Преподавание русского языка Урок с применением технологии деятельностного подхода. Разряды имен прилагательных. 6-й классNotice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 827 Тяпкина Светлана Георгиевна, учитель русского языка Цель: выявить особенности разрядов имен прилагательных. Задачи: актуализировать знания об имени прилагательном, выявить особенности качественных, относительных и притяжательных прилагательных; развивать умения сравнивать, обобщать, анализировать; воспитывать чувство ответственности, умение работать в группе. Ход урокаІ. Вводно-мотивационный этап.1. Внешняя мотивация учащихся (заинтересовать): Первый слайд (Приложение) – стихотворение без прилагательных:
– Понравился текст? (Ответы учащихся отрицательные). – А почему? Чего здесь не хватает? (Прилагательных). – Кто может восстановить стихотворение? (Есть желающие, т.к. стихотворение известно ученикам с начальной школы). – Правильно ли мы вспомнили стихотворение, проверим себя (второй слайд):
– А кто может вспомнить автора? (А.А. Прокофьев). – В чем разница двух этих текстов? (В прилагательных). – Можно ли представить нашу речь без прилагательных? (Нет). – Почему? Какую роль они играют в нашей речи? (Делают речь богатой, точной, понятной, образной, живой). 2. Актуализация знаний. – А что такое прилагательное? ( Один ученик на доске чертит опорную схему «Имя прилагательное». Остальные вспоминают общее грамматическое значение, морфологические признаки непостоянные, т.к. постоянные признаки ещё не изучали, синтаксическую роль прилагательных). – Давайте представим нашу речь без прилагательных. Какой она будет? (Бедной, сухой, невыразительной, некрасочной). – Говорят, мир без песен неинтересен, так и речь наша без прилагательных бесцветна. Сделаем вывод, о чем мы сегодня будем говорить? (О прилагательных). 3. Постановка учебной задачи урока. – Для того чтобы поставить задачу урока, выполним задание в группах. Третий слайд: составьте предложения со словами.
– Как вы думаете, почему я дала вам задание в группах? Что обозначают слова у первой группы? (Цвет, размер, форму, различные качества характера человека, признаки и свойства его духовного мира). – А что обозначают прилагательные у второй группы? (Место, время, назначение предмета по действию, материал). – А у третьей группы? (Принадлежность предмета кому-нибудь). 4. Формулирование темы урока. – А теперь вы можете сформулировать тему урока? Что мы будем сегодня изучать? (Три группы прилагательных по значению). – Ребята, мы изучили три группы количественных числительных, как мы называли эти группы общим словом? (Разряды количественных числительных). – Как вы думаете, можно ли в теме нашего урока три группы прилагательных назвать так? (Да. Разряды имен прилагательных). – Запишем тему урока в тетради (четвертый слайд). Можете уже сейчас назвать все отличительные признаки трех групп прилагательных? (Нет). – А что будем делать? (Будем собирать дополнительную информацию). ІІ. Операционно-содержательный блок.1. Построение проекта выхода из затруднения. Работа в группах. – Ребята, будем работать в группах. А как надо работать в группе? (Тихо, не мешая другим, потому что каждый отвечает за всю группу). На доске текст (пятый слайд):
Каждая группа получает задание на карточке. Содержание карточек: №1
№2
№3
2. Первичное закрепление знаний во внешней речи. – Проверим, как вы справились. По очереди называем, что нужно было сделать, какой вывод сделали. Остальным постараться понять товарищей, если нужно будет, уточнять, задавая дополнительные вопросы. Сделаем вывод: какие группы прилагательных по значению мы выделили? (Ученики называют группы прилагательных «качества», «отношения», «принадлежности». Термины «качественные, относительные, притяжательные» узнают на этапе самопроверки по учебнику). – Какие прилагательные называются качественными? (Качественные прилагательные обозначают размер, цвет, форму, качества характера человека и т.д., т.е. разные свойства предмета. Они образуют краткую форму, сложное слово способом повтора и с приставкой не-, к ним можно подобрать антоним, их можно употребить со словом очень, сравнить с качеством другого предмета). – Какие прилагательные называются относительными? (Относительные прилагательные обозначают признак предмета через отношение к другим предметам. Это может быть обозначение предмета по материалу, по назначению, по времени. Они не имеют краткой и сравнительной форм, не образуют новых слов способом повтора и с приставкой не- и не сочетаются со словом очень, к ним нельзя подобрать антоним). – Какие прилагательные называются притяжательными? (Притяжательные прилагательные обозначают принадлежность предмета лицу или животному, отвечают на вопрос «чей?»). 3. Самостоятельная работа с самопроверкой. – Проверим себя по учебнику, правильно ли мы сделали вывод. 4. Включение в систему знаний и закрепление. Устные упражнения занимательного характера (минутка отдыха). 1. Группы получают карточки (шестой слайд): №1 Игра «Найди ошибку»
№2 Игра «Найди ошибку»
№3 Игра «Найди ошибку»
2. Ситуативная игра «Бюро находок». – Ребята, принесли вещи в бюро находок, надо сделать записи в учетной тетради и описать эти вещи, используя качественные, относительные и притяжательные прилагательные. Седьмой слайд: «Бюро находок».
ІІІ. Оценочно-рефлексивный этап.1. – Какие слова использовали, чтобы вещи быстро нашлись? (Имена прилагательные). – Что обозначают использованные прилагательные? (Качества предметов, отношение к другим предметам, принадлежность). – Можно ли было обойтись без прилагательных? (Нет). – Какую роль они играют в речи? (Описывают предмет, делают речь яркой, образной). – Попробуем сейчас доказать, что в речи нельзя обойтись без прилагательных, что с помощью прилагательных можно сочинить красивое сочинение или стихотворение. Чтобы легче было думать, я покажу вам красивый зимний пейзаж (восьмой слайд). – Послушаем, какие стихотворения и сочинения-миниатюры получились. 2. Оценка урока. – Нарисуйте, каким был наш урок. Добились ли мы цели? ІV. Домашнее задание (на выбор):
Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |