ТОП 20 статей сайта

 • Сочинения по литературе
 • Филология - рефераты
 • Преподавание литературы
 • Преподавание русского языка

 НАЙТИ НА САЙТЕ:


   Рекомендуем посетить






























































Преподавание русского языка

Урок-закрепление по теме "Местоимение как часть речи"

Добавлено: 2015.04.14
Просмотров: 652

Белкина Юлия Алексеевна, доцент кафедры русского языка, культуры речи и методики их преподавания

Цель: Закрепить и усвоить пройденный материал по данной теме.

Задачи:

  1. Организовать групповую и индивидуальную работу учащихся по теме: Местоимение, для контроля над усвоенными знаниями.
  2. Организовать нестандартную форму проведения занятий в виде игры-соревнования для привлечения интереса и познавательной активности со стороны учащихся.
  3. Включить в занятия основные виды лингвистических работ по данной части речи, которые предполагаются для усвоения программами школьного курса.

Раздаточный материал:

  1. Карточки-жетоны (18 шт.)
  2. Бланки с заданиями (18 шт.)
  3. Цветные ключи (6 шт.)

Предварительная подготовка: Для заключительно этапа урока, где происходит разгадывание ключевого слова необходимо подготовить 6 небольших квадратов из цветной бумаги разной окраски. Их следует расположить на доске в нужной последовательности, чтобы каждый цветной квадрат соответствовал одному слогу данного ключевого слова ( ме – сто – и – ме – ни – е).

После этого необходимо подготовить прямоугольники, во-первых, из бумаги таких же цветов (6 шт.), которые были использованы для ключевого слова, а также других расцветок (6-10 шт.).

Затем в тех прямоугольниках, которые соответствуют цветам ключевого слова, нужно написать слоги этого слова в нужной последовательности и в соответствии с цветом. Далее вокруг цветных квадратов ключевого слова нужно расположить в разноброс соответствующие им по цвету прямоугольники, а также прямоугольники других цветов, “пустые”. Все это желательно сделать на доске с закрывающимися ставнями, чтобы открыть их только в финале игры.

Схематично это выглядит так:

Ход урока-игры

Ведущий 1: “Здравствуйте ребята! Сегодня мы с вами поиграем в увлекательную игру, но при этом не просто поиграем, а заодно поймем, чему же мы научились на предыдущих занятиях и что узнали о такой части речи как местоимение”.

Ведущий 1 предлагает учащимся ознакомиться с правилами игры:

  1. Учащимся следует разделиться на 3 команды и обозначить свое название.
  2. Игра проходит в виде соревнования и все задания, кроме общекомандного идут на время. Цель каждого команды на протяжении всех конкурсов набрать максимальное количество жетонов (6 шт.) для того, чтобы выйти в финал, открыть ключевое слово и попасть в “сокровищницу” (заготовка на доске).
  3. Какая из команд правильно и своевременно справиться с заданием, та и получит жетон.
  4. Если команды выполнили задание в соответствии с заданным временем и одинаково правильно, то все 3 команды имеют право получить по жетону.
  5. Если участники команды отказываются от участия в том или ином конкурсе, то у этой команды изымается один уже заработанный жетон или же эта команда не участвует в данном конкурсе (если нет жетонов).

Ведущий объявляет начало игры, а также задание для 1 конкурса. Перед выполнением раздает иллюстративный материал: “Это задание выполняется общекомандно. Вам предлагаются 8 ассоциативных картинок, которые соответствуют разрядам местоимений. Вопросительно-относительные местоимения относятся здесь к одной картинке. Ваша задача отгадать разряды, которые завуалированы в виде картинок и подписать их. На это задание отводиться 2 мин.

Ведущий 1 засекает время и по его истечении забирает работы. Проверяет правильность исполнения и после этого присуждает жетон командам, правильно справившимся с заданием.

“Задание выполняется командами не на время, а на протяжении всех остальных конкурсов”.

Далее ведущий 1 объявляет общекомандный конкурс №2: Составить текст на тему “Мой друг”, используя в предложениях данные местоимения:

Я, мы, он, себе, кто, какой, кто-то, кто-нибудь, не?кто, не?кого, мой, твой, наш, этот, такой, тот, весь, каждый, самый, другой.

Подчеркните местоимения, которые были использованы вами в тексте.

“Задание выполняется командами не на время, а на протяжении всех остальных конкурсов”.

Затем 2 ведущий приглашает по одному представителю из каждой команды для прохождения следующего конкурса. Для этого этапа конкурсов понадобятся стол и посадочные места для участников.

Ведущий 2 объявляет представителям команд условия конкурса № 3 и раздает бланки с заданиями.

Просклоняйте следующие местоимения.

Я Кто Сколько
И.

Р.

Д.

В.

Т.

П.

Обработкой заданий и вручением жетонов занимается ведущий 2, а также он объявляет результаты конкурса.

По аналогии с предыдущим проходят следующие конкурсы.

Задание № 4.

Приведите по 3 примера местоимений на каждый из разрядов.

Личные:

Возвратное:

Вопросительно-относительные:

Отрицательные:

Неопределенные:

Притяжательные:

Указательные:

Определительные:

Задание № 5

В каком роде и числе стоят местоимения:

Такая (погода)

они (забежали)

свое (жилище)

мой (платок)

твоя (комната)

наши (домики)

ее (песня)

какой (год)

самый (интересный)

Задание № 6

Морфологический разбор местоимения.

План разбора.

I. Часть речи. Общее значение.

II. Морфологические признаки:

1. Начальная форма (именительный падеж единственное число).

2. Постоянные признаки:

а) разряд,

б) лицо (у личных местоимений).

3. Непостоянные признаки:

а) падеж,

б) число (если есть),

в) род (если есть).

III. Синтаксическая роль.

Проведите морфологический разбор обозначенных слов.

1. Мой? оптимизм родился из занятий наукою.

2. К кому-то? принесли от мастера ларец.

После прохождения участниками всех конкурсов подсчитываются результаты, т.е. количество жетонов, набранных участниками в течении игры. Затем ведущий 1 объявляет претендентов на выигрыш и предлагает оценить независимому эксперту общекомандное задание №2, которое было дано перед индивидуальными конкурсами. Учащиеся зачитывают тексты, а затем эксперт проверяет верность исполнения и присуждает жетон(ы).

После подсчета результатов ведущий 1 объявляет команду-победителя и говорит о том, что эта команда имеет право открыть ключевое слово.

Примечание. Если команды имеют равное количество жетонов, то им задаются дополнительные вопросы: какая из команд быстрее и правильнее ответит на вопрос, та и выходит в финал.

Дополнительные вопросы:

1. Из отрицательных местоимений образуйте относительные:

Никто – кто

Ничто – что

Нисколько – сколько

Никакой – какой

Ничей – чей

2. Местоимения кто, что, являются вопросительно-относительными. Составьте два предложения, где в одном местоимение будет вопросительным, а в другом - относительным.

Кто стучится в дверь?

Я спросил, кто стучится.

3. Сколько разрядов у местоимения. Назовите их.

8 разрядов, личн., возврат., притяжательн., указат., определ., вопросит.-относит., отрицател., неопределенные.

4. Поставьте личные местоимения я, ты в форму множественного числа.

Эти местоимения мн.ч. не имеют. Слова мы, вы обозначают не множество я, не множество ты, а группы лиц, куда входят я или ты.

Затем ведущий 2 открывает заранее заготовленную доску и обменивает жетоны на 6 разноцветных ключей одинаковых по цветовой гамме со слогами из ключевого слова. Далее объясняет условия, при которых можно открыть ключевое слово: “Из данных вам ключей, которые как вы видите соответствуют цветовой гамме ключевого слова нужно подобрать к каждому ключу такого же цвета прямоугольник и приклеить в нужной последовательности, после чего вы откроете слово”.

Анализ эффективности данного типа урока.

Дидактические цели:

  1. Нестандартная игровая форма проведения занятий помогает учителю активно привлечь внимание учащихся к той или иной теме, вызвать познавательный интерес к русскому языку.
  2. Двухуровневое построение занятия (общие и индивидуальные задания) повышает эффективность контроля над знаниями учащихся, и позволяет учителю оценить успеваемость, как всего класса, так и каждого ученика в частности.
  3. Также данное построение урока задействует максимальное количество учащихся, а не только успевающих на “хорошо” и “отлично”.
  4. Так как форма урока организует деятельность класса, то это лучшим образом влияет на усвоение материала.
  5. Использование на уроке цветовых элементов также способствует возникновению интереса, особенно у детей данного возраста.

Познавательные цели:

Так как данный урок, урок-закрепление, то основная цель с точки зрения формулировки заданий состоит в том, чтобы учитель с помощью них мог проверить насколько качественно учащиеся выполняют основные виды лингвистических работ, предусмотренных в программе по русскому языку под ред. Разумовской М. для 6 класса.

В комплексе по теме: “Местоимение как часть речи” от учащихся требуются следующие знания и умения:

  1. Что собой представляет местоимение как часть речи? Какую функцию в языке оно несет?
  2. Разряды местоимений. Особенности их употребления и написания.
  3. Склонение местоимений. Особенности склонения в ед. и мн.ч. и др.
  4. Морфологический разбор местоимения.
  5. Употребление местоимений в речи.

Задания в данном типе урока сформулированы в первую очередь с учетом этих требований. Большая часть заданий, предложенных в игре-уроке, формируют грамматические задания в области русского языка. Но общекомандное задание № 1 интересно тем, что развивает не только логическое, но и ассоциативное мышление. А задание № 2 (на составление текста) формирует умения в области развития речи и навыки употребления в ней местоимений.

Воспитательные цели:

Данное построение урока (деление на 3 команды, состязательный характер, общекомандные и индивидуальные конкурсы) способствует сплочению коллектива, развивает способность работать в команде для достижения общих целей. А также воспитывает чувство ответственности у учащихся при выполнении индивидуальных заданий.