Преподавание русского языка Подготовка к сочинению по картине И.Э. Грабаря "Февральская лазурь". 5-й классNotice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 5313 Лапшина Ирина Аркадьевна, учитель русского языка; Евстропова Татьяна Ивановна, учитель русского языка Цели: Обучающая – подготовка обучающихся к написанию сочинения по картине И. Э. Грабаря "Февральская лазурь": научить обучающихся пользоваться определёнными группами слов (прилагательными), научить точно, правдиво и ярко описывать предметы с помощью вводимых в текст слов и словосочетаний; помочь овладеть навыками описания изображённого на картине; формировать умение строить текст в определённой композиционной форме, систематизировать собранный материал, определять основную мысль высказывания; формировать навыки самоконтроля; предупреждать речевые недочёты и грамматические ошибки в работах. Развивающая — развитие внимательного отношения к значению слов и их употреблению в устной и письменной речи; развитие способности сознательно использовать выразительные средства языка в собственных высказываниях; развитие чувства прекрасного. Воспитывающая — воспитание самостоятельности, творческой активности, эстетического восприятия произведений искусства, любви к природе; воспитание чувства красоты, интереса к устному народному творчеству, живописи, музыке. Оборудование урока: репродукция с картины И. Э. Грабаря "Февральская лазурь" (учебник); презентация «И.Э. Грабарь. Природа в творчестве И.Э.Грабаря»; "Времена года" П. И. Чайковского (музыкальная пьеса «Февраль. Масленица»); плакаты со стихотворениями; тексты для творческой работы. ХОД УРОКА I. Работа над темой 1. Вступительное слово учителя. Целевая установка.
– Здравствуйте. Будьте здоровы. Присаживайтесь. Ребята, сегодня урок русского языка я предлагаю посвятить развитию речи. (Записать в тетрадь число и тему урока). 2. Подготовка к работе над картиной. – Уже несколько раз вы пользовались таким типом речи как описание. Что характерно для описания? (В описании говорится об одновременных признаках.) – Чтобы ваше описание было красочным, выразительным и точным, какие художественные средства надо использовать? (Сравнения, метафоры, слова в переносном значении.) – А какая часть речи помогает вам точно и ярко описать признаки предметов? (Имя прилагательное.)
– А кто знает, что такое пейзаж? (Пейзаж – 1. Общий вид какой-нибудь местности. 2. Рисунок, картина, изображающая виды природы, а также описание природы в литературном произведении.) – Человек начал изображать природу ещё в далёкие времена. Но почти всегда эти изображения служили лишь фоном для портрета или какой-нибудь сцены. – Знаете, ребята, о чём я подумала?Ведь скоро наступит последний зимний месяц, когда мы еще можем наблюдать зимнюю природу. – Кстати, какое имя он носит? (Февраль) – Действительно, февраль. Чтобы достойно его встретить, давайте-ка вспомним народные приметы, пословицы, поговорки, стихотворения, загадки об этом месяце. – Закружил февраль метелью по дорогам.Колючий, косматый, как попало, целыми сугробами, раскидывает он снег. То засыплет избушку на краю леса, да так, что останется от неё только печная труба.
– Красота февральского пейзажа, пронизанного светом, тончайшие переходы тени, переливы красок поражали не только писателей и поэтов, но и художников. 3. Слово о художнике – Сегодня, ребята, мы познакомимся с творчеством известного художника-пейзажиста, тонкого знатока русской природы Игоря Эммануиловича Грабаря. 4. Презентация ««И. Э. Грабарь. Природа в творчестве И. Э. Грабаря»; "Времена года" П. И. Чайковского (музыкальная пьеса «Февраль. Масленица»)» – Игорь Эммануилович Грабарь после окончания юридического факультета Петербургского университета поступил в высшую художественную школу при Академии художеств. Его учителем был Илья Репин. Грабарь был певцом родной природы. Интересовало художника состояние природы в разные времена года, в разное время дня. Об этом свидетельствуют названия картин живописца. "Сентябрьский снег." "Белая зима. Грачиные гнёзда." "Мартовский снег." "Лучезарное утро." "Ясный осенний вечер." "Зимний пейзаж." "Берёзы летом." И многие другие проникнуты радостным светлым чувством. "Февральская лазурь"– одно из лучших его полотен. – Богатством красок и звуков зима привлекла и замечательного художника И. Э. Грабаря, и великого русского композитора Петра Ильича Чайковского, который в 1876году написал «Времена года» – альбом, состоящий из 12 музыкальных пьес, одну из которых вы сейчас услышите. Это «Февраль Масленица». 5. Беседа по картине 1. Рассмотрим картину И. Э. Грабаря "Февральская лазурь", в учебнике помещена репродукция этой картины, мы будем внимательно рассматривать картину и свои наблюдения вносить в таблицу № 1. (Приложение)
– Казалось бы, что необычного в хорошо знакомой нам берёзе? 6. Лирическое отступление Чтение обучающимися стихотворений о березе под музыкальной сопровождение произведений Грига, Чайковского. (Приложение 1) 7. Воспоминания И.Э Грабаря А) А вот Грабарь сумел уловить её своеобразие, и открылось оно ему неожиданно: "Я стоял около дивного экземпляра берёзы, редкостного по ритмическому строению ветвей. Заглядевшись на неё, я уронил палку и нагнулся, чтобы её поднять. Когда я взглянул на верхушку берёзы снизу, с поверхности снега, я обомлел от открывшегося передо мной зрелища фантастической красоты: какие-то перезвоны и перекликания всех цветов радуги, объединённых голубой эмалью неба. "Если бы хоть десятую долю этой красоты передать, то и это будет бесподобно", – подумал я. Февраль стоял изумительный. Ночью подмораживало, и снег не сдавал. Солнце светило ежедневно, и мне посчастливилось писать подряд без перерыва и перемены погоды около двух с лишним недель, пока я не кончил картину... Писал я с зонтиком, окрашенным в голубой цвет, и холст поставил не только без обычного наклона вперёд, лицом к земле, но повернув его лицевой стороной к синеве неба..." Б) Воспоминания И.Э. Грабаря помещены и в ваших учебниках. Внимательно прочитайте отрывок из воспоминаний Грабаря. Упражнение 342 – Все ли слова вам знакомы? Уточните значение их по словарю. 8. Первичное восприятие картины – Каково общее впечатление от пейзажа, грустное или радостное? (Радостное, праздничное) 9. Работа по картине А) – Каков, по-вашему, замысел художника? О чём эта картина? (Передать красоту февральского дня. День – необыкновенный, морозный, необычный, чудесный, солнечный, прекрасный, зимний, ясный.) – Почему названа "Февральская лазурь"? (Своё название картина получила потому, что на ней изображён прекрасный солнечный февральский день.) – Что, по-вашему мнению, больше всего нравится художнику на переднем плане? (Берёза). – Опишите, какие оттенки цвета использовал художник, когда писал её ствол и ветви, прошлогоднюю листву? (Белоствольная красавица – береза.) – Что можно сказать о других берёзках? (Стройные, тонкие, белоствольные, статные, ждут весны.) Б) Прочитайте отрывок из стихотворения Николая Брауна.
– А как выглядит снег на картине Грабаря? Много ли его? Какого он цвета на солнце и в тени? (Снег на солнце блестит, сверкает, сияет, светится. Перламутровый — сиреневый, нежно-розовый, голубой, бирюзовый, лазурный.) В) Рассмотрите небо: – Есть ли на нём облака? (Нет.) – Есть ли на нем солнце? (Нет, но мы чувствуем его присутствие, золотистый солнечный свет.) – Какого цвета оно вверху и на горизонте? (Ослепляет голубизной, огромное, синее, лазурное, бирюзовое, голубое.) Г) Какую роль в воплощении замысла художника играет задний план картины? Д) Вывод. На картине «Февральская лазурь» изображен прекрасный солнечный день. Ослепляющее своей голубизной небо, белоствольная красавица-берёза и сиреневатый снег представляют собой единое целое, создают радостное и праздничное настроение. И несмотря на то, что в центре картины – берёза, художник назвал своё полотно не «Берёза», а «Февральская лазурь». 10. Речевая подготовка – Наша речь должна быть не только богатой по содержанию, но и правильной по форме, образной. Очень важно избегать неоправданных повторов слов. В связи с этим: Задание 1. Подберите синонимы к словам: Художник – живописец, мастер кисти, пейзажист, автор картины, певец русской природы. Задание 2. Постарайтесь использовать разные средства, чтобы сделать своё описание образным, выразительным. Укажите, в каких случаях будет уместно использовать переносный смысл, ввести олицетворение.(Снег играет, солнце льёт лучи, задумчивые берёзки.) 11. Составление плана описания картины 1. Предмет описания в сочинении.
3. Что помогло художнику передать необыкновенную красоту природы? 12. Творческая работа (Приложение 2) – Послушайте внимательно текст. Обратите внимание на то, что данный текст очень обедняет картину. 13. Проверка творческой работы 1. Объяснить, какие буквы вставили и почему? 14 . Сочинение Постарайтесь так рассказать о картине Грабаря в своем сочинении, чтобы даже тот, кто никогда ее не видел, смог мысленно представить «Февральскую лазурь» И.Э. – полотно, отличающееся звучностью красок, жизнерадостностью, полного света, гармонии, красоты. II. Итог урока Послушать работы учащихся. Отметить лучшие варианты, сделать вывод. III. Домашнее задание Закончить работу над сочинением. Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |