Преподавание русского языка Урок русского языка в 5-м классе "Правописание НЕ с именами существительнымиNotice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 1803 Шаульская Елена Евгеньевна, учитель русского языка и литературы Цели урока.
коммуникативные:
познавательные:
регулятивные: Этапы урока.
Ход урока 1. Организационно-мотивационный этап. Традиционно приветствуем друг друга, затем записываем на доске и в тетрадях число, словосочетание “Классная работа”. Затем ученикам предлагается разгадать два ребуса. (Это традиция). Отгаданные слова будут использованы на одном из этапов урока. 2. Актуализация. О том, как пишется не с глаголами, ребята уже знают. И на дом им было задано повторить это правило. Предлагаю написать небольшой словарный диктант на данное орфографическое правило (так называемая “орфографическая пятиминутка”), но при этом включаю в содержание диктанта не только глаголы, но и существительные. Один из учеников пишет диктант на доске, остальные – в тетрадях, по окончании обмениваются работами с соседями по парте (взаимопроверка). Желающие комментируют написанное на доске и в тетрадях своих одноклассников. Возникает спор: “Как писать неволя, ненастье? Почему?”. Дети ощущают недостаточность знаний, желание заполнить пробел. На этом этапе, уже понимая, чего мы хотим от данного занятия, формулируем тему урока и записываем ее в тетрадь. (“Правописание не с именами существительными”) 3. Работа с языковым материалом. Прежде чем начать исследование, задаю вопросы: – В какой форме можно записать полученную информацию по теме урока? (Ответы: в форме схемы, таблицы, плана) – Если выберем таблицу, то сколько в ней будет столбцов и почему? (Ответы разные, но в конце концов выясняем, что два, т.к. существует только два варианта написания не с именами существительными) Расчерчиваем таблицу на доске и в тетрадях, формулируем названия столбцов. Далее ученикам предлагается образовать имена существительные от следующих глаголов: ненавидеть, негодовать, недоумевать. (Вспоминаем, что эти глаголы пишутся слитно, так как без не не употребляются) После обсуждения один из учеников записывает на доске:
Вопрос учителя: – Почему данные имена существительные вы написали слитно. – Предполагаемый ответ учащихся: – Так как данные имена существительные также без не не употребляются. Подводим первый итог: – Мы сформулировали первый пункт орфографического правила. Давайте отразим то, что мы узнали, в нашей таблице. Возникает такая запись:
– Ребята, а теперь вернемся к нашему орфографическому диктанту. Какие слова из него подойдут в качестве примеров к этой части правила? – Неряха, ненастье. – Верно. Вы можете их тоже записать в таблицу. Теперь мы смело можем объяснить и правописание таких слов, как невежда и невежа. Отличаются ли они по значению? Где мы можем прочитать о значении этих слов? – В толковом словаре. – Давайте обратимся к толковому словарику. (Приложение № 3 к учебнику Львовой) Кто первым подскажет нужную нам страницу? 4. Работа со словарями. Ученики находят и зачитывают толкование слов невежа и невежда, сравнивают с собственными формулировками. Учитель задает вопросы: – В какой басне И.А.Крылова вы встречали слово невежда? – А где можно столкнуться с невежей? – А теперь, ребята, вернемся к словам, зашифрованным в ребусах. Можно ли эти слова написать раздельно с не? Может быть, кто-нибудь их записал раздельно? А вы знаете, что те слова, которые сейчас не употребляются без не, когда-то писались с этой частичкой раздельно? В том числе имена существительные невеста, неделя. – К какому источнику информации можно обратиться, чтобы узнать о происхождении этих слов? – К этимологическому словарю. – Так давайте же обратимся к этимологическому словарику (Приложение № 3 к учебнику Львовой) и найдем информацию о происхождении слов невеста, неделя. Снова подводим итог. Работа с толковым и этимологическим словарями помогла нам не только углубиться в значения слов, но и понять, почему они ТАК пишутся с точки зрения орфографии. 5. Работа с учебником. Анализ теории, данной в учебнике С.И.Львовой, с целью освоения условий слитного и раздельного написания не с именами существительными. – Откройте, пожалуйста, учебник на стр. 80 (параграф № 57). Перед вами теоретический материал по нашей с вами теме, представленный в виде схемы. Найдите и прочитайте ту часть теории, которую мы уже освоили. (Один из учеников читает ту часть материала, в которой говорится о правописании имен существительных, не употребляющихся без не). При каких еще условиях не с именами существительными пишется слитно? Отвечайте, опираясь на схему учебника. Если к существительному можно подобрать синоним без не. Запишем наше “открытие” в таблицу.
– Предлагаю вам снова вернуться к нашему орфографическому минимуму, который мы писали в начале урока. Как можно объяснить правописание слова неволя? (Ребята подбирают синонимы, синонимичные словосочетания тюрьма, отсутствие свободы, заточение.) Продолжаем работу с учебником. – При каких условиях не с именами существительными пишется раздельно? Заканчиваем заполнение таблицы.
6. Рефлексия. Тренинг “Понятно – непонятно”. Каждый ученик получает карточку с примером на изученное правило. Он должен объяснить правописание данного слова, назвать условие слитного либо раздельного написания не с именем существительным. Устная работа идет по цепочке. Справившийся с задачей ученик кладет свою карточку в коробку с надписью “Понятно”. Тот, кто не усвоил материал, молча кладет свою карточку в коробку с надписью “Непонятно”. С анализа примеров, сложенных в коробку “Непонятно”, начнется следующий урок русского языка. Орфографическая пятиминутка. Не поехал домой, не могу спать, ненавидеть войну, невзлюбил меня, настоящий неряха, жить в неволе, осеннее ненастье. Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |