помощью чего это возможно сделать? Формулировка отказа в выполнении просьбы может быть следующей:
Предлагаю вам поработать в группах: один человек просит другого помочь ему, задача другого отказать, но сделать это в тактичной форме. После выполнения задания несколько пар представляют речевые ситуации. 5. Закрепление изученного материала Учитель. В ходе общения при наличии повода люди делают приглашения и высказывают просьбы. Выполните задание. (Приложение 2). Распределите этикетные выражения по графам таблицы. Поставьте цифры 1, 2. Проследите, какие из этих этикетных слов и выражений вы никогда не употребляете в своей речи? Как вы думаете, почему? А какие этикетные слова вы используете в разговоре с приятелями? (Ответы учащихся.) Учитель. Столь же регулярны и устойчивы речевые формы прощания, извинения и некоторых других часто повторяющихся ситуаций общения. Попробуйте перечислить этикетные выражения, которыми пользуются люди в ситуации прощания. (Учитель записывает выражения на доске, учащиеся объясняют, когда они употребляются) Запишите эти выражения .
6. Итог урока Рефлексия. А что вы скажете по поводу нашего урока? Открыли ли вы для себя что-то новое? Что вы чувствовали? Когда было трудно? Чему удивились? Что пожелаете самим себе? А мне?Как здорово говорить друг другу приятные, добрые слова. Мне нравится с вами работать. Большое спасибо за урок, Вы были сегодня молодцы, всего вам доброго! 7. Домашнее задание Написать Мини-сочинение на тему «Хорошие речи приятно и слушать». Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |