Преподавание литературы Разработка урока в 6-м классе по теме "В мастерской художника слова". А.С. Пушкин. "Зимнее утро"Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 1057 Демидова Галина Александровна, учитель русского языка и летературы Цель:
Методы:
Оборудование:
Ход урока Слово учителя. На фоне музыки Чайковского “Времена года” звучат тихо слова учителя: – Сейчас стоит осень – любимое время года великого русского поэта А.С.Пушкина. На улице октябрь, который срывает последний лист; пройдет ноябрь с дождями, слякотью, первым морозцем и наступит она – красавица – зима. Русская зима завывает метелями, искрит, слепит белоснежным снегом, который скрипит под ногами, тянет морозцем, обжигает щеки, бодрит, веселит. Русскую зиму описывали в своих произведениях художники, ею восхищались поэты, ей посвящали свои мелодии композиторы. Звучит мелодия из произведения Чайковского “Зима”. В это же время гаснет свет, и на экране проецируются слайды с зимним пейзажем. (Работы ребят из художественной школы и произведения искусства местных художников). Вопрос: Что вы чувствуете? Какие мелодии, тональность, ритм, настроение? Каждая из картин вызывает разные чувства, так как автор хотел выразить все по-своему, по-разному. Посмотрите на выставку: здесь представлены картины выдающихся художников, фотографов, которые запечатлели нашу зимушку в разное время. Обратите внимание, какими красками пользуются художники при описании картин. Опишите любую из них. Какие чувства вызывают у вас эти картины? Устное описание картины (2–3 ученика). А теперь представьте себе, что вы проснулись зимним утром и увидели, что вся комната залита ослепительным солнечным светом. Вы подбегаете к окну. Изумленно охаете. Что же вы там видите? Попробуйте рассказать, передать это нам. Рассказ учащегося. А сейчас вы узнаете, как об этом говорит А.С.Пушкин в стихотворении “Зимнее утро”. Запись темы урока. Слово учителя, записанное на диск. Существует воспоминанье. Зимой 1829 года Пушкин жил в имении матери – Михайловском, ему нужно было заработать деньги для женитьбы на Н.Н.Гончаровой. Он много писал, но не всегда приходила муза. Иногда тоска захватывала поэта. И вот в один из длинных скучных зимних вечеров он велел запрячь сани и помчался к своим тверским друзьям. Кони летели во весь дух. Дул ветерок, мела поземка. Когда подъезжали к имению, разыгралась сильная буря, не было видно низги. Кое-как добрались до дома. Друзья встретили Пушкина с радостью, зажгли свечи, разожгли камин, “все пошло вверх дном; смех, шутки, говор так и раздаются по комнатам”. Веселье продолжалось до утра. Пушкина отвели в отдельную комнату, где в печи догорали последние дрова. Было темно на улице. Его охватило вдохновение. Вы уже знаете о роли вдохновения в жизни каждого человека. А особенно для поэта. Пушкин сел к столу, на котором горела свеча( В классе гаснет свет и зажигается свеча), взял перо и полились строчки
И вот поэт дописал последнюю строчку, улыбнулся загадочно и пошел спать. Утром в комнату зашел слуга, Пушкин еще спал, зажег свечу, затопил печь, увидел на столе исписанные листы, взял их и прочел:
Каково же было удивление слуги, когда он вышел на улицу и действительно увидел, что на улице: “под голубыми небесами великолепными коврами, блестя на солнце, снег лежит”. Но это только воспоминание…. Вопрос. Как же автору удалось предвидеть перемены в погоде? Это и сейчас для нас остается загадкой. И, тем не менее, эти стихи появились. Заглянем в мастерскую поэта. Вот как передает свое чувство А.С.Пушкин. Прослушивание стихотворения. (Запись на диске образцового чтения учителем или подготовленным учеником.) Вопрос. Так прочитал стихотворение актер, а как же должен прочесть каждый из вас? Выразительное чтение. Работа в парах. Звучит музыка . Анализ стихотворения. Вопрос. – Как же меняется настроение стихотворения ? Найдите это в тексте. Ответ учащегося. После слов.
от печальных воспоминаний переходим к светлой радости. Да, теперь все преображается, блестит, сверкает. Чувство радости растет, требует движения, хочется навестить милые сердцу места. Звучит музыка. Вопрос. – Какие художественные средства помогают понять, передать нам настроение, чувства поэта? – Какие художественные средства поэтической речи вы знаете? (Эпитет, олицетворение, сравнение, метафора, антитеза). Беседа с элементами анализа. – Какие же средства выразительности использует здесь автор? – Прочитайте, найдите, постарайтесь доказать, можете работать в парах, группах. – Назовите основные изобразительно-выразительные средства, используемые в стихотворении, приведите их примеры. – Какое лирическое чувство передает автор данным стихотворением? – Удалось ли ему передать вам свое настроение? Попытаемся понять чувства автора.
Картина, нарисованная во П. строфе противопоставляется картине утра.
– Сравните 1. и 2. строфа. – Какие слова использует автор? Какие краски помогают понять настроение автора? П стр.: злилась, мгла, бледные, мрачные, печальные. 1 стр.: великолепными, блестя, блестит, озарена, веселым, приятно. Импровизация. Читая строфы, в которых изображается зимнее утро, постарайтесь представить себе эти картины: сверкающий на солнце снег, далекий лес, иней на ветках ели…Мультимедийные презентации. Работы учащихся. А главное – передать чувство радости, удивления, неожиданности. – Ну а картины вчерашнего вечера, как ее прочитать? (Стихи будут звучать тревожно, печально, возникают образы: вьюга, мгла, луна…) Вывод. Вопросы. – Как же художественные средства помогают автору создать великолепную картину зимнего утра? – Вы убедились в том, что художником быть непросто? – Действительно, Пушкин необыкновенный поэт? Выразительное чтение стихотворения учащимися (2– 3). Проверочная работа. Тест по стихотворению А.С. Пушкина “ Зимнее утро”. Домашнее задание.
Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |