Преподавание русского языка Урок-закрепление по теме "Местоимение как часть речи"Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2015.04.14 Просмотров: 796 Белкина Юлия Алексеевна, доцент кафедры русского языка, культуры речи и методики их преподавания Цель: Закрепить и усвоить пройденный материал по данной теме. Задачи:
Раздаточный материал:
Предварительная подготовка: Для заключительно этапа урока, где происходит разгадывание ключевого слова необходимо подготовить 6 небольших квадратов из цветной бумаги разной окраски. Их следует расположить на доске в нужной последовательности, чтобы каждый цветной квадрат соответствовал одному слогу данного ключевого слова ( ме – сто – и – ме – ни – е). После этого необходимо подготовить прямоугольники, во-первых, из бумаги таких же цветов (6 шт.), которые были использованы для ключевого слова, а также других расцветок (6-10 шт.). Затем в тех прямоугольниках, которые соответствуют цветам ключевого слова, нужно написать слоги этого слова в нужной последовательности и в соответствии с цветом. Далее вокруг цветных квадратов ключевого слова нужно расположить в разноброс соответствующие им по цвету прямоугольники, а также прямоугольники других цветов, “пустые”. Все это желательно сделать на доске с закрывающимися ставнями, чтобы открыть их только в финале игры. Схематично это выглядит так: Ход урока-игры Ведущий 1: “Здравствуйте ребята! Сегодня мы с вами поиграем в увлекательную игру, но при этом не просто поиграем, а заодно поймем, чему же мы научились на предыдущих занятиях и что узнали о такой части речи как местоимение”. Ведущий 1 предлагает учащимся ознакомиться с правилами игры:
Ведущий объявляет начало игры, а также задание для 1 конкурса. Перед выполнением раздает иллюстративный материал: “Это задание выполняется общекомандно. Вам предлагаются 8 ассоциативных картинок, которые соответствуют разрядам местоимений. Вопросительно-относительные местоимения относятся здесь к одной картинке. Ваша задача отгадать разряды, которые завуалированы в виде картинок и подписать их. На это задание отводиться 2 мин. Ведущий 1 засекает время и по его истечении забирает работы. Проверяет правильность исполнения и после этого присуждает жетон командам, правильно справившимся с заданием. “Задание выполняется командами не на время, а на протяжении всех остальных конкурсов”. Далее ведущий 1 объявляет общекомандный конкурс №2: Составить текст на тему “Мой друг”, используя в предложениях данные местоимения: Я, мы, он, себе, кто, какой, кто-то, кто-нибудь, не?кто, не?кого, мой, твой, наш, этот, такой, тот, весь, каждый, самый, другой. Подчеркните местоимения, которые были использованы вами в тексте. “Задание выполняется командами не на время, а на протяжении всех остальных конкурсов”. Затем 2 ведущий приглашает по одному представителю из каждой команды для прохождения следующего конкурса. Для этого этапа конкурсов понадобятся стол и посадочные места для участников. Ведущий 2 объявляет представителям команд условия конкурса № 3 и раздает бланки с заданиями. Просклоняйте следующие местоимения.
Обработкой заданий и вручением жетонов занимается ведущий 2, а также он объявляет результаты конкурса. По аналогии с предыдущим проходят следующие конкурсы. Задание № 4. Приведите по 3 примера местоимений на каждый из разрядов. Личные: Возвратное: Вопросительно-относительные: Отрицательные: Неопределенные: Притяжательные: Указательные: Определительные: Задание № 5 В каком роде и числе стоят местоимения: Такая (погода) они (забежали) свое (жилище) мой (платок) твоя (комната) наши (домики) ее (песня) какой (год) самый (интересный) Задание № 6 Морфологический разбор местоимения. План разбора. I. Часть речи. Общее значение. II. Морфологические признаки: 1. Начальная форма (именительный падеж единственное число). 2. Постоянные признаки: а) разряд, б) лицо (у личных местоимений). 3. Непостоянные признаки: а) падеж, б) число (если есть), в) род (если есть). III. Синтаксическая роль. Проведите морфологический разбор обозначенных слов. 1. Мой? оптимизм родился из занятий наукою. 2. К кому-то? принесли от мастера ларец. После прохождения участниками всех конкурсов подсчитываются результаты, т.е. количество жетонов, набранных участниками в течении игры. Затем ведущий 1 объявляет претендентов на выигрыш и предлагает оценить независимому эксперту общекомандное задание №2, которое было дано перед индивидуальными конкурсами. Учащиеся зачитывают тексты, а затем эксперт проверяет верность исполнения и присуждает жетон(ы). После подсчета результатов ведущий 1 объявляет команду-победителя и говорит о том, что эта команда имеет право открыть ключевое слово. Примечание. Если команды имеют равное количество жетонов, то им задаются дополнительные вопросы: какая из команд быстрее и правильнее ответит на вопрос, та и выходит в финал. Дополнительные вопросы: 1. Из отрицательных местоимений образуйте относительные: Никто – кто Ничто – что Нисколько – сколько Никакой – какой Ничей – чей 2. Местоимения кто, что, являются вопросительно-относительными. Составьте два предложения, где в одном местоимение будет вопросительным, а в другом - относительным. Кто стучится в дверь? Я спросил, кто стучится. 3. Сколько разрядов у местоимения. Назовите их. 8 разрядов, личн., возврат., притяжательн., указат., определ., вопросит.-относит., отрицател., неопределенные. 4. Поставьте личные местоимения я, ты в форму множественного числа. Эти местоимения мн.ч. не имеют. Слова мы, вы обозначают не множество я, не множество ты, а группы лиц, куда входят я или ты. Затем ведущий 2 открывает заранее заготовленную доску и обменивает жетоны на 6 разноцветных ключей одинаковых по цветовой гамме со слогами из ключевого слова. Далее объясняет условия, при которых можно открыть ключевое слово: “Из данных вам ключей, которые как вы видите соответствуют цветовой гамме ключевого слова нужно подобрать к каждому ключу такого же цвета прямоугольник и приклеить в нужной последовательности, после чего вы откроете слово”. Анализ эффективности данного типа урока. Дидактические цели:
Познавательные цели: Так как данный урок, урок-закрепление, то основная цель с точки зрения формулировки заданий состоит в том, чтобы учитель с помощью них мог проверить насколько качественно учащиеся выполняют основные виды лингвистических работ, предусмотренных в программе по русскому языку под ред. Разумовской М. для 6 класса. В комплексе по теме: “Местоимение как часть речи” от учащихся требуются следующие знания и умения:
Задания в данном типе урока сформулированы в первую очередь с учетом этих требований. Большая часть заданий, предложенных в игре-уроке, формируют грамматические задания в области русского языка. Но общекомандное задание № 1 интересно тем, что развивает не только логическое, но и ассоциативное мышление. А задание № 2 (на составление текста) формирует умения в области развития речи и навыки употребления в ней местоимений. Воспитательные цели: Данное построение урока (деление на 3 команды, состязательный характер, общекомандные и индивидуальные конкурсы) способствует сплочению коллектива, развивает способность работать в команде для достижения общих целей. А также воспитывает чувство ответственности у учащихся при выполнении индивидуальных заданий. Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |