Notice: Undefined variable: stop in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 222
Сочинение - очерк-портрет
Notice: Undefined variable: revisit in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 548

   ТОП 20 статей сайта

 • Сочинения по литературе
 • Филология - рефераты
 • Преподавание литературы
 • Преподавание русского языка


Notice: Undefined variable: fullref in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 568
 НАЙТИ НА САЙТЕ:


   Рекомендуем посетить






























































Преподавание русского языка

Сочинение - очерк-портрет


Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596

Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Добавлено: 2012.08.26
Просмотров: 1828

Михайлова Лариса Владимировна, учитель русского языка и литературы

Урок: русский язык.

Тип: изучение нового материала.

Цель: знакомство учащихся с жанром сочинения – очерк-портрет.

Задачи:

  • Отрабатывать навыки написания сочинения на основе услышанного.
  • Формировать навыки культуры речи, правописания.
  • Прививать чувство патриотизма, гордости, любви, чуткости, доброты к родному городу и людям, живущим в нем.

Межпредметные связи: литература, история, краеведение.

Оборудование:

  • портреты очеркистов: К. Паустовского, М.Пришвина, Г.Успенского, М.Короленко, В.Вишневского, И.Эренбурга, В.Иванова, В.Пескова (на выбор учителя) (Приложение 1)
  • выставка книг
  • схема: виды очерков (Приложение 2)
  • особенности очерка (Приложение 3)
  • структура очерка (план – подсказка для каждого учащегося) (Приложение 4)
  • очерк «Полковник Кустов» В.Иванова (домашняя работа (д/р))
  • толковый словарь С.И.Ожегова, словарь литературоведческих терминов, энциклопедический словарь

Предварительная подготовка учащихся к уроку:

1. Домашнее прочтение очерка «Полковник Кустов» В.Иванова
2. Приглашен почетный гость, житель города (герой будущего очерка)
3. Подготовлены вопросы для гостя

ХОД УРОКА

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

I. Организационный момент – Тема урока: «Сочинение – очерк-портрет».
Вам предстоит написать очерк-портрет.
Запись числа, темы урока, эпиграфа.
Осью очерка, по возможности, всегда должны быть живые люди.

М.Горький

II. Знакомство с теоретическими понятиями – Прежде всего вы должны познакомиться с толкованием слова «очерк». Найдите его лексическое значение (ЛЗ) в словарях и зачитайте.
– Что общего вы обнаружили во всех значениях очерка?

– Возвращаемся к эпиграфу.
Очерк – рассказ о живой жизни, насыщенный фактами, событиями, именами.
– Каких известных очеркистов вы знаете?

– Очерк всегда находится на переднем крае литературы, позволяет быстро откликаться на новые темы и проблемы. И в XXI веке этот жанр продолжает быть актуальным. Традиции классической литературы сохраняются в современной, особенно военной прозе Всеволода Вишневского, Ильи Эренбурга, Константина Симонова, Всеволода Иванова, Владимира Ставского, Василия Пескова (очеркист-натуралист) и мн.др.
– Согласно энциклопедическому словарю юного литератора (1987 г.), очерк делится на художественный и документальный, в зависимости от того, что и как в нем изображено. Мы же обратимся к документальному. Не пугайтесь слова документальный как унылый, наводящий скуку. Все, о чем автор говорит в очерке, получает личную оценку. И поэтому нет скупости выражений, исчезает равнодушие. (Приложение 2)
Из всего изобилия очерков мы обратимся к очерку-портрету.

Зачитывают ЛЗ вслух, используя разные источники.

В ходе опроса выяснили общие элементы: малый жанр, близкий к рассказу; действительность жизненных ситуаций, реальный герой, собственные наблюдения автора.

М.Пришвин, И.Тургенев, А.Герцен, М.Горький, А.Чехов, М.Салтыков-Щедрин, М.Короленко, Ф.Достоевский…

Рисуют схему: виды очерков.

III. Осмысление содержания и последовательности применения практических действий Прежде чем написать очерк-портрет, вы должны знать особенности очерка. Вот они.
(Схема на доске, на каждой парте – Приложение 3)

1. Реальный человек, подлинные события и факты.
2. Сочетание художественного и публицистического стилей.
3. Лаконичность, точность, выразительность речи.
4. Авторское отношение к герою очерка и событиям.
5. Автор может обратиться к читателю с вопросом, вызвать на раздумья – свободное отношение к описываемому.
6. Минимум эмоций, максимум внимания.

Зная особенности очерка как жанра, мы можем выстроить структуру очерка (как построен очерк, из чего состоит? – Приложение 4

1. Может быть, введен портрет героя.
2. Речь героя (монологи, диалоги).
3. Повествование о поступках и действиях героев.
4. Описание обстановки (домашняя, рабочая).
5. Описание пейзажа.
6. Сцены размышлений.
7. Связующее звено – «Я» (личное отношение автора).

Знакомятся с особенностями очерка (устно).

Знакомятся со структурой очерка (устно)

IV. Проверка домашнего задания c учетом освоения нового материала – Давайте обратимся к домашнему заданию. Вы прочитали очерк В.Иванова «Полковник Кустов». Опираясь на структуру очерка, выделите элементы, из которых он состоит.

Докажите, что это очерк?

Вывод: автор выбрал не случайно героем очерка полковника Кустова. Это человек незаурядных человеческих качеств, настоящий человек, каких в стране много. Очерк учит, воспитывает, объясняет. Нам ясно, как относится автор к Кустову. Автор присутствует во время всех событий, о которых говорится в очерке (повествование ведется от 1 лица).
Обратимся вновь к эпиграфу. В основе очерка, действительно, подлинный герой и факты. Все, о чем написано в очерке – правда. Это – очерк-портрет.

В ходе беседы выясняют:

– биографическая справка
– элементы характеристики
– речевая характеристика
– портрет
– характеристика поступков и действий (несколько, чтобы лучше узнать)
– описание природы
– описание обстановки
– отношение автора к описываемому (я был свидетелем такого случая; я не понимаю; Кустов молчит, но сколько ненависти к врагу чудится в этом взгляде; я записал их немедленно…)
Дан образ героя, приведены точные цифры, место, имена; о человеке рассказано самое главное, имеется авторская оценка – таким образом, перед нами очерк.

V. Знакомство с приглашенным гостем (региональный компонент) – Ребята, мы переходим к следующему этапу урока. С этого момента вы будете работать над своим очерком. Вам предоставляется возможность познакомиться с человеком и написать о нем очерк.
Будьте внимательны к каждому слову, кое-что придется записать.
Я приглашаю нашего горожанина, ветерана Великой Отечественной войны, Шаяхметова Николая Владимировича. Курсант пулеметного училища, закончил войну командиром отделения. Награжден орденом Славы III степени, медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне», медалью Жукова за участие в боях.
Николай Владимирович! Большое Вам спасибо за рассказ о себе. Я надеюсь, ребята, вы многое запомнили и, думаю, у вас возникли вопросы.

– Николай Владимирович! Огромное спасибо Вам, что откликнулись на нашу просьбу и пришли в гости. Мы желаем Вам здоровья, живите долго-долго и приходите к нам еще. Ребята напишут о Вас очерки. Лучшие работы будут помещены в школьную газету «Юность» и подарены Вам. Всего Вам доброго, до свидания!

Слушают рассказ Шаяхметова Николая Владимировича (о себе, семье, годах Великой Отечественной, фронтовых друзьях, работе в мирное время…) и делают записи в тетрадях.

Вопросы:

1. Скажите, пожалуйста, когда началась война, где Вы были, как узнали, что предприняли сразу?
2. В чем заключалась Ваша работа на войне?
3. Вы, верно, были ранены. Как и где это произошло?
4. На войне были минуты отдыха. О чем Вам больше всего мечталось?
5. После войны Вы были в тех местах, где воевали?
(Делают записи в тетрадях).

Провожают гостя.

VI. Обобщение и систематизация – Ребята, давайте восстановим в памяти все, что вы услышали и записали.
– С чего бы Вы начали писать?
– У меня для вас есть подсказка – план:

1. Элементы биографии

2. Портрет

3. Особенности характера

4. Интересные эпизоды из его жизни

5. Обстановка, в которой живет и работает сейчас

6. Авторское мнение

Высказываются.

Варианты ответов.
Записывают слова и выражения, которые могут пригодиться, используя словари.
Член КПСС, сержант, командир отделения, пехота, противотанковая рота, 1 Украинский, Белорусский фронт…
Интеллигентный, образованный, корректный, вежливый, спокойный; речь медленна, но понятна; морщины, внимательный, проницательный взгляд; рассказывает, волнуясь…
Принципиальный, пунктуальный, острая память, честен, правдив, спокоен, сдержан, решение обдумывает, видит человека насквозь…
Участвовал, жизненный, путь интересный и сложный, эпизоды биографии, отвага, героизм, мужество, патриот…
Несмотря на возраст; шагает в ногу со временем, работает в юридической консультации, хобби – любит готовить обеды, страстный садовод…
Я думаю, мне известно, вот он сидит передо мной, я смотрю в его глаза и чувствую, в нем и сейчас видна военная выправка…

VII. Подведение итогов урока, оценивание – Ребята, какова же будет основная идея очерка? Шаяхметов В.Н. – герой, каждый шаг – подвиг. Он является примером мужества и отваги. Он любит Родину.
Самооценка урока.
VIII. Самостоятельное выполнение задания – Напишите сочинение – очерк-портрет о Н.В.Шаяхметове

Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599

Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21