Преподавание литературы
"Я испытываю жалость ко всему человечеству". Урок внеклассного чтения по рассказу Л.С. Улицкой "Дочь Бухары"
Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Добавлено: 2015.04.15
Просмотров: 787
Чупрынина Галина Васильевна, учитель русского языка и литературы Цели урока: обучающая: научить учащихся интерпретировать текст через высокую степень объективного повествования; развивающая: развитие аналитических умении в процессе художественного текста; воспитывающая: формирование нравственных качеств у школьников. Задачи: 1. Через внимательное, вдумчивое чтение определить художественную манеру Л.С. Улицкой: передать терпимое отношение к другой нации, культуре, миру. 2. Проанализировать художественную манеру писателя, художественный мир. 3. Проследить, как создается образ героини: – через отсутствие имени; – самопризнания; – авторской оценки; – развернутого монолога. Эпиграф к уроку: Каких только людей нет у царя. Н. Лесков Деятельность учащихся на уроке Чтобы понять характер эпохи, проведем лексическую работу. 1. Лексическая работа. (На карточках) Флигель – пристройка сбоку главного здания или дом во дворе здания, уменьш. флигелек. 1. флигелю прилегал небольшой сад. 2. Этот флигель и прежде существовавший наособицу, с возвращением докторского внука так и запылал особенной, красивой и богатой жизнью. Люмпен – (разг.) деклассированный слой людей (преступники, бродяги, нищие), а также (разг.) человек, принадлежащий к такому слою, прил. люмпенский. Со слепоглухотой, свойственной всем счастливчикам, с. 175. Майор – офицерское звание или чин рангом выше капитана и ниже подполковника, а также лицо, носящее это звание или имеющее этот чин. Брандмауэр (спец.) стена из несгораемого материала, разделяющая смежные строения или части одного строения в противопожарных целях прил. брандмауэрный. В глубине огромного и запутанного, разделенного выгородками дровяных сараев и бараков двора, прилепившись к брандмауэру соседнего доходного дома. Опель-кадет Во двор въехал “Опель-кадет” и остановился возле калитки докторского дома. Вывод по лексической работе. 2. Человек и окружающий мир в рассказе. (философия жизни героев) Ученица: Анкудинова Лена 1946 год “люди” (соседи) | семья Бухары | жадное любопытство Над цветочными горшками в разнокалиберных окнах появились старушечьи лица, соседки уже высыпали во двор. | счастье, особенная, красивая и богатая жизнь. Этот флигель запылал особенной, красивой и богатой жизнью | соседи | Бухара | агрессивное желание Прежнее жадное любопытство соседей, сменилось агрессивным желанием потеснить пришелицу, “уплотнить”, как тогда еще говорили | полная отчужденность спокойствие Дохлые кошки со всей округи постоянно перекидывались через высокий забор Бухары, но она не была брезглива, выносила кошек на помойку. | окружающие (прохожие) | Милочка и Григорий | нехороший интерес Не было человека, который не оглянулся бы им в след. Мальчишки кричали в спину какие-то дворовые неприятности. | любовь к жизни, друг к другу Они были так заняты друг другом, что совсем не замечали чужого нехорошего интереса. | Здоровая эпоха, здоровое общество, а в духовном плане какое наше общество. Чтобы ответить на этот вопрос обратимся к образам Милочки и Бухары. 3. Проблема больного-здорового, больного-больного в рассказе. Ученица: Семантика имени. Больная Милочка. Симптомы болезни. 1. Диагноз: классический синдром Дауна. – желтолицая; – желтоволосая (жидкие желтые волосы); – плоская бессмысленно-жизнерадостная мордочка; – маленький раздавленный нос; – всегда приоткрытый мокрый рот; – редко доживают до совершеннолетия; – отсутствие хватательного рефлекса; – мышечная расслабленность; – толстая круглая голова. Но стремление к совершенству было в ней заложено. Учитель: Подходить к выбору имени нужно очень осторожно. И Бухара знала, как назвать своего первенца. Чтобы определить характер героев, обратимся к имени, выбор имени – это божий дар. Имя героя | Значение имени | 1. Людмила | “милая людям” | 2. Григорий (греч.) | “бодрое отношение к жизни” | 3. Наум (др.-евр.) | “утешающий” | Учитель: – Детство Милочки. Что в нем было привлекательным? – Кто помог Милочке не чувствовать себя неполноценной? Вывод: больной человек намного тоньше воспринимает мир. Как рождение дочери повлияет на дальнейшую жизнь Бухары. Вывод: Бухару бросил с больной дочерью муж, Бухара сама становится больной. Болезнь физически уничтожает, надрывает прекрасного человека. А духовно Бухара здорова. Она лучше всех понимает жизнь, любит дочь. Выразительное чтение диалога. Задание классу: проанализировать взаимоотношения матери и дочери. Вывод. Учитель. Определим художественную манеру писательницы. Принцип контраста как художественная манера Улицкой. молодая женщина невиданной восточной красоты цветные платья хрупкая Бухара подростковая узость таза шафрановые, мускусные руки (тонкие пальцы) жидкие желтые волосы (болезнь Милочки) ножки детского размера дом Бухары (генеральская квартира) | она сильно исхудала, потемнела лицом. Лицо ее обросло по щекам и подбородку неприятным черным пухом, оделась в темное Танюша мужского роста, плечистая с самоварным румянцем и крутой лохматящейся косой. Тамара Степановна, грузная и грубая, крупнопористая, круто завитая, толстоногая нарядные бантики, цветные шелковые платьица туфли на каблуках (грузинские лакировки на толстом пробковом каблучке) маленький деревянный домик, совершеннейшая избушка на курьих ножках. Бермана | Учитель: Вспомним предыдущий урок внеклассного чтения по повести А. Алексина “Безумная Евдокия”. 4. Сравнительная характеристика семейных отношений в повести А. Алексина “Безумная Евдокия” и в рассказе Л.Е. Улицкой “Дочь Бухары”. Родители Оли. Чувства: | Родители Милочки чувства Отца: отчаяние, страх Матери: сердечная привязанность, любовь | Учитель: 5. “Каких только людей нет у нашего царя!”. Вспоминает цитату Николая Лескова Улицкая в одном своем рассказе. Каких же людей вы встретили в рассказе Улицкой “Дочь Бухары”. Учащиеся делают выводы по теме. Заключительное слово учителя. 1) Жанровая специфика рассказа: бытилистическая трагедия. 2) Проблематика рассказа: больное – здоровое гуманное – антигуманное родное – чужое. 3) Идея самопожертвования. 4) Автор и герой рассказа: культ духовной личности нравственное совершенство внутреннего мира. 5) Бытие: трагичность, острое ощущение людской пошлости. 6) Мотивы классических произведений (Л.Н. Толстого и др.) Человек и окружающий мир окружающие (прохожие) | милочка и Григорий | нехороший интерес | любовь к жизни, друг другу | Не было человека, который не оглянулся бы им вслед. Мальчишки кричали в спину какие-то дворовые непристойности. | Они были так заняты друг другом, что не замечали чужого хорошего интереса. | Человек и окружающий мир соседи | бухара | агрессивное желание | полное отчуждение, терпимость | Прежнее жадное любопытство соседей, сменилось агрессивным желанием потеснить пришелицу, “уплотнить” | Дохлые кошки со всей округи постоянно перекидывались через высокий забор Бухары, но она не была брезглива, выносила кошек на помойку. | Человек и окружающий мир “люди” (соседи) | семья бухары | жадное любопытство | любовь, погруженность в семью | Над цветочными горшками в разнокалиберных окнах появились старушечьи лица, соседки уже высыпали во двор. | Этот флигель запылал особенной, красивой и богатой жизнью | Принцип контраста как художественная манера Л.Е. Улицкий молодая женщина невиданной восточной красоты | Она сильно исхудала, потемнела лицом. Лицо ее обросло по пхекам и подбородку неприятным черным пушком | цветные платья | оделась в темное | хрупкая Бухара | Танюша мужского роста, плечистая, с самоварным румянцем и крутой лохматящейся косой. | подростковая узость таза, шафрановые, мускусные руки, тонкие пальцы | Тамара Степановна, грузная, грубая, крупнопористая, круто завитая, толстоногая | жидкие желтые волосы | нарядные бантики, цветные шелковые платьица | ножки детского размера | туфли на каблуках грузинские лакировки на толстом пробковом каблучке | | маленький деревянный домик, совершеннейшая избушка на курьих ножках | диагноз | симптомы болезни | классический синдром Дауна | желтолицая; желтоволосая; маленький раздавленный нос; приоткрытый мокрый рот; толстая круглая голова; плоская бессмысленно-жизнерадостная мордочка; пухлые короткие пальчики; вялая отечная | Заболевание в результате генетической аномалии | | Имена героев и их значение Имя героя | Его значение | 1. Людмила | (лат.) людям милая | 2. Андрей Иннокентьевич | (греч.) мужчина | 3. Татьяна | (греч.) поставленная, назначенная | 4. Дмитрий | (греч.) посвященный богине плодородия Деметре | 5. Паша (Павла) | (лат.) малая | 6. Тамара | (груз.) с евр.: Фамарь – пальма | 7. Григорий | (греч.) бодрствующий | 8. Наум Абрамович | (евр.) утешение | 9. Аля | (греч.) добрая | 10. Бухара | запольная, пустошная земля, где каждые 3–4 года сеется рожь. Сенокос в лесу растет трава лист, листуга. Последний разбор пеньковой и льняной пакли. | Принцип контраста как художественная манера Л.Е. Улицкий молодая женщина невиданной восточной красоты | Она сильно исхудала, потемнела лицом. Лицо ее обросло по щекам и подбородку неприятным черным пушком | цветные платья | оделась в темное | хрупкая Бухара | Танюша мужского роста, плечистая, с самоварным румянцем и крутой лохматящейся косой. | подростковая узость таза, шафрановые, мускусные руки, тонкие пальцы | Тамара Степановна, грузная, грубая, крупнопористая, круто завитая, толстоногая | жидкие желтые волосы | нарядные бантики, цветные шелковые платьица | ножки детского размера | туфли на каблуках грузинские лакировки на толстом пробковом каблучке | | маленький деревянный домик, совершеннейшая избушка на курьих ножках | Сопоставительная характеристика семейных отношений в повести А.Алексина “Безумная Евдокия” и в рассказе Л.Е. Улицкой “Дочь бухары” | | “Безумная Евдокия” | “Дочь бухары” | 1. | Имя героя | Надежда | Бухара | 2. | Внешность | напоминала ребенка (“милая детская непосредственность”) | хрупкая; подростковая узость таза; тонкие пальцы | 3. | Черты характера | терпимость; самопожертвование | терпимость; самопожертвование | 4. | Болезнь | порок сердца | рак | 5. | Отношение к дочери | любовь | любовь | Вывод: жертвенная любовь | Что читать? Рассказы Дочь Бухары Пиковая дама Перловый суп Голубчик Сонечка Романы Медея и её дети Казус Кукоцкого Искренне ваш Шарик Повести Весёлые похороны Бухара... Есть суррогаты доброты, Знакомы с ними я и ты. Вот, например, без пользы доброта – Она есть нетерпенье сердца, суета. Но такие есть недра души, Что замрешь коленопреклоненный – Тем, чем мы пред Богом хороши, Один бывает столько одаренный. Имя тонкое, нелепое – Аля, Хрупкий азиатский стан, На чужбине Бухарой ее прозвали, А судьбой еще суровей был подарок дан. Рожденье дочери больной – Людмилы Стрелой пронзило жизни полотно, И было сколько лее любви, душевной силы, Чтоб пополам не разошлось оно. Измена мужа и болезнь от тяжкой доли, Страданья не могли затмить Ей Богом данной высшей воли – Полезной матерью до дней последних быть.
Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599
Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21
|