Преподавание русского языка Урок по русскому языку для 6-го класса по теме "Числительное как часть речи"Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 965 Яценко Ольга Валериевна, учитель русского языка Цели урока: сформировать понятие о числительном как части речи. Задачи:
Структура урокаI. Организационный этап
II. Актуализация знаний1. Ребята делятся на 3 варианта и выполняют следующие задания: 1) Запишите текст, вставьте пропущенные буквы, подчеркните то, что вставили. Запишите отгадку. З…мой и летом одним цветом (ёлка) З…л…тое реш…то ч…рных домиков п…лно. Сколько ч…рненьких д…мов, столько беленьких ж…льцов (подсолнух) 2) Вставьте пропущенные буквы (устно объясните) а) несёш…, улетаеш…, рассматриваеш…; б) луч…, обруч…, ключ…; в) держ…м, верт…м, завис…м; 3) Вставьте пропущенные буквы (устно объясните), выделите лишнее слово. а) к рек…, в комнат…, о сестр…, о молодёж…; б) мо…щий, учивш…й, кур…щий, скач…щий; В) в…селясь, пр…играв, успел, делая. 2. Произвести взаимопроверку по образцу, представленному на доске, в соответствии с предложенной шкалой оценивания: 1.Зимой и летом одним цветом (ёлка) Золотое решето черных домиков полно. Сколько черненьких домов, столько беленьких жильцов (подсолнух) 2. а) несёшь, улетаешь, рассматриваешь; 3. а) к реке, в комнате, о сестре, о молодёжи; В) веселясь, проиграв, успел, делая. “5” ставится, если нет орфографических ошибок, ошибок в задании. “4” ставится, если допущено 2 орфографические ошибки, 1 ошибка в выполнении задания. У: ребята, чтобы правильно писать слова, нужно знать признаки, помогающие выбрать правильный вариант написания. III. Этап усвоения новых знанийУ: Что в задании №1 подсказало вам отгадки? (что помогло догадаться, о чем идет речь?) Д: Признаки, которые передают слова черненькие, золотое, беленьких, являющиеся именами прилагательными. У: Все части речи имеют грамматические признаки. Сейчас мы будем разгадывать грамматические загадки. Я называю вам грамматические признаки, а вы должны назвать часть речи. Грамматические загадки. 1 а) Эта часть речи употребляется с именем существительным. 2 а) Эта часть речи почти всегда с НЕ пишется раздельно. 3 а) Эта часть речи вам необходима, чтобы ответить на вопрос: сколько вам лет? У: Запишите тему урока: “Числительное как часть речи” Запишите предложение, с которого часто начинаются сказки, расставьте знаки, выделите грамматическую основу предложения. Жили – были старик со старухой, и было у них три сына. У: 1) какое слово в этом предложении можно записать цифрой? (3) У: Запишите предложение, ответьте на вопросы.
1) Какое слово связано с цифрой? (первый, третий) 2) На какой вопрос оно отвечает? (какой?) Каким членом предложения является? (определением) 3) На что указывает? (на порядок следования) У: работая в группах по четыре человека, прочитайте материал на 196 странице учебника, отметьте материал, который мы еще не рассматривали, составьте конспект. По одному представителю от группы выйти к доске и представить свою модель ответа на вопрос: что я знаю о числительном как части речи?
IV. Закрепление полученных знанийУ: 1) запишите текст подчеркнуть числительное как член предложения, указать разряд:
2) выполняем упражнение 438 по вариантам: 1-й вариант выписывает числительные, Затем проводим взаимопроверку. 3) самостоятельно выполняем упражнение 439 4) рефлексия 1. Какова тема сегодняшнего урока? V. Этап домашнее задание, инструктаж по его выполнению.1)Выполнить упражнение 440. 2) Закрепить теоретический материал параграфа 35 (или конспекта). 3) Составить задание “4-й лишний” по теме: “Числительное как часть речи”.(2-3 группы). 4) 2-м сильным ученикам подготовить сообщение о происхождении числительного как части речи. Материал для сообщенияИсторический комментарий. Имя числительное как особая часть речи сформировалась в XIII—XIV вв. В старославянском языке и до XIII в. в древнерусском языке слова с числовым значением тяготели к существительным, прилагательным, местоимениям по значению и грамматическим категориям. Например: межи дв1ма колодама — слово дв-Ьма имеет скорее признаковое значение, нежели обозначает отвлеченное количество, согласуется с определяемым существительным в роде (женский), числе (двойственное), падеже (творительный). Название большинства слов-чисел унаследованы из пра-славянского языка и восходят к индоевропейскому источнику. В древнерусском языке счетные слова одинъ (м. р.), едина (ж. р.). одЪно (ср. р.); дъва (м. р.), дъв4 (ж. р.) склонялись, как местоимения тъ, та, то и т. п. Счетные слова от одного до четырёх согласовывались с существительными в роде, числе, падеже и по морфологическим признакам являлись прилагательными, а от пяти до девяти по своим признакам являлись существительными (типа кость); слово десять имело формы единственного, двойственного и множественного числа и изменялось по падежам (как имя). Названия чисел второго десятка выражались предложно-именным сочетанием, состоящим из слов один — девять в первой части и слова десять с предлогом на — во второй части (в форме местного падежа единственного числа) (одинъ на десяте, пять на десяте). Названия десятков выражались сочетаниями слова десять и соответствующих слов первого десятка (дъва десяти, три десяте, пять десятъ). Существительное сорокъ с предметным значением (в древности на Руси клали в сорокъ или сорочок 40 собольих или куньих шкурок как принятую меру оплаты чего-либо) стало употребляться для названия четырех десятков вместо четыре десяте. Названия сотен представляли собой сочетания названий единиц, с названием съто (три съта, пять сътъ). Счетная единица тысяча и слово тьма (10 000) имели все признаки существительных; кроме того, тьма обозначало 'большое число'. В более поздние периоды утрата двойственного числа различными частями речи, разрушение связи с существительными и прилагательными привели к выделению числительных в самостоятельную часть речи. Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |