Преподавание русского языка
Урок русского языка в 6-м классе "Разноспрягаемые глаголы"
Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Добавлено: 2015.04.16
Просмотров: 807
Волокитина Лидия Михайловна, учитель русского языка и литературы Цели: - повторить морфологические признаки глагола;
- закрепить умение отличать глаголы от других частей речи;
- повторить спряжение глаголов;
- дать понятие о разноспрягаемых глаголах.
ХОД УРОКА I. Организационный момент II. Вступительное слово учителя. Сообщение темы урока, цели и задач III. Повторение 1. Выборочный диктант. Прослушайте стихотворение и выпишите глаголы на слух. (Приложение 1. Слайд 3) 2. Проверка выписанных глаголов по ключу. (Приложение 1. Слайд 4) 3. Работа с учебником. – Откройте учебники на странице185, параграф 80, прочитайте. – С какими морфологическими признаками глагола вы познакомились в начальной школе и в 5 классе? – Как определить вид глагола? – Какие глаголы относятся ко II спряжению? А к I спряжению какие? – Проиллюстрируйте свои ответы примерами. 4. Самостоятельная работа. – А сейчас, пожалуйста, определите спряжение, вид и время глаголов, которые стоят в инфинитиве. – Какие из этих признаков постоянные, какие – непостоянные? – Почему форма подчеркнутых глаголов называется неопределённой? 5. Работа с учебником. – Откройте учебники на странице186, найдите упражнение 458. – Прочитайте пословицы и сделайте вывод: что нужно помнить о правописании неопределённой формы глагола? (Ь на конце после согласных и шипящих, сохранение его перед возвратным суффиксом СЯ). 6. Немой диктант (Приложение 1. Слайд 5) – Запишите глаголы в неопределённой форме по выражению и образуйте от них антонимы. (Приложение 1. Слайд 6) – Давайте вспомним, что такое спряжение? – Проспрягайте два любых глагола I и II спряжения из антонимичных пар, выделите окончание (Двое учащихся работают у доски). 1 л. улыбаюсь улыбаемся 2 л. улыбаешься улыбаетесь 3 л. улыбается улыбаются 1 л. грущу грустим 2 л. грустишь грустите 3 л. грустит грустят IV. Усвоение и закрепление нового материала 1. Сценка о спряжении глаголов Светлана Даниловна и Апельсинкина –старшая мирно шагали по дорожке, когда им повстречалась синеглазая старушка в кроссовках и белом платке. – Милушки, скажите, где здесь дорога на Первоспряженск и Второспряженск? Я мэрская бабушка. – Кто это вам сказал, Что вы – мерзкая? – возмутилась Юлька. – Это ваш неблагодарный внук так считает? Не верьте. Вы очень симпатичная! – Да нет же, мой внук милый и добрый. Да и я не мерзкая. Вы не поняли: я мэрская бабушка, то есть бабушка мэра – мэр-ская. Мой внук Ударение – мэр сразу в двух городах: в Первоспряженске и во Второспряженске. Бывало, он сам ко мне в гости наезжал, да раз вот поехал, так без него там путаница приключилась. Придётся теперь мне его навещать. – Да, – сказала Юлька, – без вашего выдающегося внука Ударения и без рыцаря Неопределённая форма спряжение никак не определить! Вместе с бабушкой Юлька и Светлана Даниловна дошли до перекрёстка трёх дорог. На указателе было написано: Первоспряженск Разноспряженск Второспряженск – До свидания, милушки, – сказала на прощание старушка и ушла навещать своего внучонка мэра. – А что это за Разноспряженск такой? – Юлька кивнула на указатель. – Это малюсенький городок. Даже скорее деревушка. Там живут несколько разноспрягаемых глаголов. – Как это – разноспрягаемых? 2. Работа с учебником – Откройте учебник на странице 190. Рассмотрите таблицу. Почему эти глаголы действительно являются разноспрягаемыми? – Есть такие глаголы. Раньше они кочевали: то поживут в городе Первоспряженске, то во Второспряженск переберутся. А потом им надоело ездить туда-сюда, и они основали свою деревушку – Разноспряженск. (Приложение 1. Слайд 7) – Кроме разноспрягаемых, есть и другие глаголы, которые спрягаются по-особому. Они тоже живут в Разноспряженске. (Приложение 1. Слайд 8) – Рассмотрите таблицы. (Приложение 1. Слайд 9) Обратите внимание на выделенное окончание глаголов ЕСТЬ и ДАТЬ. – В чём особенность спряжения этих глаголов? – Одинаковые ли основы у этих глаголов в единственном и во множественном числе? (При спряжении глаголов ЕСТЬ и ДАТЬ меняется основа у глаголов). 3. Сказка – А я знаю сказку, которая так и называется « Хотеть, есть, дать, бежать». (Ученик рассказывает сказку о разноспрягаемых глаголах). 4. Самостоятельная работа – А сейчас выполним упражнение 474. Прочитайте текст, вставьте пропущенные буквы и раскройте скобки. Спишите. Укажите вид, лицо и число разноспрягаемых глаголов хотеть, бежать. V. Итог – Что нового узнали на уроке? – Какие глаголы относятся к разноспрягаемым? – Почему? 1. Занимательная минутка. – На каком лингвистическом явлении основан каламбур? (Приложение 1. Слайд 10) Поэт, в плену возвышенных идей Не игнорируй прозу средней школы. Чтобы глаголом жечь сердца людей, Необходимо твёрдо знать глаголы! (Явление омонимии: глагол и глагол – омонимы) 2. Словарная работа. (Приложение 1. Слайд 11) Каламбур – остроумная шутка, основанная на использовании слов, сходных по звучанию, но разных по значению. Игнорировать – умышленно не замечать. VI. Домашнее задание: параграф 81, упражнение 473. (Приложение 1. Слайд 12)
Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599
Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21
|