Преподавание литературы Интегрированный урок (ОБЖ + литература) о Полтавском сраженииNotice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2015.04.24 Просмотров: 861 Онищенко Николай Александрович, преподаватель-организатор ОБЖ; Онищенко Оксана Николаевна, учитель русского языка и литературы … клянусь честью, что ни за что на свете Цели:
Форма урока: интегрированный. Материально-техническое обеспечение Компьютер, мультимедийный проектор, экран, раздаточный материал (карточки с кроссвордами, листы с изображением воинов русской армии эпохи Петра I, карточки обратной связи), цветные карандаши, фломастеры, ручки, тетради, словарь русского языка С.И. Ожегова, сообщения учащихся, таблички на партах: «художники», «лингвисты», «историки», поэма А.С. Пушкина «Полтава», презентация урока. Подготовка к уроку:
План урока 1. Вступительное слово учителя. 2. Первый этап Полтавской битвы. 3. Второй этап Полтавской битвы. 4. Историческое значение. 5. Полтавская битва в искусстве. 6. Физкультминутка. 7. Русская армия в эпоху Петра I. 8. Закрепление учебного материала. 9. Заключительное слово учителя (подведение итогов). 10. Обратная связь (рефлексия) – оценка впечатлений учащихся о проведённом уроке. Ход урока 1. Вступительное слово учителя Одна из замечательных воинских традиций принадлежит не только Вооружённым Силам, но и всему нашему народу, всей России – отмечать Дни воинской славы России. Победы русского оружия, русских солдат над врагами Отечества издавна отмечались в России, чтобы сохранить в памяти поколений ратные подвиги предков. В начале прошлого века русская православная церковь установила специальные «викториальные дни» (от Виктория – в римской мифологии богиня победы). Народ, чествуя армию и флот, воздавал дань воинскому подвигу, славе и доблести своих защитников. Одна из лучших российских традиций возрождена в марте 1995 года, когда был принят Федеральный закон «О днях воинской славы России». Это знаменательные даты, наиболее выдающиеся события военной истории. И сегодня на уроке мы рассмотрим одно из таких событий – Полтавское сражение. (Сообщение темы, постановка цели урока). 2. Первый этап Полтавской битвы Учитель ОБЖ: Сегодня на уроке мы раскроем одну из ратных страниц истории Отечества – победу русской армии под командованием Петра I над шведами в Полтавском сражении 1709 года. Давайте вспомним события тех лет. Слово предоставляется «историку» Историк (даёт описание 1-го этапа Полтавской битвы): Северная война 1700-1721 гг.. Генеральное сражение у Полтавы 27 июня 1709 г. между шведской армией под командованием короля Карла XII (30-35 тыс. человек) и русской армией под командованием царя Петра I (42 тыс. человек). Для битвы у шведов имелись всего 4 действующих орудия (остальные 28 пушек без боеприпасов остались в обозе). Русские располагали 72 орудиями. Битва началась в 3 часа ночи атакой шведов на редуты, построенные накануне между Будищинским и Яковецким лесами для прикрытия пути в русский лагерь. Упорный бой за редуты, в котором шведам пришлось преодолевать губительный огонь, длился несколько часов. Ценой больших потерь шведам удалось захватить 2 редута. Прорыв шведов сквозь редуты вызвал в стане Петра замешательство. Есть свидетельства, что русские стали даже запрягать телеги, собираясь отступать. В этот критический момент боя положение исправила кавалерия во главе с князем А.Д. Меншиковым. Она решительно атаковала прорвавшихся солдат и временно восстановила равновесие. Шведская конница обошла редуты и устремилась к русскому лагерю, но повернула обратно, опасаясь быть отрезанной от своей пехоты, которая застряла в районе редутов. В ходе боя часть шведских батальонов под командованием генерала Рооса (1,5 тыс. человек) из-за плохого знания местности заблудилась и была разгромлена русской пехотой под командованием генерала С. Ренцеля. Остатки отряда Рооса пробились к Полтаве, где были ликвидированы вышедшим из города гарнизоном. Разведывательный отряд генерала В.А. Шлиппенбаха также сбился с пути и попал в плен. Тем временем пробившиеся сквозь редуты с левой стороны шведские пехотинцы под командованием генерала А.Л. Левенгаупта (чуть более 4 тыс. человек) вышли навстречу главным силам уже построенной к бою русской армии. К ним присоединились 52 эскадрона конницы под командованием генерала Крейца. Так закончился первый этап сражения. Наступило временное затишье. Учитель литературы: А.С. Пушкин посвятил этому историческому событию поэму «Полтава», которая была написана в 1828 году. Главным героем в поэме является Пётр I, а центральным эпизодом – Полтавский бой и пир после победы. (звучит выразительное чтение отрывка «Горит восток зарёю новой …»).
Вопрос 1: Описание Полтавского сражения Пушкин начинает с яркой метафоры «Горит восток зарёю новой». Как вы понимаете её? (Ответ: Здесь и реальное описание утра, и метафора, говорящая об усилении, начале процветания России.) Вопрос 2: Как развиваются военные события? (Ответ: Вначале победа улыбается шведам, но уже скоро «явно счастье боевое служить уж начинает нам»). Вопрос 3: Почему автор называет шведов «сыны любимые победы»? (Ответ: До Полтавского сражения шведы не знали поражения). Вопрос 4: Почему А.С. Пушкин употребляет местоимение «мы»? (Ответ: Автор не отделяет себя от истории России). 3. Второй этап Полтавской битвы Учитель ОБЖ: О втором этапе Полтавской битвы расскажет наш следующий «историк». Историк: В 9 часов утра шведские пехотинцы решительно двинулись на центр русского войска (22 тыс. человек). Незадолго до этой решающей схватки Петр 1 обратился к войскам со знаменитыми словами, выразившими суть его натуры: «Воины! Пришёл тот час, который должен решить судьбу Отечества. Вы сражаетесь не за Петра, а за государство, Петру вручённое, за род свой, за народ всероссийский… а о Петре ведайте, что ему жизнь не дорога, только бы жила Россия, слава, благочестие и благосостояние её!». Сближение сторон продолжалось 9 минут. За это время ряды атакующих косил огонь русской артиллерии, которая, по подсчётам шведских историков, произвела в тот день 1471 выстрел (из них третья часть – картечью). «Уму человеческому непосильно вообразить было, что хоть одна душа из всей нашей ничем не защищённой пехоты живой выйдет», - писал впоследствии о той знаменитой атаке руководивший ею генерал Левенгаупт. После яростной схватки шведские ветераны сумели смять первый батальон новобранцев Новгородского полка. В этот критический момент Пётр, дравшийся, как Дмитрий Донской на Куликовом поле, вместе со своими воинами, сам повёл в бой батальон второй линии Новгородского полка, который смял атакующих. Во время схватки одна пуля прострелила царю шляпу, другая попала в седло. Редкий пример неустрашимости и отваги в тот день показал и главный противник царя – Карл XII. Будучи раненным в ногу, он велел нести себя на носилках в гущу боя, чтобы воодушевлять своих воинов. Рукопашная схватка длилась не более получаса. Недостаток пороха у шведов лишил их пехоту грозного оружия против кавалерии. Когда русские конные полки ударили с флангов в тыл шведским пехотинцам, те не выдержали и побежали. Под Карлом XII ядром раздробило носилки и он упал на землю. Солдаты решили, что король убит. Весть о его гибели привела их в шок. Произошёл моральный надлом, и ничто уже не могло остановить бегства непобедимых шведов. Король, лёжа на земле, криками отчаянно пытался остановить бегущих, но тщетно. Никто больше не слушал полководца. Ему самому едва удалось спастись. Поднятый с земли солдатами, он был посажен на лошадь, которая вынесла его с поля боя. К 11 часам утра битва завершилась страшным разгромом шведского войска. Оно потеряло 9234 человека убитыми и 2874 пленными (примерно половина участников сражения). Русские потеряли в Полтавской битве 1345 человек убитыми и 3290 раненными. На следующий день состоялись торжественные похороны павших в сражении русских воинов. За эту победу генералы получили деревни и вотчины, офицеры – портреты царя с алмазами и золотые медали, рядовые – годовое не в зачёт жалованье и серебряные медали «за Полтавскую баталию». Учитель литературы: Слушаем выразительное чтение отрывка «…И грянул бой, Полтавский бой!»:
Учитель литературы: Вопрос 1: Поэт показывает в поэме панораму сражения. Какой смысл несёт в себе заключительная строка: «И смерть и ад со всех сторон»? (Ответ: Динамика сражения показана с помощью коротких предложений, однородных членов: «колет, рубит, режет» и др., завершается заключительной развёрнутой метафорой). Вопрос 2: Какими словами и звуками поэт помогает нам услышать гул сражения? (Ответ: саблями звуча, в крови шипят, бой барабанный, клики, скрежет, гром пушек, топот, ржанье, стон; сочетание звуков р, ш, ж создаёт звуковой образ боя, жужжание клинков и штыков). Учитель литературы: Слушаем выразительное чтение отрывка «Но близок, близок миг победы» (выразительное чтение отрывка):
Вопрос: Почему Пушкин называет шведов «учителями» Петра, а шведских пленников – «славными»? (Ответ: Пётр считал себя учеником шведов, они действительно многому научили русского царя. Необходимость постоянно обороняться от шведов способствовала созданию русского флота и боеспособной армии. Пётр мог оценить мужество противника. Поэтому Пушкин даёт пленникам эпитет «славные»). 4. Историческое значение Учитель ОБЖ: Какое историческое значение имела Полтавская битва для России? На этот вопрос ответит наш следующий «историк». Историк: Шведы были изгнаны из Прибалтики, Финляндии, Польши. Победа под Полтавой положила начало победоносному для России исходу Северной войны. В результате этого сражения могущество Швеции было подорвано, слава непобедимости Карла XII была развеяна, в ходе Северной войны 1700-1721 гг. наступил перелом. Победа же в сражении под Полтавой поставила Россию в ряд великих европейских держав, подняла её авторитет, раскрыла полководческий талант Петра I. 5. Полтавская битва в искусстве Учитель литературы: Это историческое событие не только отражено в учебниках истории, русской литературе, но и в замечательном кинофильме «Пётр I». Во все времена поэма «Полтава» была тем произведением, которое вдохновляло людей, принадлежавших к искусству. Давайте с вами рассмотрим картины и иллюстрации к данному историческому событию и художественному произведению А.С. Пушкина «Полтава». (показ слайдов картин, иллюстраций, гравюр). Учитель литературы: Подберите строки из поэмы к картине и иллюстрациям.
Учитель литературы: Для описания картины «Полтавская битва» слово предоставляется нашему «художнику». (На картине изображено столкновение основных сил русской и шведской армий. Вдали (слева) – очертания Полтавской крепости. Её четырёхтысячный гарнизон при поддержке местных жителей в течение почти 3-х месяцев выдерживал осаду 30-тысячной армии Карла XII. На переднем плане (на холме) – Пётр I; за ним – его сподвижники. Вдали видны редуты, позволившие коннице и небольшой части пехоты смешать боевой порядок врага и разгромить отряды Росса и Шлиппенбаха, сохранив основные силы русской армии, находившейся в укреплённом лагере. Сражение под Полтавой закончилось блестящей победой русских). Учитель литературы: Остановимся на картине художника И.Г. Тоннауэра «Пётр Великий в Полтавской битве». Вопрос: Почему на картине художника над Петром I изображён ангел? (Ответ: Петр I лично принимал участие в сражении вместе со своими воинами. Во время боя одна из пуль пробила у Петра I шляпу, другая – седло, третья попала в крест, висевший у него на груди. Таким образом, художник хотел показать, что Петра I на поле боя хранил сам Бог). 6. Физкультминутка Учитель ОБЖ: Провёдем с вами физкультминутку для снятия напряжения с глаз: 1. Закрыть глаза и повращать ими влево-вправо, вверх-вниз. Открыть глаза. 2. Закрыть глаза, двумя пальцами слегка помассировать глаза через верхнее веко круговыми движениями. Открыть глаза. 3. Смотрим на указательный палец вытянутой руки. Двигая им влево-вправо, вверх-вниз, вперёд-назад, сопровождаем его взглядом, не поворачивая головы. 4. Сделали глубокий вдох и полный выдох (3 раза). 7. Русская армия в эпоху Петра I Учитель ОБЖ: Выслушав наших историков, прослушав отрывки из поэмы, просмотрев картины, ответьте на вопрос: Какие рода войск существовали в русской армии в эпоху Петра I? (Ответ: пехота, кавалерия, артиллерия). Рассмотрим с вами, какие существовали воинские должности, звания, военная форма и оружие в русской армии той эпохи. Задание художникам: раскрасить военную форму солдат русской армии эпохи Петра I (см. приложение 2).
(Учитель представляет и комментирует презентацию «Русская армия в эпоху Петра I»). Учитель литературы: При просмотре слайдов многие из вас встретили незнакомые слова. Рассмотрим некоторые из них: гренадёр, фузилёр, бомбардир, канонир, драгун, кавалергард. Объяснить их значение помогут наши «лингвисты» (ребята дают поочерёдно толкование этих слов, а учитель выводит их на экран). 8. Закрепление учебного материала Учитель ОБЖ: Для закрепления учебного материала предлагаю заполнить кроссворд «Полтавская битва» (карточки с кроссвордом лежат на столах заранее). По истечении 3-4-х минут, учащимся предлагается посчитать и записать количество отгаданных слов. Для проверки правильности заполнения кроссворда, на экран выводятся ответы кроссворда и учащимся доводятся оценки по количеству правильных ответов: 1-5 – «2», 6-7 – «3», 8-9 – «4», 10-11 – «5». (Приложение 3). 9. Заключительное слово учителя (подведение итогов) Учитель литературы: Наш урок я хочу закончить стихотворением Онищенко Н.А. «Дни воинской славы»:
Отмечается работа учащихся на уроке и при подготовке и сборе материала к уроку, оценивается работа «художников», «лингвистов», «историков» и других учащихся, выставляются оценки. 10. Обратная связь В конце урока учитель просит учащихся оценить проведённый урок на карточках-светофорах, зачеркнув один из трёх цветов. (карточки собираются и учитель фиксирует их оценки). Урок закончен. Спасибо всем за активное участие в нём! Литература 1. Большая детская энциклопедия «История России». АСТ «Астрель». 1999. 2. История современной России.1682-1861: Экспериментальное учебное пособие для средних школ/Под общей ред. В. Шелохаева.-М.: ТЕРРА, 1996. 3. Литература в школе. № 8. 2003. ЗАО «Алмаз-пресс». Москва. 4. Основы безопасности жизнедеятельности. 10 кл.: Учебник для общеобразовательных учреждений/ В.Н. Латчук, В.В. Марков, С.К. Миронов и др. – 4-е изд., исправл. – М.: Дрофа, 2003. 5. Ожегов С.И. Словарь русского языка: Около 57000 слов/ Под ред. Доктора филол. Наук, проф. Н.Ю. Шведовой.-13-е изд., исправл. – М.: Русский язык, 1981. 6. Пушкин А.С. Поэмы/ Комментарии С.М. Бонди; Худ. Ю.И. Иванов.- М.: Детская литература., 2002.- (Школьная библиотека). 7. Смирнов А.Т. ОБЖ: Учебник для учащихся 10 кл. общеобразовательных учреждений/ А.Т. Смирнов, Б.И. Мишин, В.А. Васнев.-5-е издание перераб.- М.: Просвещение, 2004. 8. Шефов Н.А. Битвы России/ Н.А. Шефов, - М: ООО «Издательство АСТ», 2004.- (Военно-историческая библиотека). 9. Энциклопедический словарь юного историка: (Отечественная история)/ Сост. В.Б. Перхавко.- М.: Педагогика-Пресс, 1997. Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |