Преподавание русского языка
Сочинение - очерк-портрет
Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Добавлено: 2012.08.26
Просмотров: 1852
Михайлова Лариса Владимировна, учитель русского языка и литературы Урок: русский язык. Тип: изучение нового материала. Цель: знакомство учащихся с жанром сочинения – очерк-портрет. Задачи: - Отрабатывать навыки написания сочинения на основе услышанного.
- Формировать навыки культуры речи, правописания.
- Прививать чувство патриотизма, гордости, любви, чуткости, доброты к родному городу и людям, живущим в нем.
Межпредметные связи: литература, история, краеведение. Оборудование: - портреты очеркистов: К. Паустовского, М.Пришвина, Г.Успенского, М.Короленко, В.Вишневского, И.Эренбурга, В.Иванова, В.Пескова (на выбор учителя) (Приложение 1)
- выставка книг
- схема: виды очерков (Приложение 2)
- особенности очерка (Приложение 3)
- структура очерка (план – подсказка для каждого учащегося) (Приложение 4)
- очерк «Полковник Кустов» В.Иванова (домашняя работа (д/р))
- толковый словарь С.И.Ожегова, словарь литературоведческих терминов, энциклопедический словарь
Предварительная подготовка учащихся к уроку: 1. Домашнее прочтение очерка «Полковник Кустов» В.Иванова 2. Приглашен почетный гость, житель города (герой будущего очерка) 3. Подготовлены вопросы для гостя ХОД УРОКА Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | I. Организационный момент | – Тема урока: «Сочинение – очерк-портрет». Вам предстоит написать очерк-портрет. | Запись числа, темы урока, эпиграфа. Осью очерка, по возможности, всегда должны быть живые люди.М.Горький | II. Знакомство с теоретическими понятиями | – Прежде всего вы должны познакомиться с толкованием слова «очерк». Найдите его лексическое значение (ЛЗ) в словарях и зачитайте. – Что общего вы обнаружили во всех значениях очерка?– Возвращаемся к эпиграфу. Очерк – рассказ о живой жизни, насыщенный фактами, событиями, именами. – Каких известных очеркистов вы знаете? – Очерк всегда находится на переднем крае литературы, позволяет быстро откликаться на новые темы и проблемы. И в XXI веке этот жанр продолжает быть актуальным. Традиции классической литературы сохраняются в современной, особенно военной прозе Всеволода Вишневского, Ильи Эренбурга, Константина Симонова, Всеволода Иванова, Владимира Ставского, Василия Пескова (очеркист-натуралист) и мн.др. – Согласно энциклопедическому словарю юного литератора (1987 г.), очерк делится на художественный и документальный, в зависимости от того, что и как в нем изображено. Мы же обратимся к документальному. Не пугайтесь слова документальный как унылый, наводящий скуку. Все, о чем автор говорит в очерке, получает личную оценку. И поэтому нет скупости выражений, исчезает равнодушие. (Приложение 2) Из всего изобилия очерков мы обратимся к очерку-портрету. | Зачитывают ЛЗ вслух, используя разные источники. В ходе опроса выяснили общие элементы: малый жанр, близкий к рассказу; действительность жизненных ситуаций, реальный герой, собственные наблюдения автора. М.Пришвин, И.Тургенев, А.Герцен, М.Горький, А.Чехов, М.Салтыков-Щедрин, М.Короленко, Ф.Достоевский… Рисуют схему: виды очерков. | III. Осмысление содержания и последовательности применения практических действий | Прежде чем написать очерк-портрет, вы должны знать особенности очерка. Вот они. (Схема на доске, на каждой парте – Приложение 3)1. Реальный человек, подлинные события и факты. 2. Сочетание художественного и публицистического стилей. 3. Лаконичность, точность, выразительность речи. 4. Авторское отношение к герою очерка и событиям. 5. Автор может обратиться к читателю с вопросом, вызвать на раздумья – свободное отношение к описываемому. 6. Минимум эмоций, максимум внимания. Зная особенности очерка как жанра, мы можем выстроить структуру очерка (как построен очерк, из чего состоит? – Приложение 4 1. Может быть, введен портрет героя. 2. Речь героя (монологи, диалоги). 3. Повествование о поступках и действиях героев. 4. Описание обстановки (домашняя, рабочая). 5. Описание пейзажа. 6. Сцены размышлений. 7. Связующее звено – «Я» (личное отношение автора). | Знакомятся с особенностями очерка (устно). Знакомятся со структурой очерка (устно) | IV. Проверка домашнего задания c учетом освоения нового материала | – Давайте обратимся к домашнему заданию. Вы прочитали очерк В.Иванова «Полковник Кустов». Опираясь на структуру очерка, выделите элементы, из которых он состоит. Докажите, что это очерк? Вывод: автор выбрал не случайно героем очерка полковника Кустова. Это человек незаурядных человеческих качеств, настоящий человек, каких в стране много. Очерк учит, воспитывает, объясняет. Нам ясно, как относится автор к Кустову. Автор присутствует во время всех событий, о которых говорится в очерке (повествование ведется от 1 лица). Обратимся вновь к эпиграфу. В основе очерка, действительно, подлинный герой и факты. Все, о чем написано в очерке – правда. Это – очерк-портрет. | В ходе беседы выясняют: – биографическая справка – элементы характеристики – речевая характеристика – портрет – характеристика поступков и действий (несколько, чтобы лучше узнать) – описание природы – описание обстановки – отношение автора к описываемому (я был свидетелем такого случая; я не понимаю; Кустов молчит, но сколько ненависти к врагу чудится в этом взгляде; я записал их немедленно…) Дан образ героя, приведены точные цифры, место, имена; о человеке рассказано самое главное, имеется авторская оценка – таким образом, перед нами очерк. | V. Знакомство с приглашенным гостем (региональный компонент) | – Ребята, мы переходим к следующему этапу урока. С этого момента вы будете работать над своим очерком. Вам предоставляется возможность познакомиться с человеком и написать о нем очерк. Будьте внимательны к каждому слову, кое-что придется записать. Я приглашаю нашего горожанина, ветерана Великой Отечественной войны, Шаяхметова Николая Владимировича. Курсант пулеметного училища, закончил войну командиром отделения. Награжден орденом Славы III степени, медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне», медалью Жукова за участие в боях. Николай Владимирович! Большое Вам спасибо за рассказ о себе. Я надеюсь, ребята, вы многое запомнили и, думаю, у вас возникли вопросы.– Николай Владимирович! Огромное спасибо Вам, что откликнулись на нашу просьбу и пришли в гости. Мы желаем Вам здоровья, живите долго-долго и приходите к нам еще. Ребята напишут о Вас очерки. Лучшие работы будут помещены в школьную газету «Юность» и подарены Вам. Всего Вам доброго, до свидания! | Слушают рассказ Шаяхметова Николая Владимировича (о себе, семье, годах Великой Отечественной, фронтовых друзьях, работе в мирное время…) и делают записи в тетрадях. Вопросы: 1. Скажите, пожалуйста, когда началась война, где Вы были, как узнали, что предприняли сразу? 2. В чем заключалась Ваша работа на войне? 3. Вы, верно, были ранены. Как и где это произошло? 4. На войне были минуты отдыха. О чем Вам больше всего мечталось? 5. После войны Вы были в тех местах, где воевали? (Делают записи в тетрадях). Провожают гостя. | VI. Обобщение и систематизация | – Ребята, давайте восстановим в памяти все, что вы услышали и записали. – С чего бы Вы начали писать? – У меня для вас есть подсказка – план:1. Элементы биографии 2. Портрет 3. Особенности характера 4. Интересные эпизоды из его жизни 5. Обстановка, в которой живет и работает сейчас 6. Авторское мнение | Высказываются. Варианты ответов. Записывают слова и выражения, которые могут пригодиться, используя словари. Член КПСС, сержант, командир отделения, пехота, противотанковая рота, 1 Украинский, Белорусский фронт… Интеллигентный, образованный, корректный, вежливый, спокойный; речь медленна, но понятна; морщины, внимательный, проницательный взгляд; рассказывает, волнуясь… Принципиальный, пунктуальный, острая память, честен, правдив, спокоен, сдержан, решение обдумывает, видит человека насквозь… Участвовал, жизненный, путь интересный и сложный, эпизоды биографии, отвага, героизм, мужество, патриот… Несмотря на возраст; шагает в ногу со временем, работает в юридической консультации, хобби – любит готовить обеды, страстный садовод… Я думаю, мне известно, вот он сидит передо мной, я смотрю в его глаза и чувствую, в нем и сейчас видна военная выправка… | VII. Подведение итогов урока, оценивание | – Ребята, какова же будет основная идея очерка? | Шаяхметов В.Н. – герой, каждый шаг – подвиг. Он является примером мужества и отваги. Он любит Родину. Самооценка урока. | VIII. Самостоятельное выполнение задания | – Напишите сочинение – очерк-портрет о Н.В.Шаяхметове | |
Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599
Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21
|