Преподавание русского языка Виды работ над словами с непроверяемыми орфограммами. Опыт работы со словарными словами в 3–4-х классахNotice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2015.05.09 Просмотров: 964 Краснова Ирина Яковлевна, учитель начальных классов В третьем и четвёртом классах словарные слова можно изучать по темам: "Птицы", "Животные", "Огород", "Сад", "Лес", "Поле", "Машины", "Явления природы" и т.д. Задания, связанные с изученной темой по русскому языку:
В своей работе мы привлекаем слова с непроверяемой орфограммой в качестве иллюстративного материала при изучении многих грамматических тем, включая их в разные виды работ, в различные задания и упражнения. Например, при изучении темы "Имя существительное", кроме тех упражнений , которые есть в учебнике учащимся на уроках предлагались следующие задания:
В 4 классе ведётся работа по закреплению и углублению знаний по теме "Состав слова". При этом появляется возможность снова использовать слова с непроверяемой орфограммой. Выполняя упражнения, связанные с разбором слов по составу со словообразо-ванием, ученики усваивают написание слов, однокоренных тем, которые предлагаются в списке. Ниже представлены задания в которых можно использовать слова с непроверяемой орфограммой: 1. Выписать из словаря 5 слов, состоящих из одного корня: БАГАЖ, БИЛЕТ, ИНЖЕНЕР, КОМБАЙН. 2. Из группы слов выписать слова, состоящие из корня и окончания; из корня и суффикса; из корня, суффикса и окончания: БЕСЕДА, ИНТЕРЕСНЫЙ, ГАЗЕТА, ЖЕЛАТЬ, ЧЁРНЫЙ. 3. Подобрать к именам существительным однокоренные имена прилагательные с суффиксами - Н, - СК. АДРЕС – АДРЕСНЫЙ (СТОЛ) ШОФЁР – ШОФЁРСКИЕ (ПРАВА) ПАССАЖИР – ПАССАЖИРСКИЙ (ПОЕЗД) 4. Подобрать к именам существительным однокоренные имена существительные с суффиксами -ЧИК, - ИК. ВАГОН – ВАГОНЧИК, БИЛЕТ – БИЛЕТИК, ГАЗЕТА – ГАЗЕТЧИК. Среди слов с непроверяемой орфограммой имеется несколько таких, написание которых можно объяснить, опираясь на происхождение слова. Например, в слове БЕРЁЗА в первом слоге пишется гласная Е, потому, что слово произошло от слова БЕЛАЯ. Так дерево было когда-то названо по цвету его белой коры. Значит слово БЕЛАЯ является как бы косвенной мотивировкой правописания слова БЕРЁЗА и помогает учащимся понять. Почему в корне БЕРЁЗ- пишется Е, тем самым быстрее запоминается его написание. А короткая этимологическая справка объясняет, почему данные слова были когда-то родственными. Учителя широко используют и такие виды работ: Замени одним словом и напиши.
Допишите предложение.
Творческие работы.
Значительное место в процессе словарно-орфографической работы следует отводить самостоятельной работе учащихся. Предлагая детям задания, направленные на усвоение беспроверочных написаний, учителю необходимо связывать эти задания с изучением программного материала. Это особенно важно в 4 классе, когда большая насыщенность уроков учебным материалом требует от учителя и большей продуманности в организации словарно-орфографической работы. Работая самостоятельно с указанным учителем словом, ученики должны:
Запись своей самостоятельной работы над словами с непроверяемой орфограммой учащиеся оформляют в виде таблицы:
В качестве проверки правописания слов с непроверямой гласной используется как контрольное списывание, так и словарные слуховые диктанты, которые могут проводиться с целью текущей проверки за качеством усвоения написания слова, так и с целью контроля. В последнем случае они приобретают вид контрольных словарных диктантов. Работа с орфографическим словарём. Учащиеся начальных классов, как правило, имеют два словарика: 1. Словарик трудных слов, помещённый в конце учебника. 1. Орфографический словарик П.А.Грушникова. Чтобы выработать у учащихся навык работы со словарём необходимо отводить на уроках русского языка время на специальные упражнения. Первая группа упражнений направлена на развитие у учащихся навыка пользования словарём:
Вторая группа упражнений со словарём связана с изучением основных программных тем каждого класса. Упражнения этой группы могут быть направлены на использование материала словарей:
Разбери указанные слова по составу. Выпиши слова, состоящие из одного корня, из корня и окончания и т.п. Третья группа упражнений имеет своей целью использование для предупреждения ошибок в самостоятельной работе учащихся:
При выполнении письменных самостоятельных работ полезно предлагать учащимся следующие задания:
На начальном этапе использование указанных видов работ со словарём можно предлагать учащимся рядом с записанным словом указывать страницу словаря, на которой помещено данное слово. Это необходимо для того, чтобы можно было проверить работу ученика и убедиться, как часто, и в каких именно случаях он прибегал к помощи словаря. Чтобы проверить, как усвоено правописание слов, непроверяемых ударением, проводятся словарные диктанты (8-10 слов). Огромно образовательное и воспитательное значение русского языка как учебного предмета. Научить школьников правильно пользоваться русским языком, обеспечить подготовку вполне грамотных людей – важнейшая задача школы. Одной из основных трудностей прочного усвоения учащимися основ орфографии является наличие в русском языке сравнительно большого количества слов, правописание которых не определяется ни правилами, ни произношением. Усвоить правописание этих слов ("трудных," словарных) учащиеся могут только путём заучивания и систематической тренировке в их написании. Подходить к их изучению нужно дифференцированно: в первую очередь учащихся целесообразно знакомить со словами, часто употребляемыми в речи. А учительский опыт показывает, что попутное включение слов с непроверяемой орфограммой в различные виды упражнений в течение всего учебного года даёт хорошие результаты. Учащиеся усваивают слова, а сам процесс усвоения исключает томительное однообразие. Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |