Преподавание русского языка Использование интерактивной доски при закреплении и обобщении темы "Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными"Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2015.04.18 Просмотров: 825 Куриленко Лидия Павловна, учитель русского языка и литературы Цели урока: а) методическая:
б) образовательные:
в) развивающие:
г) воспитательная:
Тип урока: урок комплексного применения ЗУН. Оборудование урока:
(таблицы “Н и НН в суффиксах прилагательных”, “Н и НН в суффиксах причастий”). ПЛАН УРОКА.
(Примечание: уроки в Сеяхе – по 40 минут) ОФОРМЛЕНИЕ ДОСКИ. Классная работа. Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными. Не может быть хорошего прозаика, если человек не знает наизусть лучших наших поэтов, если он не слышит, как звучит слово, как чередуются в нем звуки. ХОД УРОКА 1. Оргмомент. 2. Орфографическая работа. ТЕСТЫ. 1. В каком ряду в обоих словах вместо пропусков пишется НН?
2. В каком ряду в обоих словах вместо пропусков пишется Н?
3. В каком слове на месте пропуска пишется НН?
11. Самопроверка ( используется интерактивная доска). (Информация для учителя: можно использовать классную доску в сочетании с интерактивной: 2 ученика работают у доски, класс – с тестом, записанным на интерактивную доску. Затем приглашаются эксперты – ученики, которые оценивают правильность ответов, затем включается интерактивная доска для самопроверки: САМОПРОВЕРКА:
3. Сообщение дополнительных сведений.
Не может быть хорошего прозаика, если человек не знает наизусть лучших наших поэтов, если он не слышит, как звучит слово, как чередуются в нем звуки.
1, (если…), (если…), (как…), (как…). 4. Графический (схематический) диктант. Текст диктанта:(1 учащийся у доски ):
11. Работают ученики-эксперты. (Если возникнут затруднения, схемы проектируются на интерактивную доску для самопроверки):
Беседа: - Какое придаточное называется придаточным первой степени? - Что такое “Принцип ёлочной гирлянды” и в каком типе подчинения он применяется? (При анализе схем а) и б) полезно провести связь с физикой, напомнив, что последовательно подключается амперметр, чтобы определить силу тока А, и параллельно – вольтметр, чтобы определить напряжение V). 5. Мини-экзамен: (2 ученика): составь план параграфа 14 (“Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными”); расскажи о сложных предложениях с несколькими придаточными (Беседу с экзаменуемыми проводят учащиеся (по желанию), которые задают любой вопрос по теме “Сложноподчиненное предложение”). 6. Индивидуальная работа с раздаточным материалом (Весь класс): Карточка №1. Расставьте пропущенные знаки препинания,начертите схему 1-го предложения. 1.Читателю который не хочет попасть впросак полезно знать чем реальный автор отличается от образа повествователя кто такой рассказчик и что означает “я” в художественном произведении. 2.Человек знакомый с азами* науки точнее и глубже поймет, что скрывается за иронией автора что он не договаривает. *Азы – начальные сведения; от старинного названия буквы А (“аз”). Дополнительное задание: укажите номер предложения с обособленным распространенным определением, выраженным причастным оборотом. Карточка №2. Расставьте пропущенные знаки препинания, укажите вид подчинительной связи, начертите схемы СПП с придаточными. 1.Покажет Русь что есть в ней люди что есть грядущее у ней. 2. Не страшно знать что смерть к тебе придет коль умираешь ты за свой народ. 3. Примечено сто крат что кто за ремесло чужое браться любит тот завсегда других упрямей и вздорней. 4. Обломов не знал с какими глазами покажется он к Ольге что будет говорить она что будет говорить он и решился не ехать к ней в среду. Карточка №3. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? Над озером уже нет тумана (1) и (2) когда мы подходим к ловушкам (3) вода так прозрачна (4) что видна каждая травинка на дне.
Мы часто повторяем (1) что судить о человеке (2) нужно прежде всего по его делам (3) и я с этим согласен.
3. Говорят (1) что доброта лечит от одиночества (2) и мне представилась возможность (3) убедиться в этом.
Дополнительное задание: начертить схему одного из предложений - по выбору учащегося. Карточка №4. Написать сочинение – миниатюру “Печорин и Максим Максимыч на свадьбе у мирного князя” (По роману М.Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”), включив предложения, составленные по данным схемам:
Карточка №5. По материалам учебника “Русский язык”. 9 класс, С.Г. Бархударов и др.- М. “Просвещение”, 2004, - стр.89, упр.202. Задание: из трех простых предложений составьте и запишите одно сложноподчиненное с двумя придаточными. Образец: Хлынул дождь. Мы бросились к сараю. Сарай стоял на краю деревни. (когда…, который…). – Когда хлынул дождь, мы бросились к сараю, который стоял на краю деревни. Прогремел гром. Не следует бояться молнии. Опасность её удара уже миновала (когда…, то…, потому что…). Мы знаем скорость распространения звука. Вполне возможно определить. Далеко проходит гроза. (если…, как…). Тело опускается в жидкость. Оно теряет часть своего веса. Эта часть равна весу вытесненной им жидкости. (когда…, то…, которая…). Карточка №6. Прочитайте предложение. Укажите ошибочное утверждение. Небо было так ясно (1) воздух так свеж (2) силы жизни так радостно играли в душе Д.И. Менделеева (3) когда он (4) слившись в одно целое с природой (5) сидел на веранде и думал о будущем.
Доп. задание: найдите сочинительный союз и определите, к какой группе сочинительных союзов он относится. 7. Самостоятельная работа с текстом. (упр. 207). Беседа ( вопросы проектируются на интерактивную доску): Как вы пронимаете мысль, высказанную в последнем абзаце текста? (По мнению автора, истинная любовь к Родине – это не только восхищение её красотой, но и осознание того, что должны сохраняться связь поколений и чувство долга перед теми, кто отстоял эту красоту.). Определите стилистическую принадлежность текста. (Публицистический стиль: автор пишет о необходимости патриотизма и его воспитании, о преемственности поколений). * дополнительные задания: 1 вариант: Спишите текст и расставьте знаки препинания. 2 вариант: Сделайте синтаксический разбор предложения из текста: Восхищение красотой земли, где жили деды и прадеды, где нам суждено прожить жизнь, повторить себя в детях, состариться и уйти в землю. Родившую нас, - это важнейший эмоциональный источник любви к Родине. (Примечание: с учащимися, затрудняющимися выполнить задание самостоятельно, ведется индивидуальная работа по разъяснению трудных моментов). 8. Рефлексия. Учащиеся заполняют придуманную мною табличку, которая анализируется без их участия: это надо учителю, чтобы понять, на каком этапе он “перегрузил” учеников.
9. Подведение итогов урока. Беседа: Что изучали на уроке? Достиг ли урок поставленных целей? (Выборочная оценка работ по индивидуальным карточкам (с применением интерактивной доски: Схемы для самопроверки правильности выполнения задания по карточке №2:
Самопроверка по карточка № 3: В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? Над озером уже нет тумана (1) и (2) когда мы подходим к ловушкам (3) вода так прозрачна (4) что видна каждая травинка на дне. б) 1, 2, 3, 4. - Комментирование и выставление оценок. 10 .Сообщение домашнего задания. Параграф 14, примечание 4; 1 вариант: упр.206 (вставить пропущенные знаки препинания, начертить схемы 1, 2, 3 предложений); 11 вариант: упр. 205 (вставить в текст свое предложение, соответствующее данной схеме: (когда…), 1 1, (потому что…), (Информация для учителя: дом. задание тоже проектируется на интерактивную доску, а также можно проектировать различные значки, свидетельствующие о том, что наступил, согласно плану урока, его новый этап. Такая, казалось, на первый взгляд, детская забава помогает решить проблему быстрого переключения внимания учащихся с одного вида работы на другой. Необходимо лишь приучить детей к разграничению их значений: письменная работа или устная, изучение правила или конец урока…) Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |