Преподавание русского языка Программа факультативного курса "Деловой этикет" (10–11-й класс)Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2015.04.14 Просмотров: 692 Чекалина Светлана Витальевна, учитель русского языка языка и литературы В любом самом мелком, самом незначительном, Для успеха в жизни умение обращаться с людьми Сегодня чрезвычайно актуально все, что связано с понятием «Культура» – понятием очень многозначным и емким: культура политическая, административная, правовая, массовая, духовная; культура управления, труда, производства, общения, поведения, речи, полемики и др. Названные сочетания слов, функционирующие в современном речевом общении, может быть, не всегда точно и полно определяют понятие, о котором идет речь, но сам факт их широкого употребления достаточно информативно характеризует нашу сегодняшнюю повседневную жизнь. В 1991 году Д. С. Лихачев, отвечая на вопросы журналистов: «Как сохранить себя нравственно? Как сохранить в себе доброту, отзывчивость? Как сохранить в человеке человеческое?, – сказал, – Культура, только культура может помочь нам. И в отсутствии ее – причина многих бед. У нас в упадке ныне и человеческая культура, и культура общения. Объединить нас может только высокая культура. Культура едина для всего человечества, всем она мила. Забота о культуре должна быть всеобщей. Нас спасет культура». Очень точный, лаконичный ответ, понятный людям разного социального положения, можно даже сказать, руководство к действию. И сразу же появляется масса вопросов. Почему в государстве все еще нет долгосрочной концепции развития культуры? Почему до сих пор не создана общероссийская программа воспитания общества? Нужны ли правительству культурные граждане? Воспитание культуры общения начинается детского сада, далее – школа, затем – ВУЗ. На занятиях, уроках, классных часах, утренниках детям говорят о правилах поведения в обществе. Новые знания, как правило, сообщаются без определенной системы, редко повторяются и вследствие этого учащиеся и студенты мало ознакомлены с нормами человеческого общежития. Хорошие манеры необходимы каждому. На первый взгляд, кажется, что любой человек может легко и быстро освоить все правила этикета. В определенной степени это так. Но самовоспитываться гораздо труднее, для этого мало знать, как себя вести. Необходимо применять эти знания на практике, применять систематически, и тогда они станут второй натурой. Это возможно, если каждым будет осознана насущная необходимость культуры поведения, освоен тот багаж знаний эстетики поведения, хороших манер, который накоплен человечеством. Помочь в этом должны уроки этикета. Этикет, прежде чем стать таким, как сегодня, выдержал немалые изменения. Но основные правила остались те же, что и в знаменитом сочинении Эрзама Роттердамского Дезирия «О правилах хорошего тона», что в книгах Платона, Аристотеля, Декарта. Ибо фундамент этикета – воспитанность, вежливость, Уважительное отношение к себе и окружающим, желание сделать общение как можно более комфортным. Главные, лучшие традиции этикета остаются в своем освященном веками виде. Поэтому чувство меры, вежливость, тактичность, скромность, а главнее – искренняя благожелательность по отношению ко всем людям – вот качества, которые безотказно помогут нашим воспитанникам в любых жизненных ситуациях. Именно на регулирование взаимоотношений людей в разных сферах труда и быта, на согласование личного и общественного интересов направлены правила общения. Они возникли, как ответ на потребность людей облегчить, организовать, упорядочить контакты, сделать их более полезными, красивыми, радостными. Соблюдение этих правил – проявление общей культуры человека. Усвоить правила делового этикета поможет программа данного факультативного курса. Программа рассчитана на учащихся 10-11 классов, материал изучается на более высоком уровне, в соответствии со спецификой возрастного и психологического развития старших школьников и их интересами. Цель программы:
Задачи программы:
Формы и методы работы Программа курсов предполагает лекционные занятия, беседы, лекции – рассуждения, практические занятия, тренинги, игровые моменты, анализ коммуникативных ситуаций, анализ поступков, дискуссии, «круглый стол», доклады учащихся, информ-дайджест, состязание ораторов, занятия в компьютерном классе, тестирование, ток-шоу, практические конференции, устные журналы, игры с элементами драматизации, ролевые игры, практикум – соревнование, консультации психолога. Актуальность темы У современного человечества масса проблем, среди которых совершенствование человека, считаю, – одна из острых. Почему? Да потому, что все мы хотим жить по-новому. Лучше, зажиточнее и культурнее, чем раньше. А для этого мы и сами должны стать другими, учиться по-новому думать, трудиться, вести себя дома, в коллективе. В общественных местах. Да, учащихся надо учить культуре общения. В жизни ведь все взаимосвязано, какова нравственная атмосфера, таковы и настроение, и дисциплина, и даже результативность труда. Большинство людей треть своей жизни проводят в различных коллективах, в которых их деятельность неразрывно связана с деятельностью других. Дружный, слаженный коллектив всегда и быстрее, и лучше выполнит свое дело, чем тот, в котором происходят частые конфликты, нет порядка в организации работы. Не потому ли иные идут на работу с легким, спокойным сердцем, а иные – с досадой, раздражением, которые неминуемо сказываются на результатах и их личного труда и труда всего коллектива? Современная школа мало занимается проблемами социализации личности, социально – речевой подготовкой к жизни вне школьных стен. Ученики почти ничего не знают о нормах и правилах поведения в трудовом коллективе, о морально – психологическом климате, об этике служебных отношений. Между тем такие знания, владение навыками культуры служебных отношений остро необходимы начинающему работнику. Выпускники школ зачастую не способны самостоятельно написать автобиографию, заявление в приемную комиссию какого-либо учебного заведения. Составление такого документа, как апелляция, становится для большинства из них мучительным написанием еще одного сочинения. Вот почему жизненно важно воспитать в учащихся основные качества, определяющие социальную ценность каждого члена любого трудового коллектива: глубокую благожелательность к людям вообще и строгую дисциплину в отношении к своим трудовым обязанностям. Поможет в этом проект данного факультативного курса. Основная функция русского языка – общение. На пороге взрослой жизни ребята должны знать правила служебного этикета, правила делового общения, правила поведения среди сверстников и преподавателей. Данный курс поможет научить детей вести деловой разговор, деловую беседу, оформить в соответствии с нормами русского языка деловые бумаги. А это, в свою очередь, поможет ребятам успешно общаться с теми, кто будет принимать их на работу, кто будет их учить, наконец, с будущими коллегами. Кроме этого поможет выпускникам не чувствовать себя неловко в новой незнакомой обстановке, кроме того, человек, поминутно не задающий вопросов секретарю приемной комиссии, работнику отдела кадров о том, где поставить число, где указать свой адрес производит хорошее впечатление. В результате изучения курса учащиеся должны уметь:
Структура факультативного курса Деловой этикет Часть 1 – Деловой стиль речи Часть 2 – Деловые бумаги Часть 3 – Культура делового общения Первая часть курса знакомит учащихся с языковыми особенностями научно – делового стиля речи на лексическом, морфологическом, синтаксическом уровнях. Выполняя различные задания и упражнения, ребята научатся вести деловой разговор, деловую беседу; будут совершенствовать речевую и письменную грамотность. Назначение второй части – научить учащихся оформлять деловые бумаги в соответствии с нормами русского языка. Учитель познакомит с образцами автобиографии, заявлений, доверенности, резюме, апелляции. В третьей части учащиеся познакомятся с понятиями «этикет, служебный этикет, этика, служебная этика», с нормами поведения в трудовом коллективе; получат рекомендации по поведению в различных ситуациях; усвоят навыки устного этикета. Знание норм и правил делового общения поможет взглянуть на себя со стороны, оценить свои способности и деловые качества. <Приложения 1> Литература:
Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |