ТОП 20 статей сайта

 • Сочинения по литературе
 • Филология - рефераты
 • Преподавание литературы
 • Преподавание русского языка

 НАЙТИ НА САЙТЕ:


   Рекомендуем посетить






























































Преподавание русского языка

Использование интерактивной доски при закреплении и обобщении темы "Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными"

Добавлено: 2015.04.18
Просмотров: 666

Куриленко Лидия Павловна, учитель русского языка и литературы

Цели урока:

а) методическая:

  • вариативно-дифференцированная работа в классе с разноуровневой подготовкой учащихся при закреплении темы “СПП с несколькими придаточными”;

б) образовательные:

  • закрепить умение различать основные виды СПП с несколькими придаточными;
  • отработка и закрепление умений правильно расставлять знаки препинания в предложениях с более сложными комбинациями придаточных;
  • отработка умений составлять схемы предложений указанных видов;

в) развивающие:

  • развитие навыков работы с тестами с целью подготовки к ЕГЭ;
  • развитие умений анализировать, обобщать, систематизировать;

г) воспитательная:

  • воспитывать потребность в самостоятельном поиске правильного ответа при работе с книгой (учебником).

Тип урока: урок комплексного применения ЗУН.

Оборудование урока:

  • компьютер,
  • интерактивная доска,
  • проектор,
  • учебник,
  • тетради,
  • тесты,
  • наглядный материал

(таблицы “Н и НН в суффиксах прилагательных”, “Н и НН в суффиксах причастий”).

ПЛАН УРОКА.

Этап урока Время

(мин.)

Цель

(содержание этапа)

1. Организационный момент 1 Нацелить учащихся на урок
2. Орфографическая работа 5 Отработать орфографические умения при работе с тестами
3. Сообщение дополнительных сведений по теме. 3 Сформировать у учащихся представления о более сложных комбинациях придаточных.
4. Графический (схематический) диктант. 5 Отработать умение составлять схемы и воспринимать предложение “на слух”, производя его классификацию.
5. Мини - экзамен 3 Отработать умение отвечать по билетам.
6. Индивидуальная работа с раздаточным материалом, тестами. 8 Проверить сформированность синтаксических умений и качества усвоения материала.
7. Самостоятельная работа с текстом. 10 Отработать речевые, стилистические умения учащихся.
8. Рефлексия. 2 Проверить эмоциональное и физическое состояние учащихся.
9. Подведение итогов урока. 2 Выборочно проверить результаты работы учащихся на уроке.
10. Сообщение домашнего задания. 1 Разъяснить содержание домашнего задания.

(Примечание: уроки в Сеяхе – по 40 минут)

ОФОРМЛЕНИЕ ДОСКИ.

Классная работа.

Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными.

Не может быть хорошего прозаика, если человек не знает наизусть лучших наших поэтов, если он не слышит, как звучит слово, как чередуются в нем звуки.

ХОД УРОКА

1. Оргмомент.

2. Орфографическая работа. ТЕСТЫ.

1. В каком ряду в обоих словах вместо пропусков пишется НН?

А) звери…ый рев, насте…ый;
Б) конопля…ик, обществе…ик;
В) посаже…ый отец; экскурсио…ый;
Г) безветре…ый, клюкве…ый.

2. В каком ряду в обоих словах вместо пропусков пишется Н?

А) связа…ое платье, груже..ый вагон;
Б) увере..ый человек, моще…ая булыжником мостовая;
В) краше…ый пол, кова…ый сундук.

3. В каком слове на месте пропуска пишется НН?

А) лебеди…ая песня;
Б) вещь прода…а;
В) незва…ый гость;
Г) рискова…ый поступок.

11. Самопроверка ( используется интерактивная доска).

(Информация для учителя: можно использовать классную доску в сочетании с интерактивной: 2 ученика работают у доски, класс – с тестом, записанным на интерактивную доску. Затем приглашаются эксперты – ученики, которые оценивают правильность ответов, затем включается интерактивная доска для самопроверки:

САМОПРОВЕРКА:

А) лебединая песня;
Б) вещь продана;
В) незваный гость;
Г) рискованный поступок.

3. Сообщение дополнительных сведений.

А) Работа с учебником – стр.87, параграф 14, примечание, п. 4 (самостоятельно).
Б) Слово учителя о более сложных комбинациях придаточных. Пример (на доске):

Не может быть хорошего прозаика, если человек не знает наизусть лучших наших поэтов, если он не слышит, как звучит слово, как чередуются в нем звуки.

В) Составление схемы (1 ученик у доски, затем - эксперты+ самопроверка (схема проектируется на интерактивную доску):

1, (если…), (если…), (как…), (как…).

4. Графический (схематический) диктант.

Текст диктанта:(1 учащийся у доски ):

А) Будь жесток к себе, если не хочешь, чтобы другие были к тебе жестоки.
Б) Когда говоришь без всякого плана, сам не отгадаешь, куда приведёт тебя твоя речь.
В) И грустно думать, что напрасно была нам молодость дана, что изменяли ей всечастно, что обманула нас она.

11. Работают ученики-эксперты. (Если возникнут затруднения, схемы проектируются на интерактивную доску для самопроверки):

а) 1 1, ( если…), ( чтобы…).- Последовательное подчинение;
б) ( Когда…), 1 1, ( куда…).-Параллельное подчинение;
в) 1 1, ( что…), ( что…). -Однородное подчинение.

Беседа:

- Какое придаточное называется придаточным первой степени?

- Что такое “Принцип ёлочной гирлянды” и в каком типе подчинения он применяется?

(При анализе схем а) и б) полезно провести связь с физикой, напомнив, что последовательно подключается амперметр, чтобы определить силу тока А, и параллельно – вольтметр, чтобы определить напряжение V).

5. Мини-экзамен: (2 ученика):

составь план параграфа 14 (“Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными”);

расскажи о сложных предложениях с несколькими придаточными

(Беседу с экзаменуемыми проводят учащиеся (по желанию), которые задают любой вопрос по теме “Сложноподчиненное предложение”).

6. Индивидуальная работа с раздаточным материалом (Весь класс):

Карточка №1.

Расставьте пропущенные знаки препинания,начертите схему 1-го предложения.

1.Читателю который не хочет попасть впросак полезно знать чем реальный автор отличается от образа повествователя кто такой рассказчик и что означает “я” в художественном произведении. 2.Человек знакомый с азами* науки точнее и глубже поймет, что скрывается за иронией автора что он не договаривает.

*Азы – начальные сведения; от старинного названия буквы А (“аз”).

Дополнительное задание: укажите номер предложения с обособленным распространенным определением, выраженным причастным оборотом.

Карточка №2.

Расставьте пропущенные знаки препинания, укажите вид подчинительной связи, начертите схемы СПП с придаточными.

1.Покажет Русь что есть в ней люди что есть грядущее у ней. 2. Не страшно знать что смерть к тебе придет коль умираешь ты за свой народ. 3. Примечено сто крат что кто за ремесло чужое браться любит тот завсегда других упрямей и вздорней. 4. Обломов не знал с какими глазами покажется он к Ольге что будет говорить она что будет говорить он и решился не ехать к ней в среду.

Карточка №3.

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Над озером уже нет тумана (1) и (2) когда мы подходим к ловушкам (3) вода так прозрачна (4) что видна каждая травинка на дне.

1) 1, 3, 4.
2) 1, 2, 3, 4.
3) 2, 3.
4) 1, 2, 4.

Мы часто повторяем (1) что судить о человеке (2) нужно прежде всего по его делам (3) и я с этим согласен.

1) 1.
2) 2.
3) 1, 3.
4) 1, 2, 3.

3. Говорят (1) что доброта лечит от одиночества (2) и мне представилась возможность (3) убедиться в этом.

1) 1, 2.
2) 2.
3) 1, 3.
4) 1, 2, 3.

Дополнительное задание: начертить схему одного из предложений - по выбору учащегося.

Карточка №4.

Написать сочинение – миниатюру “Печорин и Максим Максимыч на свадьбе у мирного князя” (По роману М.Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”), включив предложения, составленные по данным схемам:

А) (Когда…), 1 1,(что…).
Б) 1 1, (что (если…), то…).

Карточка №5.

По материалам учебника “Русский язык”. 9 класс, С.Г. Бархударов и др.- М. “Просвещение”, 2004, - стр.89, упр.202.

Задание: из трех простых предложений составьте и запишите одно сложноподчиненное с двумя придаточными.

Образец: Хлынул дождь. Мы бросились к сараю. Сарай стоял на краю деревни. (когда…, который…). – Когда хлынул дождь, мы бросились к сараю, который стоял на краю деревни.

Прогремел гром. Не следует бояться молнии. Опасность её удара уже миновала (когда…, то…, потому что…).

Мы знаем скорость распространения звука. Вполне возможно определить. Далеко проходит гроза. (если…, как…).

Тело опускается в жидкость. Оно теряет часть своего веса. Эта часть равна весу вытесненной им жидкости. (когда…, то…, которая…).

Карточка №6.

Прочитайте предложение. Укажите ошибочное утверждение.

Небо было так ясно (1) воздух так свеж (2) силы жизни так радостно играли в душе Д.И. Менделеева (3) когда он (4) слившись в одно целое с природой (5) сидел на веранде и думал о будущем.

  • это предложение с союзной и бессоюзной связью;
  • оно состоит из четырех простых предложений;
  • запятые нужны на месте цифр 1, 2, 3, 4, 5;
  • схема данного предложения 1 1, 1 1, (когда…, (…), … ),

Доп. задание: найдите сочинительный союз и определите, к какой группе сочинительных союзов он относится.

7. Самостоятельная работа с текстом. (упр. 207).

Беседа ( вопросы проектируются на интерактивную доску):

Как вы пронимаете мысль, высказанную в последнем абзаце текста?

(По мнению автора, истинная любовь к Родине – это не только восхищение её красотой, но и осознание того, что должны сохраняться связь поколений и чувство долга перед теми, кто отстоял эту красоту.).

Определите стилистическую принадлежность текста.

(Публицистический стиль: автор пишет о необходимости патриотизма и его воспитании, о преемственности поколений).

* дополнительные задания:

1 вариант: Спишите текст и расставьте знаки препинания.

2 вариант: Сделайте синтаксический разбор предложения из текста:

Восхищение красотой земли, где жили деды и прадеды, где нам суждено прожить жизнь, повторить себя в детях, состариться и уйти в землю. Родившую нас, - это важнейший эмоциональный источник любви к Родине.

(Примечание: с учащимися, затрудняющимися выполнить задание самостоятельно, ведется индивидуальная работа по разъяснению трудных моментов).

8. Рефлексия.

Учащиеся заполняют придуманную мною табличку, которая анализируется без их участия: это надо учителю, чтобы понять, на каком этапе он “перегрузил” учеников.

Ф. И.уч-ся……….

Класс………….

1. Что понравилось на уроке:

а) вначале б) в середине в) в конце
…………… …………….. …………….

11. Что чувствую: усталость или бодрость:

а) в начале урока: б) в середине: в) в конце:
……………. ………………. ....................

9. Подведение итогов урока.

Беседа:

Что изучали на уроке?

Достиг ли урок поставленных целей?

(Выборочная оценка работ по индивидуальным карточкам (с применением интерактивной доски:

Схемы для самопроверки правильности выполнения задания по карточке №2:

а) 1 1, (что…), (что…).
б) 1 1, (что…), (коль…).
в) 1 1, (что…, (кто…), …).

Самопроверка по карточка № 3:

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Над озером уже нет тумана (1) и (2) когда мы подходим к ловушкам (3) вода так прозрачна (4) что видна каждая травинка на дне.

б) 1, 2, 3, 4.

- Комментирование и выставление оценок.

10 .Сообщение домашнего задания.

Параграф 14, примечание 4;

1 вариант: упр.206 (вставить пропущенные знаки препинания, начертить схемы 1, 2, 3 предложений);

11 вариант: упр. 205 (вставить в текст свое предложение, соответствующее данной схеме: (когда…), 1 1, (потому что…),

(Информация для учителя: дом. задание тоже проектируется на интерактивную доску, а также можно проектировать различные значки, свидетельствующие о том, что наступил, согласно плану урока, его новый этап. Такая, казалось, на первый взгляд, детская забава помогает решить проблему быстрого переключения внимания учащихся с одного вида работы на другой. Необходимо лишь приучить детей к разграничению их значений: письменная работа или устная, изучение правила или конец урока…)